«Иван Грен» пройдёт проверку в Арктике

На Северном флоте начинает боевой путь новый большой десантный корабль.

Прибытие нового корабля в Кольский залив. Фото Льва ФЕДОСЕЕВА.

Незадолго до Дня моряка-надводника на Северный флот прибыл большой десантный корабль «Иван Грен», совершивший межфлотский переход с Балтики. Осенняя Атлантика устроила для него суровое испытание, и к чести корабля-новостройки он это выдержал достойно, все системы и механизмы работали бесперебойно.

БДК «Иван Грен» – головной корабль проекта 11711 – был заложен в Калининграде на судостроительном заводе «Янтарь» в декабре 2004 года, спущен на воду в мае 2012 года. Он стал самым большим десантным кораблём в Военно-морском флоте. Его длина 120 метров, ширина – 16,5 метра, осадка – 3,6 метра. Водоизмещение – более 5000 тонн, что существенно увеличивает его возможности. БДК способен развивать скорость хода до 18 узлов и рассчитан на дальность плавания 3500 миль. В автономном плавании он может находиться 30 суток.
Ввод в строй боевой единицы продвигался непросто. Продолжительное время шли швартовые и заводские ходовые испытания нового корабля, проводились доработки и усовершенствование работы оборудования. Возникли трудности и на этапе проведения госиспытаний, но ПАО «Невское проектно-конструкторское бюро», которое проектировало этот корабль, и АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» постепенно их решили, устранив все замечания. Многократные проверки морем на Балтике позволили выявить все недоработки в системах и механизмах. Выполненные работы обеспечили достижение параметров, заявленных проектировщиками.
И вот в начале лета 2018 года приёмочная комиссия подписала акт о завершении государственных испытаний. 20 июня на корабле подняли Андреевский флаг – и он вошёл в состав Северного флота.
В конце октября БДК «Иван Грен» совершил за неделю межфлотский переход из Балтийска вокруг Скандинавского полуострова через четыре моря и впервые оказался за Полярным кругом в Баренцевом море.
Как рассказал командир капитан 2 ранга Виктор Васильев, перед выходом в поход на корабле прошла тщательная подготовка к прохождению балтийских проливов и узкости Кольского залива. На БДК состоялись учения по прохождению узкостей, тренировки вахтенных офицеров и специалистов штурманской боевой части, проверка знания ими навигационных особенностей районов плавания.
– На этом корабле воплощены в жизнь все новинки военно-морской мысли, – отметил на торжественном митинге командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов. – Это и навигационное, радиотехническое вооружение, и средства связи, и новые мощные двигатели.
Во время перехода с Балтики на Северный флот обязанности старшего на межфлотском переходе исполнял начальник штаба соединения десантных кораблей капитан 1 ранга Юрий Давитян. Он отметил, что сложнее всего пришлось в Атлантике: море штормило, то и дело усиливался ветер. Это суровое испытание корабль перенёс стойко. Технические средства и его системы жизнеобеспечения работали без нареканий.

Отличные ходовые качества нового БДК подтвердились на межфлотском переходе

Отличные ходовые качества нового БДК подтвердило и командование корабля.
– Межфлотский переход показал, что управляемость, мореходность, остойчивость корабля, его обитаемость и живучесть на хорошем уровне, – сообщил командир БДК «Иван Грен» капитан 2 ранга Виктор Васильев.
Как объяснил командир, новый корабль имеет такое же предназначение, как и его предшественники, – перевозка и высадка десанта, транспортировка боевой техники, различного оборудования и грузов. Однако его расширенные возможности позволяют это выполнять в значительно больших объёмах.
Экипаж в сто человек готов разместить на борту корабля три сотни морских пехотинцев. БДК может принять на борт 13 боевых танков массой до 60 тонн или до 36 бронетранспортёров. Примечательно, что на БДК есть крытый ангар и вертолётная площадка. Здесь могут разместиться два транспортно-боевых Ка-29 или поисково-спасательных Ка-27.
«Иван Грен» заметно отличается от своих собратьев внушительными размерами и непривычной архитектурой. Удивительно, но иллюминаторы на БДК есть только на ходовом посту и в расположенной там штурманской рубке, а также в кормовой надстройке, где находится пост управления полётами.
Грозный вид кораблю придаёт бронированная надстройка. Здесь использована сталь толщиной около 30 мм, что особенно важно для носовой и кормовой надстроек, в которых расположены командные пункты, осуществляющие управление системами и средствами корабля.
Потенциал корабля был настолько привлекателен ещё на стадии строительства, что немало моряков-балтийцев, узнав о формировании экипажа, перевелись сюда служить. Они без сожаления сменили Балтику на Крайний Север и теперь будут нести вахты на страже Заполярья.
В их числе – старший комендор старший матрос Всеволод Галаев. Он родом из Смоленска, по призыву попал на флагман Балтийского флота – большой десантный корабль «Калининград». Служил мотористом главного двигателя, а когда узнал, что на новом корабле комплектуют экипаж, подал рапорт на перевод.
– Мне предложили по контракту должность комендора, и я сразу согласился, – рассказал старший матрос Всеволод Галаев. – Служу здесь с 2015 года. Обещали, что будет интересно – так и оказалось. Отличие от прежних БДК практически во всём: новые системы, другое оборудование, комфортные условия. Мне хотелось узнать новое вооружение, освоить его, что и случилось. Теперь отвечаю за арт­установку АК-630М-2 «Дуэт».
Эта современная двухавтоматная 30-мм автоматическая артиллерийская установка обеспечивает скорострельность до 10 тысяч выстрелов в минуту. Она предназначена для обеспечения противоракетной обороны корабля в ближней зоне: дальность стрельбы составляет шесть километров, скорострельность – две с половиной секунды. «Дуэт» рассчитан на поражение противокорабельных ракет и иных видов управляемого оружия. Также эта артиллерийская установка может применяться для уничтожения самолётов, вертолётов и беспилотных летательных аппаратов противника, малоразмерных надводных и береговых целей.
В числе тех, кто изъявил желание проходить службу по контракту на корабле, и рулевой штурманской боевой части младший сержант Иван Бортников. За непродолжительный период корабельной службы ему особенно запомнилось участие БДК в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге. Кстати, «Иван Грен» дважды был представлен на этом важнейшем празднике моряков в парадном строю на Кронштадтском рейде Финского залива.
Новый корабль с нетерпением ждали на Северном флоте. Ввод его в состав сил постоянной готовности существенно расширит возможности ВМФ в отдалённых районах Мирового океана.
Холодное Заполярье встретило новую боевую единицу солнечной погодой. Полный штиль в Кольском заливе после недели плавания в сложных гидрометеорологических условиях показался морякам подарком судьбы. Под праздничные марши военного оркестра под управлением капитана Дениса Гольдорфа прошла швартовка корабля у одного из североморских причалов – в месте его постоянного базирования.
В Североморске «Ивана Грена» встретил высший руководящий состав Северного флота и Кольской флотилии разнородных сил СФ, а так же командование входящей в её состав бригады десантных кораблей, боевой потенциал которой теперь усилен новым БДК.
Как отметил командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов, теперь БДК «Иван Грен» предстоит вписать свою страницу в историю развития Военно-морского флота страны.
Экипажу надо заново сдать задачи К-1 и К-2 уже в северном районе. После завершения цикла базовой подготовки корабль отправится выполнять ряд задач в полигоны Баренцева моря и освоит новый театр морских действий. Моряки ответственно готовятся к сдаче очередных задач по плану боевой подготовки, так как понимают, что в Заполярье система требований высока и связана она со сложными условиями Арктического региона.

Ольга ВОРОБЬЕВА, «Красная звезда» 

Североморск