Терпеть и верить, чтобы выжить

image_print

Этот постулат помог узникам Собибора перенести все мучения фашистских застенков и решиться на побег, история о котором легла в основу одноимённого фильма Константина Хабенского.

Кадр из фильма. Фото «Каропрокат»

Октябрь 1943 года. Лагерь смерти Собибор на востоке Польши. Всё новые и новые эшелоны доставляют сюда евреев со всей Европы. «Добро пожаловать в Собибор! Добро пожаловать в новую жизнь!» – встречает их неизвестный голос из репродуктора. Большая часть из них погибает в газовых камерах в первый же день. Под видом дезинфекции их ведут в душевые, где из труб идёт не вода, а смертоносный газ…

Начало фильма, первые же кадры с тревожной музыкой Кузьмы Бодрова, чей саундтрек звучит симфонией борьбы добра и зла и достоин отдельного рассказа, настраивают зрителя на встречу с жестокостью, цинизмом и натурализмом. Красавица Ханна в исполнении Михалины Ольшанской, ставшей известной после нашумевшей картины Алексея Учителя «Матильда», проживёт в «Собиборе» всего несколько минут. Сцена её гибели вместе с десятками других женщин показана так, что некоторых это может шокировать. От увиденного хочется кричать, потому что душа психически здорового человека не может воспринимать такое равнодушно. На контрасте с этим мы видим садистскую ухмылку унтершарфюрера СС Карла Френцеля, заглядывающего в небольшое оконце. Он должен убедиться в том, что процесс умерщвления завершён.
Френцеля играет франко-американский актёр Кристофер Ламберт, знакомый нам по саге «Горец», в которой он сыграл Коннора Маклауда. В его карьере непросто отыскать ярко выраженных отрицательных персонажей, поэтому образ омерзительного фашистского подонка, ради которого гримёры серьёзно поработали с его лицом, тоже вызывает шок.
С самого начала ленты возникает психологическое противостояние Френцеля и одного из узников Собибора – Александра Печерского, пленного советского военнослужащего. Эта роль досталась Константину Хабенскому. Вообще, стоит пояснить, что изначально режиссёром был Алексей Малюков, снявший в своё время военный экшн «В зоне особого внимания», фильм-катастрофу «34-й скорый…» и экранизировавший повесть Бориса Воробьёва «В списках не значился» – «Я русский солдат». В XXI веке Малюков поставил несколько сериалов и картин, наиболее значимые из которых – «Мы из будущего» и «Матч». Однако в процессе работы над «Собибором» кресло режиссёра стало вакантным, и его занял исполнитель главной роли. Для 46-летнего актёра это стало дебютом в этой ипостаси. Выступил Хабенский и в качестве одного из авторов сценария.
Дуэль Френцеля и Печерского длится весь фильм. Узникам приходится пройти через изуверства и издевательства фашистов. У некоторых рождается идея побега, но все попытки жестоко пресекаются. Те, кому удаётся вырваться за пределы лагеря, обречены попасть под шквальный огонь пулемётчиков с вышек. Из Собибора невозможно убежать. Все обречены. Всем суждено найти своё пристанище в камерах под парами угарного газа, а затем в печах, работающих без остановок и днём и ночью.
К счастью, узникам всё же удаётся сплотиться вокруг Печерского. Самому Александру помогает его подруга Люка, каждый раз внушая, что надо терпеть и верить, чтобы выжить. Фильм, кстати говоря, предваряет строка из Деяния святых апостолов: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?». Смысл её заключается в том, что внутреннее стоит выше внешнего, а сила духа и веры определяет больше, чем жизненные обстоятельства и испытания. Печерский заставляет своих товарищей поверить в то, что они могут вырваться с фабрики смерти. Тем более что времени остаётся немного: советские войска наступают, и фашисты готовятся полностью уничтожить лагерь, как уже сделали с близлежащими. Погибнуть в газовой камере или от пули часового – вот тот выбор, что стоит перед узниками. «Зарежем, загрызём, задушим», – говорит герой Хабенского о фашистах, которых нужно убить ради побега. Отношение к ним, как к животным: только животные могут творить то, что делали эсэсовцы, измываясь над беззащитными невольниками Собибора. Ярким получился диалог с 15-летним Шломо, потерявшим в лагере отца, мать и маленькую сестру.
– Папа меня учил прощать людей, – произносит юноша, обращаясь к Печерскому.
– Людей – да, – резко отрезает Александр.
После небольшой паузы Шломо говорит: «Теперь ты – мой отец».
«Либо все, либо никто, вопросы? Разошлись!» – включает командирские ноты в разговор Печерский накануне восстания. Зритель, конечно, ужаснётся детализацией расправы над фашистами. Но они сами озлобили людей, которые инстинктивно боролись за жизнь любыми подручными средствами.
Побег удаётся. Жертв много, но даже если бы никто не выжил, упрекнуть пленников Собибора не в чем: они побороли монстра и предпочли свободу, а не томительное ожидание неминуемой смерти.
Долгое время информация о восстании в этом лагере смерти была закрыта. Первая экранизация появилась спустя 40 лет после войны. Сам Печерский, пройдя все проверки, служил в штурмовом батальоне. После войны вернулся в родной Ростов-на-Дону, где умер в 1990 году.
Слоган вышедшей картины – «Подвиг, который мы забыли». Благодаря работе Константина Хабенского и его коллег эта страшная страница Великой Отечественной войны откроется широкому кругу общественности. Ленту уже продемонстрировали в бундестаге, штаб-квартире Совета Европы и ООН. Постпред РФ при организации Василий Небензя подчеркнул, что необходимо противодействовать нарастающим попыткам героизации нацизма и фальсификации истории и ни в коем случае не забывать тяжёлую и ужасающую правду войны. «О той Великой войне было очень много написано, сказано документального, историографического, художественного, кинематографического. Но то, что мы хотим показать вам сегодня, это другая страница той великой, страшной, ужасной войны, которая, мы все надеемся, больше никогда не повторится», – сказал российский дипломат перед началом показа.

 

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда»