С крепким тылом ВКС по силам любые задачи

Эффективность структуры МТО Воздушно-космических сил доказана временем.

О системе материально-технического обеспечения Воздушно-космических сил, о том, как она функционирует, какие имеет перспективы развития «Красной звезде» рассказал заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами по материально-техническому обеспечению генерал-майор Забит ХЕИРБЕКОВ.

– Забит Сабирович, структура материально-технического обеспечения Воздушно-космических сил была сформирована 1 августа 2015 года. Расскажите, что она собой представляет, какие органы военного управления входят в МТО ВКС, какие задачи они решают?

Генерал-майор Забит ХЕИРБЕКОВ.

– Воздушно-космические силы как новый вид Вооружённых Сил сформированы относительно недавно – с августа 2015 года. В их состав вошли объединения, соединения, воинские части и организации Военно-воздушных сил и войск Воздушно-космической обороны, состоящих из космических войск и войск противовоздушной обороны.
При строительстве системы материально-технического обеспечения нового вида Вооружённых Сил командование ВКС с самого начала было нацелено на приведение всех структур в соответствие с решаемыми задачами самых разных уровней и направлений.
Структура МТО ВКС состоит из основного управления МТО Главного командования ВКС и органов военного управления во всех соединениях, воинских частях и организациях ВКС, которые составляют «единый ствол» управления на всех уровнях.
Сегодня в структуре МТО ВКС имеются все службы и отделы, необходимые для всестороннего обеспечения деятельности войск (сил) и решения неотложных задач, в том числе и служба пожарной безопасности, ветеринарно-санитарная служба, экологическая служба.
Если говорить о задачах, стоящих перед управлением МТО ГК ВКС, то хотелось бы заметить, что само понятие материально-техническое обеспечение весьма обширно и охватывает огромное количество направлений деятельности.
Это не только обеспечение войск (сил) по всем видам довольствия, таких как продовольствие, вещевое имущество, горюче-смазочные материалы, запасные части для авиационной, автомобильной и специальной техники, обеспечение полётов авиации, но и решение вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности подчинённого личного состава, содержанием и обслуживанием военных городков, объектов жилищно-коммунального хозяйства, решения экологических вопросов, ветеринарного надзора и многое, многое другое.
Важнейшей задачей, стоящей сегодня перед управлением МТО ГК ВКС, является обеспечение подразделений ВКС современными образцами вооружения, военной и специальной техникой, поддержание её в постоянной готовности к применению по назначению в любых условиях обстановки.
Для реализации всего этого мы в сентябре 2018 года ввели в состав управления МТО ГК ВКС автомобильную службу, наделённую необходимыми функциями.
– Как вы оцениваете работу подчинённого управления за пятилетний срок? Чего удалось достичь? Что ещё предстоит сделать?
– Могу сказать, что за пять лет работы нам удалось создать достойный, сплочённый коллектив из знающих своё дело специалистов, способных выполнять все задачи, стоящие перед командованием ВКС и управлением МТО ГК ВКС, в том числе по линии ответственности в подчинённых соединениях, воинских частях и организациях.
Мы создали на всех уровнях систему бесперебойного обеспечения соединений, воинских частей и организаций ВКС всеми видами довольствия, начиная от поставок автомобильной и специальной техники и запасных частей к ним, горючего, продовольствия, вещевого имущества, имущества по номенклатуре ракетно-артиллерийского вооружения и заканчивая имуществом пожарной и квартирно-эксплуатационной службы.
К примеру, за указанный период в войска поставлено: более 570 единиц автомобильной техники, более 5 тысяч тонн автомобильного имущества и запасных частей к специальной технике, порядка 10 тысяч комплектов средств индивидуальной бронезащиты, более 40 тысяч огнетушителей и около 7 тысяч единиц спецтехники, более 7,5 тысячи тонн горючего, свыше 11 млн предметов военной формы одежды.
И это только часть от объёма поставок.
Мы развиваем стационарную компоненту МТО. В рамках этой работы построены и введены в эксплуатацию 13 топливозаправочных комплексов, позволяющих в разы сократить время заправки летательных аппаратов; приведены в соответствие и модернизированы более 20 парков для хранения машин. В рамках этой же работы для обеспечения условий хранения новых образцов ВВСТ в войска поставлены более 10 тенто-мобильных укрытий. Проведён капитальный ремонт 22 зданий и сооружений, выполнено более 1 тысячи текущих ремонтов объектов, большую часть которых – собственными силами.
Более 70 объектов оборудованы системами автоматического пожаротушения и более 600 системами пожарной сигнализации. Для обеспечения эффективного расходования топливно-энергетических ресурсов на объектах военных городков ВКС установлено более 13,5 тысячи приборов учёта.
Вопрос, которому мы уделяем особое внимание, это создание комфортных условий для жизни и быта личного состава.
Тут и проведение, как я уже говорил, текущих ремонтов объектов жизнедеятельности: казарм, столовых, мест несения службы. Тут и оборудование их всеми необходимыми средствами: душевые кабины, бытовые стиральные машины, пылесосы, утюги и многое другое.
Если говорить цифрами, то за период существования управления МТО ГК ВКС в воинские части и организации поставлено: бытовых стиральных машин – 1720 штук; пылесосов – 1574 штуки; душевых кабинок – 3200; утюгов – 3450.
Мы проводим большую работу по улучшению организации питания военнослужащих. Сегодня все столовые в частях ВКС работают по принципу «шведского стола»: военнослужащим представлен достаточно широкий выбор блюд. Для удобства столовые оснащены системами контроля управления доступом и заказа питания.
Оборудовано более 570 чайных комнат, где военнослужащие могут с комфортом провести личное время.
Мы плотно занимаемся обустройством военных городков, где проживают семьи военнослужащих, подведомственными школами и детскими садами.
Ведём предметную работу с главами субъектов Российской Федерации, где расположены наши воинские части, по реализации федеральных программ, в том числе «Комфортное жильё». Занимаемся передачей военных городков муниципалитетам в рамках их оптимизации.
Отдельное направление нашей деятельности – это испытание новых образцов вооружения, военной и специальной техники.
Я перечислил лишь часть направлений нашей деятельности.

Для поддержания исправности парка ВВСТ планируется включить в состав объединений и соединений ВКС войсковые ремонтные органы

Кроме того, у нас большие планы, связанные с развитием системы МТО ВКС. В ближайшее время мы планируем реорганизовать управление МТО ГК ВКС с возложением на него дополнительных задач и функций по организации непосредственного обеспечения родов войск (сил) ВКС. Для поддержания исправности парка ВВСТ включим в состав объединений и соединений ВКС войсковые ремонтные органы. В вузах планируется ввести должности заместителей начальника по вооружению. В составе соединений, воинских частей и организаций будем вводить органы управления (отдельные должности), отвечающие за содержание и эксплуатацию казарменно-жилищного фонда.
Возвращаясь к вопросу о нашем коллективе, хотел бы отметить, что мы постоянно находимся на пути самосовершенствования и повышения как своих профессиональных навыков, так и выучки подчинённых.
Поэтому я могу с уверенностью заявить, что мы готовы и справимся с любыми задачами, которые сегодня стоят перед нами
– Воздушно-космические силы активно перевооружаются. Какая техника, в каком количестве и для решения каких задач поступает в подразделения МТО?
– Работу в этом направлении ведём в соответствии с ранее утверждённым планом перевооружения Вооружённых Сил Российской Федерации.
Сегодня в рамках государственного оборонного заказа в воинские части и организации ВКС поступают современные образцы автомобильной техники, предназначенные, как для обеспечения служебной деятельности (перевозка личного состава и различных грузов военного назначения), так и для выполнения ремонта автомобильной техники и обеспечения полётов авиации.
Спектр поставляемой автомобильной техники очень широк: от легковых автомобилей Лада «Веста» и УАЗ «Патриот» до ремонтно-эвакуационных машин РЭМ-КЛ на базе четырёхосного автомобиля «Урал», с помощью которой экипаж из трёх человек может восстановить до четырёх автомобилей в сутки в полевых условиях и осуществить эвакуацию автомобильной техники при её застревании.
Также в воинские части ВКС поставляются бронированные автомобили «Тигр», позволяющие сохранить жизнь военнослужащих в условиях военных конфликтов, и специальные автомобили, предназначенные для подготовки летательных аппаратов к вылету и содержания (ремонта) элементов аэродрома.
За время существования управления МТО обеспеченность новыми образцами автомобильной техники воинских частей и организаций ВКС повысилось с 11 до 50 процентов.
– В последние годы в местах дислокации соединений, частей и подразделений ВКС активно строятся модульные городки. Расскажите об этом.
– Строительство блочно-модульных городков осуществляется в рамках совершенствования объектов инфраструктуры воинских частей и подразделений ВКС. Всего в интересах ВКС поставлено 46 БМГ, которые заменили морально устаревшие и находящиеся в ветхом состоянии объекты в 46 воинских частях. В основном это места несения боевого дежурства, в том числе в воинских частях противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО и ПРО).
Удобство их применения заключается в относительно небольшой цене и коротких сроках возведения, при этом они полностью соответствуют современным тенденциям и требованиям к помещениям.
Эти городки оборудованы всем необходимым для комфортного несения боевого дежурства и решения других задач: это и столовые, и комнаты отдыха, и душевые кабины и даже тренажёрные залы. Каких-то недостатков у этих городков за время эксплуатации не выявлено.
При этом они имеют ряд достоинств, основным из которых является их мобильность. В случае передислокации воинской части блочно-модульный городок в короткие сроки разбирается и перевозится к новому месту. Это очень удобно.
– Совсем недавно главнокомандующий ВКС генерал-полковник Сергей Суровикин рассказал о проведении учения по видам обеспечения перед стратегическим командно-штабным учением. Это учение провели специалисты МТО. Расскажите о его особенностях. Какие цели и задачи решались в ходе учения?
– Учения и практика для нас – школа жизни. Как говорил А.В. Суворов: «Теория без практики мертва, практика без теории слепа», ну и, конечно, всем известна другая его цитата «Тяжело в учении – легко в бою». Поэтому приобретённые нами теоритические знания обязательно должны проверяться и подкрепляться практикой.
Участие в учениях по видам обеспечения и в специальных учениях с органами военного управления, соединениями и воинскими частями материально-технического обеспечения – это возможность на практике отработать вопросы обеспечения авиационных частей, действий подразделений ПВО и ПРО в различных условиях обстановки и увидеть со стороны, насколько эффективна система МТО, и к чему мы реально готовы в условиях решения боевых задач.
Хотел бы заметить, что учения ВКС специфичны и охватывают массу вопросов. Объясняется это тем, что в их состав входят три рода войск – военно-воздушные силы, войска ПВО и ПРО и космические войска.

Всеармейский конкурс на лучшего младшего специалиста (лучшее подразделение) «Армейский запас» охватывает практически все специальности МТО

– В последние годы особенно остро стоит вопрос экологии и участие в экологической очистке регионов Вооружённых Сил, в частности подразделений МТО ВКС. Расскажите, об этой важной работе.
– Экологическая очистка регионов – одно из приоритетных направлений деятельности Минобороны России. В частности, в текущем году мы собственными силами проводим работы по первичной локализации разливов нефтепродуктов ещё с 80-х годов и сбору нефтешлама на 21 объекте, находящихся во Владимирской, Нижегородской, Волгоградской, Саратовской, Архангельской и Мурманской областях.
Для этих целей по временному штатно-должностному расписанию сформированы специализированные подразделения, оснащённые необходимой специализированной техникой и средствами. Всего к этой работе постоянно привлечены более 200 человек и 15 единиц техники.
На сегодняшний день мы полностью завершили работы на девяти объектах. По остальным 12 объектам работы проводятся планово, без отставаний от графиков. Очищено в общей сложности более четырёх гектаров территории воинских частей и собрано более 600 тонн нефтешлама.
– Сегодня в различных органах военного управления, родах войск проводятся различные соревнования и конкурсы по полевой, воздушной, морской выучке? В каких конкурсах задействован личный состав МТО ВКС?
– Соревнования и конкурсы – неотъемлемая часть подготовки военнослужащих и совершенствования их профессионального мастерства. Ежегодно в масштабе Вооружённых Сил и в ВКС также проводится множество конкурсов.
По вещевой службе – «Полевая баня» – на лучшее подразделение банно-прачечного обслуживания вещевой службы. Также проводится конкурс на лучшего специалиста вещевой службы «Русский мундир». Наиболее подготовленные в военно-профессиональном отношении старшины подразделений определяются на состязании «Лучший старшина подразделения Воздушно-космических сил». По продовольственной службе проводится конкурс «Полевая кухня».
Всеармейский конкурс на лучшего младшего специалиста (лучшее подразделение) «Армейский запас» охватывает практически все специальности МТО. Это и продовольственная служба, и вещевая, и служба ГСМ, и метрологическая.
В 2016 году Воздушно-космические силы стали организаторами конкурса, который проводится ежегодно среди подчинённых воинских частей и организаций на лучшую воинскую часть по содержанию вооружения, военной и специальной техники.
За период проведения конкурса в воинских частях ВКС проведена большая и кропотливая работа по улучшению содержания вооружения, военной и специальной техники, повышению эффективности работы должностных лиц, мотивации личного состава в отношении эксплуатации вверенного вооружения. Конкурс создал реальные условия для повышения качества подготовки ВВСТ к боевому применению на основе состязательности, стимулирования ответственности личного состава.
Соревновательный дух, стремление к победе подкрепляет призовой фонд, в который входят наряду с кубками, медалями, дипломами и грамотами ценные подарки – от часов и телефонов до военных и личных транспортных средств.
С 2018 года этот конкурс проводится уже в масштабах Вооружённых Сил.
Хотел бы отметить, что команды от Воздушно-космических сил стабильно показывают достойные результаты и занимают призовые места.
К примеру, в этом году в рамках всеармейского конкурса «Армейский запас» в номинации на лучшее подразделение банно-прачечного обслуживания вещевой службы команда ВКС заняла 2-е место среди военных округов, видов и родов войск.
– Известно, что в авиационных частях существует так называемый «лётный паёк». Как питаются лётчики ВКС, в чём тут отличия от питания остального личного состава?
– Военнослужащие, проходящие военную службу на должностях лётного состава, обеспечиваются питанием по норме № 2, это так называемый «лётный паёк». Во время полётов лётчики подвержены воздействию ряда негативных факторов, начиная от многократных перегрузок, вибрации, шума и заканчивая перепадами температуры и атмосферного давления.
Всё это, как вы понимаете, вызывает нарушение процессов кровообращения и терморегуляции организма, раздражение вестибулярного аппарата, снижает остроту зрения, воздействует на процессы пищеварения и многое другое. Однако правильная организация питания может в значительной степени всё это уменьшить.
Основные отличия лётного пайка от общевойскового в том, что он имеет увеличенное количество мясных, молочных продуктов, свежих овощей и фруктов. В него включены в основном продукты, богатые витаминами А, С и группы В.
Хотел бы отметить, что лётный состав обеспечивается свежими овощами, зеленью, фруктами и ягодами в течение всего года.
В зависимости от выполняемых задач питание лётчиков может осуществляться как в стационарных столовых, так и на аэродромах в полевых столовых, а также на борту самолёта.
Если говорить в целом, то питание лётного состава – это сбалансированный как с научной, так и с медицинской точки зрения процесс, имеющий ряд определённых требований.
Так, в дни полётов приём пищи осуществляется не менее четырёх раз в сутки с интервалом до 4–5 часов. Пищу выдают не позднее, чем за 1,5–2 часа до начала полётов. Вылет лётчиков натощак или непосредственно после приёма пищи запрещается. Из рациона питания исключены продукты повышенной жирности, квашенные, мясокопчёности, вызывающие жажду, газированные напитки и многое другое.
Что касается экипажей, совершающих продолжительные многочасовые полёты, то их питание, как я уже говорил, осуществляется на борту путём выдачи бортовых пайков (норма № 20). Особых различий в наборе продуктов нет. Правда, к бортовому пайку выдается ряд дополнительных продуктов, в том числе натуральный сок. Приём пищи на борту организуется каждые 4 часа, количество пайков соответственно зависит от продолжительности полёта. При беспосадочных полётах продолжительностью до 24 часов и более экипажу выдают поливитаминные препараты.

Александр ПИНЧУК, «Красная звезда»