Воздушный бой над Арктикой

image_print

Камчатская истребительная эскадрилья отрабатывает новые тактические схемы.

На оперативном аэродроме после выполнения задачи.

Воздушный противник вторгся в зону ответственности Войск и Сил на Северо-Востоке с целью нанести удары крылатыми ракетами по стратегически важным объектам, расположенным на территории Камчатского края. Поскольку этот район не попадает в зону действия наземных средств ПВО Краснознамённого объединения, принято решение поднять в воздух отряд истребителей-перехватчиков МиГ-31 с целью поиска непрошеных гостей и, в зависимости от тактической обстановки, уничтожения либо смертоносных снарядов, либо их носителей. Такова была легенда лётно-тактического учения (ЛТУ) истребительной авиационной эскадрильи, прошедшего в Камчатском отдельном смешанном авиационном полку.

– Одной из главных целей ЛТУ была отработка новых тактических приёмов ведения воздушного боя, – рассказывает врио командира истребительной эскадрильи подполковник Денис Исаков. – Учение проходило в два этапа. На первом – перед отрядом МиГ-31 стояла задача самостоятельно обнаружить и уничтожить крылатые ракеты условного противника. На втором – найти и перехватить воздушные носители этих ракет.
Присутствие эскадрильи в арктических широтах было довольно представительным: в каждом случае учебно-боевые задачи выполняли по четыре МиГ-31, что создавало определённое преимущество в небе над противником, а значит, способствовало успеху в воздушном бою. Но об этом чуть позже.
По сложившейся традиции и в соответствии с лётно-техническими характеристиками задействованных в учении самолётов роль «умного» снаряда с оперением исполнял один из МиГов эскадрильи, стратегических бомбардировщиков – два противолодочных самолёта Ил-38. И в первом, и во втором случаях условные противники работали с выключенными кодами опознавания «свой – чужой», что придавало учению больший эффект реалистичности. В условиях, максимально приближенных к боевым, действовали все – и главные действующие лица, и особенно те, кому выпала незавидная роль «неприятеля».
Что касается последних, то ощущение того, что тебя, пусть и в учебных целях, «облучает» прицельный комплекс МиГ-31, с психологической точки зрения, не из приятных. Ведь каждый лётчик знает, чем это чревато в реальном бою. А тут ты попал «на мушку» самому быстрому на сегодняшний день самолёту в мире, с самым лучшим прицельным комплексом, самолёту, которого боятся все так называемые партнёры. Но, как бы то ни было, роли распределены: злодеев тоже нужно кому-то играть.
В первом акте военной пьесы условный противник действовал в районе нескольких островов, расположенных в Тихом океане. Именно туда и отправился ударный отряд истребителей-перехватчиков в составе четырёх МиГ-31. Задача для них осложнялась тем, что поиск непрошеных гостей, а точнее уже запущенной ими крылатой ракеты, необходимо было осуществлять самостоятельно, без участия пункта наведения авиации, в сложных метеоусловиях. Но сложно – не значит невозможно, особенно для обученных лётчиков, владеющих большим набором тактических приёмов ведения воздушного боя.
Ещё перед вылетом на задание отряд истребителей выработал схему тактического приёма, согласно которой решено было действовать несколькими группами основной ударной и группой наращивания усилий.

Все четыре МиГ-31 выполнили имитацию пуска ракет, после чего все средства объективного контроля зафиксировали условное уничтожение целей

Иду на перехват!

– Для слётанных лётчиков вся операция не составляла большого труда, – комментирует подполковник Денис Исаков. – Главное, нужно было выдержать определённый режим полёта для выхода в заданное время в заданную точку, обеспечивая необходимую ширину полосы просмотра вероятного полёта «крылатой ракеты».
В итоге новые тактические приёмы подтвердили свою эффективность: то, что экипажи истребителей-перехватчиков рассчитали на картах при подготовке к полёту, в точности реализовали на практике в воздухе.
Выйдя в заданную точку, группа МиГов развернулась во фронт и приступила к поиску «крылатого снаряда». Прицельные комплексы трёх самолётов в совокупности обеспечили достаточную ширину просмотра горизонта для того, чтобы захватить цель. В конечном счёте всё так и произошло: МиГ-31, имитировавший крылатую ракету, попал в зону, разрешённую для пусков ракет истребителей-перехватчиков, защищающих своё воздушное пространство, и был обречён. Сначала условного противника перехватила основная ударная группа, затем по переданным координатам цели то же сделала группа наращивания усилия. Неприятеля «уничтожали» так называемыми фоторакетами, имитирующими реальные пуски. Результаты стрельбы остались на снимках экранов прицельных пилотажных индикаторов истребителей, которые красноречиво свидетельствовали о триумфе всех экипажей. Выполнение задачи также засвидетельствовали наземные средства наблюдения. Условный враг не прошёл!
– В рамках первого этапа ЛТУ мы в том числе доказали, что отряд самолётов МиГ-31 эскадрильи способен «закрыть» многокилометровую полосу нашей территории по фронту, – резюмирует подполковник Денис Исаков. – И, как показал следующий этап манёвров, это далеко не предел, если при этом использовать оперативный аэродром.
На втором этапе прошедшего ЛТУ четвёрка МиГов совершила перелёт на аэродром в чукотском посёлке Анадырь, произвела дозаправку, затем вылетела ещё дальше на север и там вступила в воздушный бой с условным противником, роль которого, как мы говорили выше, сыграли два противолодочных самолёта Ил-38.
На первый взгляд несложная задача тем не менее потребовала большого приложения сил не только со стороны истребительной эскадрильи, но и всего полка. В данном случае были задействованы абсолютно все его подразделения и службы, в том числе инженерно-технический состав, которому на Ан-12 пришлось перебазироваться на оперативный аэродром для принятия истребителей и подготовки их к дальнейшему полёту.
Благодаря высокому профессионализму всех экипажей МиГ-31, а также инженерно-техническому составу, готовившему крылатые машины, перелёт прошёл штатно. Путь почти в две тысячи километров пролегал в основном над морем, поэтому все лётчики были одеты в высотные морские спасательные костюмы. Время в пути составило около двух часов. Чукотка встретила ударную группу МиГ-31 солнечной погодой, что определённо приободрило немного уставших лётчиков, тем более что покидали они пункт постоянного базирования, пробиваясь сквозь плотную и высокую облачность.
Поскольку МиГ-31 гораздо быстрее Ан-12, то борт военно-транспортной авиации отправили в Анадырь раньше с тем расчётом, что техники встретят экипажи на чукотской земле во всеоружии. Однако трудно поддающаяся прогнозам погода в северо-восточной части страны внесла свои коррективы в план перелётов. Сильный встречный ветер прилично задержал в пути четырёхмоторного трудягу Ан-12. Поэтому экипажи истребителей немного опередили своих коллег.
По прибытии на оперативный аэродром камчатские соколы противовоздушной обороны в рамках своих полномочий незамедлительно приступили к самостоятельной подготовке крылатых машин к повторному вылету. Тем временем приземлился борт с инженерно-техническим персоналом, который без проволочек включился в работу. Специалисты сняли материалы объективного контроля работоспособности всех систем и двигателей самолётов, заправили МиГи горюче-смазочными материалами, и спецжидкостями, благословили экипажи на ратные подвиги и проводили в небо.
Истребители-перехватчики взлетали парами. Перед ними стояла задача обнаружить и перехватить противника на максимальной дальности, уничтожив его ещё до рубежа пуска крылатых ракет. На этот раз экипажи работали уже во взаимодействии с пунктом наведения авиации, расположенным на мысе Шмидта.
– Также одной из особенностей второго этапа учения была самостоятельная организация взаимодействия штаба смешанного авиационного полка с командованием дальней авиации ВКС РФ, – рассказывает участник событий, ведущий одной из пар подполковник Денис Исаков. – Для нас это новый уровень, новая практика, позволяющая разнообразить и усложнить боевую подготовку, повысить профессиональный уровень личного состава, а также в полной мере раскрыть потенциал вверенной техники.
Полёт в арктических широтах, поиск непрошеных гостей и воздушный бой проходили на высотах от 7 до 8 тыс. метров. Экипажи были ограничены во времени примерно полутора часами, поэтому выполнять задачу приходилось чётко и быстро. По словам подполковника Исакова, в этом им очень помог пункт наведения авиации.
– Нужно отдать должное профессионализму коллег из пункта наведения авиации, – говорит подполковник Исаков. – Все их команды на доли секунды опережали наши планы и в точности соответствовали показаниям прицельных комплексов самолётов. Поэтому нам без особых усилий удалось захватить цель, причём на максимальном удалении.
Когда неприятель попал под облучение прицельных комплексов первой пары истребителей, он предпринял попытку уклониться. А если быть точным, то ему это позволили сделать, поскольку для нарушителей воздушного пространства был приготовлен «сюрприз». Используя тактическую хитрость, «охотник» загнал жертву на своего коллегу. В нашем случае – на вторую пару истребителей под скрытую атаку. Судьба «стратегических ракетоносцев» была предрешена. Все четыре МиГ-31 выполнили имитацию пуска ракет, после чего все средства (воздушные и наземные) объективного контроля зафиксировали условное уничтожение целей. Очередная задача выполнена успешно.
В том, по мнению командования полка, большая заслуга, конечно же, экипажей МиГ-31, а именно командира авиационного отряда подполковника Дениса Исакова (штурман майор Михаил Королёв), майора Александра Казакова (штурман капитан Роман Бастрыкин) и капитана Георгия Малюкова (штурман старший лейтенант Сергей Ушаков).
Отдельных слов похвалы заслужили командир корабля капитан Николай Отрощенко и штурман капитан Андрей Лёгкий. По словам подполковника Исакова, этот экипаж впервые выполнял задачу в арктических широтах и достойно показал себя не только при перелётах, но и во время воздушного боя. Они – одни из героев той самой скрытой атаки на «стратегические ракетоносцы».
Как и все участники ЛТУ, экипаж капитана Отрощенко получил задачу за два дня до вылета. При этом за день до времени «Ч» офицеры находились на боевом дежурстве. Поэтому подготовку они проводили, по сути, в более сжатые сроки. Однако ни это, ни другие обстоятельства не помешали лётчикам-истребителям выполнить задачу по предназначению на высоком уровне.
– На этом ЛТУ для нас многое было впервые, – вспоминает капитан Николай Отрощенко. – Арктические широты. Незнакомый аэродром. Длительные перелёты. Совместный поиск цели и работа по ней в паре. Всё это вместе взятое – новые ощущения, впечатления и, конечно же, бесценный опыт. В некоторых моментах было просто физически нелегко. Я чувствовал сильное напряжение в руках, когда нужно было удерживать машину на заданных параметрах полёта, при этом не терять из вида ведущего и атаковать две цели.
Будет несправедливым не вспомнить добрыми словами инженерно-технический состав и всех тех, кто обеспечивал ЛТУ. Ведь по большому счёту положительный результат учения – это общий результат всего полка – всех и каждого в отдельности.
По словам подполковника Дениса Исакова, учение показало, что для эскадрильи нет невыполнимых задач. Приобретённый опыт позволит её лётчикам моделировать и отрабатывать на практике новые, более сложные тактические схемы, благо техника и личный состав позволяют это сделать. И задумки уже есть.

Юрий РОССОЛОВ, «Красная звезда» 

Петропавловск-Камчатский