Работали на полный радиус

image_print

Полёты над нейтральными водами любого океана и ключевых в стратегическом отношении морей для дальней авиации в приоритете.

Генерал-лейтенант Сергей КОБЫЛАШ.

В преддверии профессионального праздника на вопросы «Красной звезды» отвечает командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Сергей КОБЫЛАШ.

– Сергей Иванович, какие мероприятия боевой подготовки стали для дальней авиации в этом году знаковыми?
– Все задачи боевой подготовки, поставленные главнокомандующим Воздушно-космическими силами, командующим военно-воздушными силами соединениям и воинским частям дальней авиации на 2018 учебный год, выполнены в полном объёме и качественно.
С соединениями, частями и подразделениями дальней авиации в 2018 учебном году проведены все запланированные лётно-тактические учения, а с частями и подразделениями обеспечения – все тактико-специальные учения.
В целом более 40 ЛТУ и ТСУ.
Кроме того, личный состав объединения в течение года принимал участие в мероприятиях оперативной и боевой подготовки по плану вышестоящих органов военного управления. Напомню о наиболее значимых из них. Это манёвры «Восток-2018», учение Стратегических ядерных сил, совместное антитеррористическое учение «Иссык-Куль–Антитеррор – 2018», совместное учение вооружённых сил государств – членов ШОС «Мирная миссия – 2018», командно-штабное учение с воинскими контингентами коллективных сил быстрого реагирования Организации Договора о коллективной безопасности «Взаимодействие-2018».
– Сколько лётчиков в завершившемся учебном году прошло подготовку на командиров кораблей? Какой средний налёт на экипаж и общий налёт всей дальней авиации?
– В 2018 учебном году продолжалась подготовка лётных экипажей, в том числе по сложным видам подготовки. Имею в виду полёты на дозаправку топливом в воздухе, строем, при метеоминимуме погоды.
В 2018 учебном году экипажи дальней авиации налетали более 20 тысяч часов. Средний налёт на экипаж – более 100 часов.
Особенностью боевой подготовки в 2018 учебном году стала прежде всего высокая интенсивность мероприятий, которые сопровождались реальными практическими вылетами, в том числе с проведением практических пусков ракет. Особое внимание уделялось взаимодействию с другими родами авиации и силами Военно-морского флота.

Также отмечу, что для выполнения задач в этом году была привлечена модернизированная техника и применялись новые образцы авиационных средств поражения.
В 2018 учебном году с аэродрома Анадырь впервые выполняли полёты самолёты Ту-160. Этот арктический аэродром был задействован при проведении лётно-тактического учения с авиационным полком.
Сложность задачи состояла в том, что посадка на данный аэродром, незнакомый для экипажей, производилась после выполнения длительного полёта в арктических широтах с неустойчивыми метеоусловиями. При организации таких полётов важно учитывать все факторы – недостаточное количество запасных аэродромов, повышенный остаток топлива на посадке и некоторые другие. Полёты в арктических широтах требуют от экипажа особенно высокой боевой выучки, ответственности при решении задач навигации и пилотировании самолёта.

В 2018 учебном году экипажи дальней авиации налетали более 20 тысяч часов. Средний налёт  на экипаж – более 100 часов

Впервые в этом учебном году мы выполняли практические пуски новых авиационных управляемых ракет строевыми экипажами на морском полигоне, по морской цели. Не без гордости подчеркну: Пуски произведены штатно, все ракеты поразили цель, что доказывает высокую эффективность новых авиационных средств поражения и умелое их применение.
– Какие задачи экипажи дальней авиации недавно выполняли в Венесуэле?

Фото Вадима Савицкого.

– В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации авиационная тактическая группа командования дальней авиации – два стратегических ракетоносца Ту-160 с обеспечивающими силами – выполнила полёты с дозаправкой топливом в воздухе в Карибском регионе и произвела посадку на аэродроме Майкетия Республики Венесуэла. Особенностью выполнения задачи стали большая продолжительность полёта над Атлантическим океаном, в районах грозовой деятельности с высоким вертикальным развитием. Перед экипажами стояла задача выбора оптимального маршрута полёта на заданной высоте с учётом обхода зон грозовой деятельности, при постоянном контроле остатка топлива, что требовало от лётного состава профессионального мастерства.
По прилёте в Венесуэлу экипажи получили опыт выполнения полётов в удалённых географических районах, а также в условиях южных широт.
– Посол США в Колумбии Кевин Уитакер назвал Ту-160 «музейными экспонатами». Как Вы относитесь к данному заявлению?
– Данное заявление является непрофессиональным и вызвано чувством зависти российских недоброжелателей. За всю историю авиации сверхзвуковому стратегическому ракетоносцу Ту-160 по скорости, предельной высоте полёта и дальности нет аналогов во всем мире. Его максимальная скорость составляет — 2230 км/ч. Это, подчеркну, больше чем у истребителей, стоящих на вооружении в странах НАТО. Имеющееся в арсенале Ту-160 современное ракетное вооружение, скорость и высота позволяют ему эффективно наносить удары, не заходя в зону действия ПВО вероятного противника. Задел созданный конструкторами при его проектировании ещё далеко не исчерпан. В ближайшее время дальняя авиация получит модернизированные самолёты Ту-160М2 с улучшенными характеристиками. Поэтому на ближайшие годы конкурентов у этого самолета нет. А за критикой дипломатического работника США скрыта, думается, самая простая зависть.
– Пожалуйста, несколько поподробнее о ходе модернизации авиапарка дальней авиации.
– Проводимая модернизация продлит срок эксплуатации этих самолётов до 45–50 лет. На них будет установлена принципиально новая авионика кабины экипажа. Бортовые радиоэлектронные системы заменят на бортовой радиоэлектронный комплекс с интегрированной информационно-управляющей средой. В состав комплекса войдут новые перспективные системы: инерциальные, астроинерциальные, спутниковые навигационные, радиотехнические ближней навигации, воздушных сигналов, а также бортовой комплекс обороны, комплекс радиоэлектронной борьбы.
Это позволит самолёту применять как уже существующие средства поражения, так и перспективные увеличенного радиуса действия.
Все работы промышленность проводит в соответствии с согласованным планом-графиком и при высоком качестве.
– Какова интенсивность полётов стратегических ракетоносцев по плану воздушного патрулирования?
– Она определяется вышестоящими органами военного управления.
В 2018 учебном году экипажи авиационных частей объединения выполняли вылёты на воздушное патрулирование в акваториях Чёрного, Балтийского, Каспийского, Берингова, Баренцева морей, Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов, практически во всех географических районах.
Полёты над безориентирной местностью, водной поверхностью и в условиях Арктики – сложный вид лётной подготовки. Они требуют от лётного экипажа высокой воздушной выучки и комплексного подхода к вопросам навигации и боевого применения. Современные авиационные комплексы, стоящие на вооружении дальней авиации, позволяют летать в любую точку мира. Все лётные экипажи проходят соответствующую подготовку и способны выполнить боевую задачу в любом географическом районе автономно или при обеспечивающих действиях самолётов-заправщиков, а также сил и средств других объединений ВВС и ПВО, флота.
– Был ли проведён анализ применения дальней авиации в Сирии?

Инфографика: Ирина Литовкина.

– В соответствии с решением Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами РФ для выполнения задач в Сирийской Арабской Республике привлекались стратегические самолёты Ту-160, Ту-95МС, применявшие высокоточное оружие большой дальности, и модернизированные самолёты Ту-22М3, применявшие обычные авиационные бомбы.
Основные задачи дальней авиации – поражение защищённых командных пунктов боевиков, складов оружия, топлива и боеприпасов.
Впервые в истории стратегические самолёты для решения боевых задач в мирное время применяли высокоточное оружие на дальности несколько тысяч километров.
Дальние бомбардировщики Ту-22М3 выполняли полёты с оперативных аэродромов на полный радиус действия самолёта с применением авиационных бомб над территорией противника.
Современное оборудование модернизированных кораблей, как стратегических ракетоносцев, так и дальних бомбардировщиков, позволило выполнить пуски ракет с максимальных дальностей и бомбометание с больших высот, в сложных метеоусловиях, с высокой точностью. Все назначенные объекты были поражены прямыми попаданиями, экипажи отработали на оценку «отлично».
В целом за весь период участия дальней авиации в борьбе с терроризмом задачи по поражению объектов противника были решены качественно и без потерь. Авиационная техника отработала без замечаний, подтвердились высокие показатели точности, надёжности и работоспособности самолётов, в том числе и при выполнении задач с оперативных аэродромов.
Модернизация самолётов дальней авиации с целью повышения точности навигации и боевого применения в условиях выполнения боевых задач в Сирии полностью оправдала себя и показала, что мы на правильном пути.
– Как готовятся экипажи к боевому применению?
– Полученный экипажами боевой опыт постоянно анализируется, обобщается и внедряется в подготовку лётного состава. Корректируем программы и задачи, совершенствуем методики лётной подготовки. Особое внимание уделяем сложным видам подготовки экипажей – полётам в составе группы, со взлётом и посадкой с максимальным весом, с дозаправкой топливом в воздухе, с посадкой на других аэродромах при минимальных значениях погодных условий, над безориентирной местностью, полётам с заходом на посадку при ограниченном использовании радиотехнических средств, с посадкой на взлётно-посадочную полосу ограниченных размеров.
Продолжается активная подготовка экипажей на модернизированной авиационной технике с применением новых образцов ракетного и бомбового вооружения.
Отрабатываем новые формы и способы ведения боевых действий во взаимодействии с соединениями и частями других видов Вооружённых Сил РФ, командований ВКС.
– Дальняя авиация богата традициями. Что для вас, изначально лётчика оперативно-тактической авиации, в обычаях дальников стало в новинку?
– Когда я пришёл в дальнюю авиацию, сразу отметил одну важную особенность – высочайшую степень ответственности личного состава. Что касается именно традиций, то здесь выражается ярче, чем в других родах авиации, преемственность поколений. Командиры всех уровней с большим трепетом подходят к подготовке молодых лётчиков. Большую роль в воспитании и обучении личного состава играют ветеранские организации дальней авиации. Наши ветераны участвуют практически во всех мероприятиях. Поддержка старших поколений здесь особенно чувствуется. Вот везде вроде бы, это есть, но в дальней авиации проявляется сильнее, предметнее.
Не могу не отметить ещё одну традицию дальней авиации. Это вручение экипажу, совершившему боевой практический пуск ракет, после приземления запечённого поросёнка. Девушки, вручающие блюдо, одеты в национальные костюмы. Очень красивый церемониал, характерный именно для дальней авиации.

Александр ПИНЧУК, «Красная звезда»