«Синяя птица» в новом облике

Поисково-эвакуационные машины-амфибии высокой проходимости пройдут модернизацию.

Минобороны поэтапно реализует программу по обновлению автопарка поисково-спасательного отряда Центрального военного округа, участвующего в операциях по обеспечению безопасности запусков и посадок космических кораблей «Союз МС».

По требованию времени
Решение задачи поисково-спасательного обеспечения находилось в приоритете с первых шагов пилотируемой космонавтики. С конца 1950-х годов велись работы, направленные на быстрое обнаружение возвращаемых отсеков космических кораблей, оказание первой помощи членам экипажа. Генеральный конструктор ракетно-космических систем Сергей Королёв понимал, что необходимо создавать новые поисково-спасательные средства. Возможность создания поискового вездехода он обсудил с Виталием Грачёвым в начале 1960-х годов. Под руководством этого ведущего специалиста в области наземной транспортной техники высокой проходимости прошли научно-исследовательские работы по созданию вездехода, способного в любую погоду обнаружить и эвакуировать космонавтов вместе со спускаемым аппаратом.
Предложение Сергея Павловича было поддержано и на высшем государственном уровне. Этому способствовал получаемый практический опыт. В 1965 году из-за сбоя в работе корабля «Восход-2» его экипаж в составе Павла Беляева и Алексея Леонова попал в критическую ситуацию. После посадки в непроходимой тайге они двое суток ожидали помощи.
В марте 1965 года совместным решением ВВС и Государственного комитета по оборонной технике Специальному конструкторскому бюро Завода имени И.А. Лихачева под руководством его главного конструктора Грачёва поручили разработать и изготовить опытный образец поисково-эвакуационной установки (ПЭУ).
Первый экземпляр ПЭУ-1 был построен летом 1966 года. Началась наработка практического опыта эксплуатации при обеспечении космических полётов. Вездеход дорабатывался, модернизировался при непосредственном участии в работах представителей военного ведомства.
В частности, по техническому заданию одно из требований Мин­обороны – машины нового комплекса должны были быть пригодны к авиаперевозкам на самолётах Ил-76 и Ан-12 и вертолёте Ми-6. Конструкторам предстояло найти решения не только с габаритами, но и с весом изделия. Они с честью решили невероятно сложную конструктивную задачу и создали комплекс, который и по сей день не имеет зарубежных аналогов.

Земной ангел-хранитель космонавтов
В 1981 году на снабжение был принят поисково-эвакуационный комплекс ПЭК-490 «Синяя птица». В его составе три поисково-эвакуационные машины (ПЭМ). Все они – вездеходы, могут перемещаться по воде и на суше, как по дорогам, так и вне дорог.
ПЭМ-1 (ЗИЛ-49061) и ПЭМ-2­ (ЗИЛ-4906) отличаются только оборудованием грузовой площадки в кормовой части корпуса. В первом случае вездеход оснащён закрытой пассажирской кабиной, во втором – подъёмным краном и ложементом для спускаемого аппарата. Корпус, силовая установка, шасси обеих машин одинаковые.

Комплекс «Синяя птица» и по сей день не имеет зарубежных аналогов

По сути, в основе – трёхосная полноприводная машина, способная плавать, преодолевать бездорожье и различные препятствия. Она имеет солидный дорожный просвет в 590 мм, колёса с шинами большого диаметра и независимой торсионной подвеской. Обе модели имеют стеклопластиковый кузов и колёсную формулу 6х6. Колёса, размещённые на трёх осях, оснащены независимой торсионной подвеской. Передние и задние колёса – управляемые. Они контролируются при помощи гидравлического усилителя. С целью улучшения манёвренности рулевая система разворачивает задние колёса с некоторым запозданием относительно передних. Всё это даёт возможность девятиметровой машине разворачиваться на пятачке с радиусом около 20 метров.
ПЭМ-1 выполнена в пассажирском варианте. Она предназначена для поиска спускаемых аппаратов (СА) космических кораблей и их экипажей, транспортировки к месту приземления или приводнения СА личного состава спасателей и спасательного имущества, а также эвакуации космонавтов к вертолётам. Машина оснащена четырёхместной кабиной экипажа и пассажирским салоном, оборудованным тремя лежачими местами для космонавтов и четырьмя местами для персонала, медико-санитарным оборудованием, климатической установкой, поисково-спасательным имуществом. Изначально пассажирский отсек мог обеспечить полностью автономное пребывание людей в течение трёх суток.
Машина оборудована бортовым автоматическим радиокомпасом, радиопеленгаторами. Радионавигационный комплекс обеспечивает ориентирование на местности, а также радиотехнический поиск СА, голосовую радиосвязь с космонавтами, поисковыми самолётами, вертолётами и командными пунктами.
ПЭМ-2 выполнена в грузовом варианте. В её задней части корпуса размещается неповоротный двухбалочный кран общей грузоподъёмностью 3400 кг. Он оснащён гидравлическим приводом механизмов подъёма и поперечного перемещения груза. В основном варианте на машине выполняется погрузка и перевозка на специальном ложементе СА. Кроме этого, на ней предусмотрена транспортировка ПЭМ-3 (ЗИЛ-2906) – шнекороторный снегоболотоход. Он способен преодолевать 30-процентные подъёмы, засыпанные метровым снегом, перемещаться по заросшим озёрам, болотам и лесному бурелому. Максимальная скорость машины 25 км/ч.
По оценке специалистов, использование в комплексе двух колёсных ПЭМ даёт определённые преимущества при выполнении задач по поисково-спасательному обеспечению. В частности, вездеходы-амфибии могут оказывать друг другу помощь при преодолении сложных участков бездорожья. В ходе испытаний зафиксировано, что при движении в тандеме двух ПЭМ, соединённых жёсткой сцепкой, достигается примерно двукратное повышение проходимости. При этом и в случае одиночного передвижения машины всегда могут прийти на помощь застрявшему собрату.

Модернизационный ремонт
В ходе эксплуатации поисково-эвакуационный комплекс ПЭК-490 «Синяя птица» совершенствовался, проходил плановый ремонт.
В настоящее время реализуется план мероприятий по ремонту и модернизации всех комплексов, стоящих на снабжении в Минобороны.
До конца года на специализированных предприятиях в Московской и Челябинской областях пройдут модернизацию и капитальный ремонт три поисково-эвакуационные машины-амфибии высокой проходимости «Синяя птица» Центрального военного округа.
Как пояснили специалисты, будет выполнена полная дефектация поисково-эвакуационных машин ПЭМ-1, ПЭМ-2 и ПЭМ-3 из комплекса «Синяя птица». После этого будет составлен график работ по их ремонту. Внешний вид машин останется неизменным.
В ходе капитального ремонта будут обновлены двигатели, трансмиссии и ходовые части машин. Особое внимание будет уделено улучшению герметичности корпусов. Кроме этого, выполнят обновление внутренней отделки салонов.
В рамках модернизации на машинах установят новые системы кондиционирования, навигационное и радиосвязное оборудование, в том числе и спутниковой связи.

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда»