Верность мечте, подаренной отцом

image_print

Командир отряда корабельной противолодочной эскадрильи капитан Александр Артюхин считает себя счастливым человеком.

Капитан Александр Артюхин.

Сегодня в его послужном списке около 200 посадок на корабельную палубу. Свыше половины из них выполнены в дальних походах, более трети – в ночное время.

Первое самостоятельное «приземление» на движущийся, продуваемый переменчивыми морскими ветрами ют (кормовое окончание верхней палубы корабля) состоялось два года назад. В памяти это событие сохранилось так, будто произошло лишь вчера.
– Работали с корветом «Стойкий». Погода была хорошая, море спокойным, – рассказывает Александр. – Вначале, как положено, выполнил несколько посадок вместе с инструктором – командиром эскадрильи. Потом он просто вышел на палубу корабля: дальше, сказал, действуй сам. И хотя всё вроде бы осталось прежним, в то же время всё изменилось, груз возросшей ответственности ощутил чуть ли не физически. Сосредоточился, поднял вертолёт в воздух, завис. Корабль стал уходить вперёд. Настигнув его, выровнял скорость, аккуратно сел на палубу, – всё получилось. Чувства – непередаваемые! Потом, для закрепления, повторил ещё раз.
В том же 2018-м, Александр выполнил свою первую посадку на палубу уже в ночное время. Садиться на постоянно ускользающую вместе с движущимся кораблём малоразмерную площадку ночью гораздо труднее, чем днём, особенно при качке и боковом ветре. Необходимы не только предельная точность пилотирования, быстрота реакции, но и умение думать на шаг вперёд, тонко чувствовать машину, составлять с ней одно целое. Все эти качества, понятно, приходят со временем. У Александра, так уж получилось, путь к первой посадке на корабельную палубу оказался растянутым на долгие годы…
Шансов стать морским лётчиком у него, пожалуй, было больше, нежели им не стать. Отец, подполковник запаса, в своё время тоже, как сегодня и Александр, летал на Ка-27, был заместителем командира эскадрильи. Затем перешёл на преподавательскую работу в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков (нынешний филиал ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» в г. Сызрани), где обучает курсантов и поныне.
– Училище всегда было не только одним из главных городских учреждений, но ещё и центром притяжения мальчишеской мечты, – говорит Александр. – В нашей семье, понятно, всё, так или иначе, вращалось вокруг службы отца. С детства, по его примеру, мыслил себя только морским лётчиком.
Училище – с отличием – он окончил в 2010 году, место будущей службы выбрал сам. Когда, полный надежд и ожиданий, прибыл в Калининградскую область, выяснилось, что о мечте летать на Ка-27 можно забыть: вакансий не было и в ближайшее время не предвиделось (от покромсанной к тому времени могучей авиации Балтийского флота остались лишь отдельные подразделения). Предложили один вариант из двух: летать на Ми-24 либо идти служить в матушку-пехоту. При всём уважении к последней, выбрал, конечно же, Ми-24 и отправился в Торжок, в 344-й центр боевого применения и переучивания личного состава (в училище изучал Ми-2 и Ми-8). В конце того же года вернулся обратно в часть и в качестве лётчика-оператора приступил к полётам.
На Ми-24 он пролетал пять с половиной лет. Этот период жизни и службы вместил в себя многое: участие в различных учениях, вылеты на авиаполигон для отработки приёмов огневого поражения наземных целей, командировки на незнакомые полигоны в Смоленскую и Ленинградскую области, выполнение других, как принято ныне говорить, задач по предназначению. В 2013 году Александр женился. По военной ипотеке приобрели с супругой Юлей квартиру в Калининграде. Сегодня в семье подрастают двое сыновей: Серёжке уже четыре, Димка на два года младше.

С назначением на должность командира отряда корабельной противолодочной эскадрильи забот у капитана Артюхина заметно прибавилось

Между небом и морем. Фото автора.

Когда уже всё так или иначе устоялось, когда, казалось бы, главная магистраль службы определилась на годы вперёд, и не оставалось ничего другого, кроме как двигаться по ней дальше, продолжая совершенствоваться в своём деле, вдруг открылась вакансия командира вертолёта Ка-27 (произошло это летом 2016-го). Упустить такой шанс означало бы окончательно похоронить свою мечту, так что вскоре уже Александр Артюхин постигал тонкости управления Ка-27 в 859-м центре боевого применения и переучивания личного состава морской авиации ВМФ в Ейске.
– О принятом тогда решении, – говорит Александр, – ни разу не пожалел. В пилотировании любого вертолёта, при всех отличиях, есть много общего, так что накопленные знания и опыт помогли быстро стать на крыло. Вернувшись из Ейска, сразу же приступил к интенсивным полётам.
Они и вправду были интенсивными, в том числе те, что происходили вдали от родных берегов: начиная с 2017 года – 5 боевых служб в Балтийском море и Северной Атлантике на борту корветов «Сообразительный» и «Стойкий». Более сотни посадок на корабельную палубу, десятки успешно выполненных учебно-боевых задач. В прошлом году, например, в акватории Балтийского моря (капитан Александр Артюхин исполнял тогда обязанности руководителя полётов) была обнаружена иностранная дизельная подлодка. Гидроакустический контакт с ней поддерживали около часа, вынудив, после безуспешных попыток оторваться от преследования, всплыть. Такое, конечно, случается не часто. Однако даже обычная посадка вертолёта на палубу в период боевой службы требует от лётчиков немалого искусства: занятый выполнением поставленных задач, корабль не всегда имеет возможность подстроиться под вертолёт, выдерживая удобные для пилота курс и скорость движения.
Отдельно следует сказать о постоянном круглосуточном несении лётчиками корабельной противолодочной эскадрильи боевого дежурства по противолодочной обороне. Об испытаниях в Балтийском море новых российских кораблей. В период ходовых испытаний фрегата «Адмирал Касатонов» и большого десантного корабля «Пётр Моргунов», например, экипаж капитана Артюхина принимал в их тестировании самое активное участие.
С назначением на должность командира отряда корабельной противолодочной эскадрильи забот у Александра заметно прибавилось.
– Когда у тебя в подчинении целый отряд, то, хочешь или нет, а думаешь о каждом подчинённом, переживаешь за все его успехи и неудачи, как за собственные. Большое внимание уделяем подготовке молодых лётчиков, пришедших в конце прошлого года. У каждого из них свои особенности, свой характер, к каждому нужен отдельный подход. Хотя, и это главное, есть то общее, что всех их объединяет: у этих ребят горят глаза, учиться готовы днём и ночью, значит, толк из них будет.
Что касается личной персоны, то здесь Александр предпочитает не заглядывать далеко вперёд. Дел, говорит, и без того хватает, а ещё нужно работать и над собой. Ему нравится его служба, нравится летать. Сыновья, которые пока ходят под стол пешком, уже мечтают быть, как их папа, пилотами, рисовать больше всего любят вертолёты. Стоит лишь папке снять с полки защитный шлем лётчика, дети выстраиваются в очередь, чтобы примерить.
– Считаю себя, – с улыбкой говорит Александр, – вполне счастливым человеком. Была бы ещё дочка – был бы абсолютно счастлив. Но это дело поправимое.

Владислав ПАВЛЮТКИН, «Красная звезда»

Калининградская область