Система гособоронзаказа доказала надёжность

Об этом рассказал на лекции в Военном университете первый замминистра обороны Руслан Цаликов.

Первый заместитель министра обороны Руслан Цаликов.

В Москве в Военном университете Минобороны РФ первый заместитель министра обороны Руслан Цаликов выступил с лекцией на тему «Основные подходы при решении задач финансового мониторинга государственного оборонного заказа Минобороны России». В режиме видеоконференции лекцию прослушали курсанты и научно-педагогический состав ещё 27 военно-учебных заведений.

Вводная часть лекции была посвящена объяснению того, зачем военное ведомство занимается контролем, а точнее финансовым мониторингом, освоения денежных средств оборонно-промышленным комплексом (ОПК) страны при выполнении государственного оборонного заказа (ГОЗ).
Руслан Цаликов заострил внимание слушателей на главной цели Минобороны – обеспечении военной безопасности и обороны страны. Ключевые задачи министерства: организация применения Вооружённых Сил в соответствии с федеральными законами, международными договорами и обязательствами России; поддержание в необходимой степени готовности Вооружённых Сил и реализация мероприятий по их строительству.
Строительство Вооружённых Сил ведётся исключительно за счёт средств, выделяемых из государственного бюджета. Основной формой обеспечения этой задачи служат планирование, организация и реализация ГОЗ. На него и уходит львиная доля расходов на содержание Вооружённых Сил.
Первый замминистра обратил внимание слушателей на лживость ряда утверждений и теорий, появившихся на свет в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Это разглагольствование о неких процентах или долях от совокупного дохода государства, или внутреннего валового продукта, государственного бюджета, которых достаточно для выделения на военные расходы. Эти утверждения навязывались как непререкаемая истина.
Например, если у нас плохо обстоят дела в медицине или сельском хозяйстве, то это из-за того, что значительные средства тратятся на Вооружённые Силы. Следовательно, если хотите оздоровить экономику страны, то уменьшайте финансирование Минобороны.
– На самом деле такой прямой связи никогда не было и нет. Арифметикой решать задачи управления государством невозможно, – заявил первый замглавы военного ведомства. – В девяностые годы финансирование военного ведомства сокращали. И кто же выздоровел?
Ущербность предлагавшихся тезисов руководство страны осознало в начале 2000-х годов и под руководством Верховного Главнокомандующего сменило курс в решении экономических задач, стоящих перед Россией, в том числе и по обеспечению обороноспособности.
– У нас имеются, так сказать, некоторые издержки, связанные с состоянием мира в целом, с санкциями, но то, что мы сегодня чувствуем себя более уверенно в плане обороноспособности страны, не могут отрицать ни наши сторонники, ни наши оппоненты, – отметил выступавший.
Факты свидетельствуют, что военное ведомство играет положительную роль в развитии страны. ГОЗ, выполняемый в интересах армии и флота, не тормоз, а локомотив экономики.
Более 3 млн человек работают на предприятиях ОПК, а за ними примерно 2,5 млн членов семей. Получается, что Минобороны не только крупнейший в стране работодатель, но и финансист семейных бюджетов.
– Министерство обороны загружает сегодня в объёме от 40 до 80 процентов радиоэлектронную, судостроительную, ракетостроительную, авиастроительную, автомобилестроительную, медицинскую, строительную отрасли, – заявил Руслан Цаликов.
И тут стоит напомнить, что расходы на ГОЗ и государственную программу вооружения позволяют российской промышленности планировать свою деятельность на годы вперёд, модернизировать производственную базу и наращивать гражданское производство. Когда предприятия ОПК увеличивают производство, повышается спрос на сырьё, электроэнергию, услуги транспорта и т.д. Это, в свою очередь, приводит к росту макроэкономических показателей. При этом в казну на федеральном и региональном уровнях часть этих денег возвращается в виде налогов.

Строительство Вооружённых Сил ведётся исключительно за счёт средств, выделяемых  из государственного бюджета

Как отметил лектор, в финансовом плане сегодня более актуально решение вопросов, связанных с рачительным расходованием финансовых средств.
Напомним, что в прошлом производители нередко получали аванс на выполнение ГОЗ, размещали финансы на счёт предприятия и, образно говоря, умывали руки. В итоге государство средства потратило, а продукции нет, зато есть множество объяснений о причинах невыполнения контракта. Такое положение дел недопустимо, были приняты меры по изменению ситуации.
В 2015 году по поручению Президента России с целью мониторинга расходования денежных средств, выделенных на ГОЗ, создана и функционирует единая информационная система государственного оборонного заказа (ЕИС ГОЗ).
Финансовый мониторинг позволил разобраться в причинно-следственных связях по гособоронзаказу, была создана межведомственная система контроля выполнения госзаказа. Налаженное межведомственное взаимодействие обеспечило прозрачность финансовых потоков на всех этапах оборонного заказа.

* * *

Мониторинг (от лат. monitor – напоминающий, надзирающий) – непрерывное наблюдение за какими-либо объектами, анализ их деятельности как составной части управления. Финансовый мониторинг применительно к исполнению ГОЗ можно определить как наблюдение за финансовыми потоками в целях предупреждения, выявления и пресечения операций, связанных с нецелевым, неэффективным и незаконным использованием бюджетных денежных средств, направленных для исполнения госзаказа.

* * *

На Минобороны возложена обязанность по координации и ведению ЕИС ГОЗ. Росфинмониторинг – выявление незаконных сделок и взаимодействие с правоохранительными органами. Федеральная антимонопольная служба – определение административных нарушений и наложение санкций. Банк России отвечает за финансовый контроль и сопровождение денежных средств. Налажено взаимодействие и с другими федеральными органами исполнительной власти.
По словам Руслана Цаликова, система мониторинга гособоронзаказа, которую ввели три года назад, помогает эффективно расходовать бюджетные средства, оценивать финансовые риски невыполнения контрактов. Она стала важным элементом синхронизации строительства инфраструктуры и производства вооружения.
– Благодаря введению системы мониторинга ГОЗ Минобороны получило возможность отслеживать всю цепочку кооперации. Размеры неиспользуемых остатков на счетах головных исполнителей сократились в разы, – подчеркнул первый замминистра.
Руслан Цаликов рассказал, что раньше совещания в Минобороны, проходившие с участим представителей промышленности, принимали порой формат высказывания мнений, а сейчас, когда имеется вся информация о движении финансовых средств, их расходовании, руководители предприятий, как говорится, от слов перешли к делу. Ведь о любом бездействии или некомпетентном руководстве свидетельствуют факты о ходе выполнения контракта. А при отрицательном фоне работ недалеко и до оргвыводов, обусловленных срывом выполнения гособоронзаказа.
Военным ведомством обеспечена сбалансированность целей, планов и задач в Вооружённых Силах. Именно на неё была нацелена деятельность Минобороны с конца 2012 года. Элементом сбалансированности стало обеспечение эффективного расходования бюджетных средств. Его позволила достичь система финансового мониторинга.
Минобороны развивает и совершенствует систему организации исполнения и мониторинга гособоронзаказа, которая позволяет контролировать финансовые потоки, направленные на закупку вооружения, военной и специальной техники.
– Мы успешно работаем в рамках этой системы, двигаемся в направлении повышения её эффективности. Крайне важно не смешивать бюджетные средства ГОЗ с другими, то есть обеспечить раздельный учёт средств, используемых по гособоронзаказу, и всех иных, – подчеркнул первый замглавы военного ведомства.
В настоящее время у Минобороны в зоне особого внимания федеральные законы, регулирующие госзакупки. Они нацелены лишь на минимизацию стоимости контракта и никоим образом не связаны с качеством поставляемой продукции, за исключением явного брака. Завершая выступление, Руслан Цаликов высказал мнение, что пришло время поработать над совершенствованием соответствующей законодательной базы.
После лекции первый замминистра ознакомился с учебной базой университета, спортивно-тренажёрным комплексом, посетил музей и выслушал доклад о работах по созданию информационно-технологического центра.

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда»