Подвиг длиною в 40 секунд

В аварийной ситуации сержант Михаил Еманов из Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков сумел сохранить и самолёт, и жизни людей. Свою и тех, кто был на земле.

Сержант Михаил ЕМАНОВ.
Фото автора.

Лётчики говорят, что двух одинаковых полётов не бывает. А тот учебный вылет курсанта Краснодарского ВВАУЛ сержанта Михаила Еманова и вовсе преподнёс «сюрприз», каких не пожелаешь и врагу. Нештатная ситуация возникла спустя всего две минуты после отрыва шасси его учебного Л-39 от взлётно-посадочной полосы. При скорости около 300 км/ч на высоте 180 метров машина столкнулась с птицей.

– Удар был неожиданным и весьма ощутимым, – восстанавливает в памяти события Михаил. – Лобовое стекло кабины разбилось, осколки ударили по лицу, произошла разгерметизация. Ощущения – лёгкий шок. Но сразу же включился «автомат сознания»: вспомнился порядок действий в подобной нештатной ситуации.
Как потом показал тщательный разбор, тушку крупной птицы после столкновения с кабиной и осколки остекления воздушным потоком отбросило в воздухозаборник двигателя. Специалисты по безопасности полётов подобную ситуацию оценивают однозначно: лётчику целесообразно покинуть самолёт. Именно такую команду и дал в эфир руководитель полётов майор Евгений Коробков, услышав доклад курсанта о возникшей нештатной ситуации и параметрах полёта. Однако встречный поток воздуха оглушил Михаила, и команды с земли он не расслышал.

Он был исполнен желания не только сохранить учебную машину, но и увести её из зоны жилых застроек, которые зафиксировал взглядом в первые же секунды

Вообще, подобный случай, да ещё и при наборе высоты – особо серьёзное испытание для лётчика. Ситуация не оставляет времени для промедления. И здесь Михаил употребил все навыки, полученные во время выполнения учебных полётов, а их в его копилке набралось на 122 часа. Припомнил он и обстоятельную школу инструктора капитана Евгения Бондаренко, с которым они не раз отрабатывали «аварийные» ситуации с отказом двигателя. А главное – будущий офицер проявил железную волю в преодолении критической ситуации.
Его реакция сработала сразу же – идти на посадку. Поняв, что приземлить самолёт обратным курсом не позволят скорость и высота, стараясь удерживать машину от заваливания, он повёл борт, ещё послушный управлению, на замеченное по прямому курсу поле.
…Этот подвиг курсанта длился не более сорока секунд. Подвиг, потому что шёл он на осознанный риск, выводя самолёт в сложнейшей ситуации на аварийную посадку. Он был исполнен желания не только сохранить учебную машину, но и увести её из зоны жилых застроек, которые зафиксировал взглядом в первые же секунды. Покинь он борт Л-39, и тот в неуправляемом режиме мог бы рухнуть на крыши жилых домов. Что могло произойти с учётом полной заправки горючим – страшно даже представить. Кстати, в районе возможного падения располагалась ещё и газонаполнительная станция…
Мужественные и грамотные действия курсанта по достоинству были отмечены созвучной по названию наградой – орденом Мужества. Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу, вручая на Всеармейском фестивале «Армия России – 2018» сержанту Еманову награду в номинации «Мужество и честь», отметил, что Михаил, по сути, свой боевой путь начал с опережением, применив в чрезвычайно сложной ситуации знания и навыки.
…Путь в военную авиацию курсанта-лётчика простым не назовёшь. В Краснодарское высшее авиационное училище он поступил только с четвёртого захода. Между этими попытками успел два года отучиться на инженера-машиностроителя в Нижегородском политехе, послужить по призыву в армии – командиром отделения в знаменитой Кантемировской дивизии. Его прадеды прошли в пехоте фронтами Великой Отечественной. Деды отслужили своё солдатами в дальних гарнизонах, отец – в ракетных войсках. А вот путь профессионального военного Михаил выбрал в своей рабочей семье первым. И, как он признаётся, ещё ни разу об этом не пожалел.
Сегодня сержант Еманов готовится к защите дипломной работы и выпускным государственным экзаменам. Выпуск у лётчиков по традиции проходит осенью. По всем учебным показателям он вполне может рассчитывать на диплом с отличием. Настрой на успешное окончание вуза поддерживают жена Катя и сын Кирилл. На вопрос, где бы он хотел начать свою лейтенантскую службу, сержант Еманов отвечает лаконично: «Там, где есть в этом необходимость. Небо у России – большое».
Общение с Михаилом основательно убедило, что «нынешнее племя» защитников Отечества ничуть не слабее «старой гвардии» воинства нашей страны. А те 40 секунд, что случились в его жизни, будущий офицер-авиатор считает всего лишь сложными условиями полёта, с которыми он всего-навсего успешно справился.

Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда»