Армия на Бурее побеждает стихию

image_print

На протяжении месяца сводный отряд Минобороны РФ ликвидирует последствия завала на Бурейском водохранилище.

Подготовка к очередному подрыву.

За этот период военным инженерам удалось пробить протоку сквозь скальные породы, обрушившиеся в русло реки. На сегодняшний день длина канала составляет 210 м, ширина от 100 до 150 м, в том числе по дну от 80 до 130. Глубина прорана 23 м, в том числе 5 м ниже поверхности воды, скорость течения более  10 м/с на входе, 18-20 м/с на выходе, пропускная способность 1,4 тыс. кубических метров
в секунду.

Даже не верится, что месяц назад на месте нынешнего полевого лагеря, кроме месива из поваленных деревьев, ничего не было. Ведь именно 11 января первый десант Минобороны высадился на берегу водохранилища. Задача разбить полевой лагерь была первоочередной для той группы военнослужащих. В итоге сводный отряд, который возглавил начальник управления железнодорожных войск Восточного военного округа генерал-майор Андрей Козлов, уже через несколько дней отрапортовал, что полевой лагерь готов. Причём не какой-то собранный на авось, а самый что ни на есть основательный.
Созданные комфортные условия для жизни позволяют специалистам сводного отряда полностью сосредоточиться на задаче по ликвидации завала, не отвлекаясь на быт. Ежедневно с Большой земли к месту обрушения доставляются тонны специальных грузов, ведь военные инженеры практически не прекращают работы по расширению прорана для восстановления нормального гидрологического режима Бурейского водохранилища.
С помощью подрывов тротила и кумулятивных зарядов в левом и правом берегах прорана проведено спрямление русла реки. Происходит размытие и обрушение берегов. Подрывы проводятся таким образом, что высвобожденный грунт и горная порода уносятся вниз по течению.

Всего с начала подрывных работ на реке Бурея использовано около 280 тонн тротила и подорвано более 500 комплектов кумулятивных зарядов

Работа экскаватора на берегу прорана.

Стоит отметить, что, после того как первый проран соединил два бассейна, была предотвращена угроза затопления населённых пунктов близи Бурейского водохранилища и подтопления инженерных сооружений Байкало-Амурской магистрали.
Если в первые дни гружёные вертолёты курсировали только в одну сторону, то сейчас они максимально используются в обе стороны. Так, за последние дни была осуществлена перевозка на аэродром Украинка части высвободившихся материальных средств и взрывчатых веществ (КЗ-4 – 473 комплекта, КЗ-5 – 394 комплекта, ДРП-4 – 98 штук, а также топливозаправщика АЦ-5,5 и двух снегоходов).
Всего с начала подрывных работ на реке Бурея использовано около 280 тонн тротила и подорвано более 500 комплектов кумулятивных зарядов. К выполнению задач привлечены 462 человека, 35 единиц военной и специальной техники. Из них от Вооружённых Сил Российской Федерации 356 человек и 16 единиц техники, в том числе шесть вертолётов армейской авиации, беспилотный летательный аппарат «Орлан-10», а также снегоходы «Буран». Кроме того, от ПАО «РусГидро» в районе выполнения задачи сосредоточены девять единиц специальной техники (экскаватор, бульдозер, вахтовый автомобиль на базе ЗИЛ-131, ПБУ-2 на базе КамАЗ-5350, фронтальный погрузчик XCMJ300, АТЗ-55 на базе «Урал-4320», два снегохода «Буран» и самосвал).
На месте обрушения побывал министр лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Алексей Венглинский. Он сообщил, что для выравнивания верхней с нижней частью реки нужно около 8–10 дней. Людям и транспорту по-прежнему опасно находиться на льду водохранилища – как в Амурской области, так и в Хабаровском крае. «Это связано с вероятностью залома льда, выхода воды на поверхность и с резким падением уровня воды», — пояснил глава минлесхоза Приамурья.

Роман БИРЮЛИН, «Красная звезда»