«Когда «В ружьё!» скомандовало время»

image_print

Под таким названием выпущен в свет коллективный сборник, посвящённый творческому подвигу журналистского отряда страны в годы Великой Отечественной войны.

Война потребовала коренных перемен в деятельности редакций газет, журналов, радио. Менялась структура редакций. Отделы, призванные освещать события на фронте, укреплялись самыми мобильными и талантливыми сотрудниками. Оперативно формировалась корреспондентская сеть в составе действующих армии и флота. Разветвлённой, всеохватной становилась военная печать. В 1942 году в войсках и на флоте издавались 1433 газеты и журнала общим тиражом 8,5 млн экземпляров. И это при острейшем дефиците бумаги, ставшей в условиях войны стратегическим продуктом. Практически круглосуточно в городских квартирах и на селе работали радиоточки. И какой горькой ни была бы газетная строка, как бы радиодиктор ни скрывал за ровным голосом тревогу, нужное как воздух слово вселяло надежду, веру: победа будет за нами.

Идея рассказать в год 75-летия Великой Победы о том, как именно работали в военное лихолетье журналисты, как рождались яркие, значимые публикации, вспомнить погибших при выполнении редакционных заданий принадлежит Союзу журналистов Москвы. Ветераны информационного фронта, те, кто трудится в газетах, на радио сегодня, её горячо поддержали. Сборник получился содержательным, познавательным, насыщенным интересными деталями, поучительными эпизодами. В нём немало имён, которые, к сожалению, по разным причинам полузабыты.
В разделе, посвящённом газете «Правда», читатель встретит материал о том, как собкор «Правды» Пётр Лидов первым рассказал о подвиге у деревни Петрищево юной партизанки, которая называла себя Таней. А через две недели в газете появился ещё один его очерк – «Кто была Таня». Стране и миру стало известно подлинное имя героини-комсомолки: Зоя Анатольевна Космодемьянская. Фотокорреспондент партийного органа Сергей Струнников первым опубликовал снимки, сделанные на месте трагической гибели юной москвички.
Война полна драматизма: 22 июня 1944 года два друга – Пётр Лидов и Сергей Струнников погибли на военном аэродроме близ Полтавы.
В разделе, повествующем о военных буднях «Известий», приведён такой фрагмент из воспоминаний сотрудника газеты тех лет Леонида Кудреватых: «…14 октября 1942 года Гроссман, Гехман («Красная звезда») и я поехали через Волгу в дивизию Родимцева, потом в штаб армии Чуйкова.
Ночная Волга, небо освещено тысячами трассирующих пуль, взрывы зенитных снарядов наверху, а Волгу прошивают с обеих сторон трассирующие пули, посередине реки идёт катерок, а ты в нём находишься. Надо сказать, что ощущения не лучшие. Но я благодарен Гроссману, который вовлёк меня в эту операцию, и я в тяжёлые дни побывал в Сталинграде».
В годы войны в войска, на передовую, в почтовую и фельдъегерскую сети страны было отправлено 1197 номеров «Красной звезды». В сборнике мы видим насыщенную деталями хронику выпуска газеты, представляющую повествование о том, как ведомственное до этого издание, рассчитанное на особую категорию читателей, людей в шинели, в динамике войны становилось одним из массовых и самых востребованных и на фронте, и в глубоком тылу.
Авторитет центрального органа Народного комиссариата обороны Союза ССР определялся тем, что перед войной штат редакции укрепили склонными к литературному творчеству специалистами военного дела. В строй краснозвёздовцев стали преподаватели тактики и стрелкового дела на курсах «Выстрел» Иван Хитров и Викентий Дерман, танкист Пётр Коломейцев, артиллеристы Виктор Смирнов, Пётр Назаренко и Сергей Сапиго, лётчик, командир авиаотряда Николай Денисов, зачисленные на должности инструкторов (консультантов), а с началом войны редакционный аппарат пополнили специальные корреспонденты из числа писателей: Илья Эренбург, Пётр Павленко, Михаил Шолохов, Константин Симонов, Алексей Сурков, Василий Ильенков, Евгений Габрилович, Василий Гроссман, Андрей Платонов, Александр Авдеенко. Имена говорят сами за себя. Все они, кроме Эренбурга, призывались из запаса в кадры РККА, получали в редакции обмундирование, оружие, специальные пропуска, освобождающие от проверки документов на дорогах.
Спецкоры-литераторы отличались не только отвечающим духу войны стилем и словом. Знакомые с довоенных лет имена на страницах военной газеты убеждали читателя: писатели тоже в пилотках, тоже в общем строю, в полной мере разделяют личную судьбу с судьбой Отечества, народа.
За годы Великой Отечественной войны 17 сотрудников редакции «Красной звезды» погибли в служебных командировках, а семь получили ранения, в том числе литсекретарь Рувим Моран и спецкор подполковник Василий Ильенков – тяжёлые.
В разделе, освещающем военные будни «Комсомольской правды», внимание читателя привлекут очень тёплые слова о редакторе газеты Борисе Буркове. К месту пришёлся отзыв о нём краснозвёздовца Константина Симонова: «…Осенью 1941 года, в дни, когда немцы подходили к Москве, а Буркова назначили редактором «Комсомольской правды», он в моих глазах был человеком совсем молодым… Был он долговязый, с длинными руками и ногами, вихрастый, весёлый, решительный. Было в нём тогда много молодого, рискованного, задорного обаяния. И не было желания напоминать, что он редактор, что он главнее всех в газете, что за ним последнее слово. Хотя человек он был твёрдый, и когда следовало оставить последнее слово за собой, умел это делать». Бурков руководил молодёжной газетой всю войну.
«Комсомольская правда» военных лет — это Юрий Жуков, Матвей Черненко, Алексей Кравченко. Это Аркадий Гайдар, жизнь которого оборвалась 26 октября 1941 года. В одном из номеров «Комсомольская правда» писала:
«…подлинного корреспондента надо искать не в прихожей у командующего, а на командном пункте батальона, в блиндаже, у походного костра».
Много интересного, малоизвестного читатель найдёт в очерках о военных буднях, творческих свершениях других газет – «Труда», «Вечерней Москвы», весьма боевитой «Пионерской правды».

На снимке 1939 года военные фотокорреспонденты (слева направо): Павел Трошкин, Михаил Бернштейн и Виктор Тёмин. Известинец Трошкин погиб в перестрелке с бандеровцами под Станиславом (ныне Ивано-Франковск) в 1944 году, краснозвёздовец интендант
2 ранга запаса Бернштейн погиб в окружении под Харьковом в 1942 году, краснозвёздовец капитан Тёмин окончил боевой путь съёмкой подписания акта о капитуляции Японии.

Бесценный опыт можно почерпнуть из раздела, посвящённого деятельности Совинформбюро, органа, созданного Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 24 июня 1941 года. Авторский актив Совинформбюро насчитывал около 80 человек. Кроме штатных собственных корреспондентов, это были известные миру советские писатели, журналисты, общественные деятели. Более трёхсот статей для Совинформбюро в годы войны написал Илья Эренбург, служебный кабинет которого находился в редакции «Красной звезды». В Совинформбюро на постоянной основе с сохранением воинских званий трудились полковник Павел Ризин, переведённый из «Красной звезды», один из довоенных ответственных редакторов центральной военной газеты полковник Евгений Болтин.
В сборнике представлены обстоятельные обзоры о работе в дни войны сотрудников ТАСС, Всесоюзного радио. «В эти суровые годы, – писал Маршал Советского Союза А.М. Василевский, – оставаясь информатором, агитатором, пропагандистом культуры и искусства, радио вместе с тем было для людей чем-то неизмеримо большим – великой моральной силой, счастливым вестником, надеждой и опорой в самую трудную минуту». В подтверждение всего один факт: благодаря помощи радио 30 216 разлучённых, потерявших из-за переездов связь семей нашли родных. А разве мы когда-нибудь забудем неповторимый тембр голоса всенародно почитаемого диктора Юрия Левитана?
Сборник «Когда «В ружьё!» скомандовало время» адресован широкому кругу читателей, интересующихся не таким уже далёким прошлым своего Отечества. Для тех же, кто ищет свою судьбу в журналистике, это источник бесценного опыта, который мы обязаны хранить вечно.

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда»