Боевые крылья Северо-Востока

image_print

Военные лётчики Камчатки наращивают сложность и интенсивность боевой подготовки.

На высоте в прямом и переносном смысле завершили зимний период обучения военнослужащие Камчатского отдельного смешанного авиационного полка Войск и Сил на Северо-Востоке. Воздушные асы, инженерные и другие обеспечивающие службы полка приняли участие в различных лётно-тактических и тактико-специальных учениях, подтвердив готовность выполнять поставленные задачи.

В первом полугодии перед защитниками воздушных рубежей страны из края вулканов стояло много задач, в том числе поддержание достигнутого уровня подготовки экипажей полка и подразделений к ведению боевых действий в соответствии с основным предназначением самостоятельно и во взаимодействии с силами флота, частями и соединениями других видов, родов войск.

Об этом корреспонденту «Красной звезды» рассказал начальник авиации и ПВО объединения полковник Александр Картавцев.
В истребительной авиационной эскадрилье, по его словам, основной упор был сделан на поддержание натренированности экипажей, несущих боевое дежурство по противовоздушной обороне. В смешанной авиационной эскадрилье (на самолётах Ил-38, Ан-12 и Ан-26) – на совершенствование навыков экипажей, несущих боевое дежурство по противолодочной обороне и поисково-спасательному обеспечению, подготовке экипажей при установленном минимуме погоды, обеспечение подразделений береговых войск объединения, а также воздушные перевозки. В вертолётной эскадрилье особое внимание уделяли подготовке экипажей к полётам с авианесущих кораблей.
– В зимнем периоде обучения в смешанном авиационном полку проведено более 10 лётно-тактических и тактико-специальных учений, – рассказывает полковник Александр Картавцев. – Военные лётчики выполняли задачи в различных точках зоны ответственности Тихоокеанского флота, в том числе в арктических широтах.
Например, размах лётно-тактического учения, как отметил начальник авиации и ПВО объединения, с участием истребителей-перехватчиков по воздушному пространству составил более трёх тысячи километров: от Чукотки до островов Курильской гряды и Алеутского архипелага. Молодые лётчики впервые выполнили пуск новой авиационной управляемой ракеты по воздушной цели с модернизированного самолёта МиГ-31БМ. В рамках упомянутых манёвров экипажи сверхзвуковых истребителей отработали приёмы ведения воздушного боя: перехват и поражение воздушной цели, уход от атаки истребителей условного противника.
Учебно-тренировочные полёты проходили над акваторией Тихого океана. Лётчики выполняли тактические приёмы ведения ближнего воздушного боя, элементы маневрирования с большими углами тангажа и крена. Особое внимание уделялось технике пилотирования с применением наступательных и оборонительных манёвров на разных высотах. Тактические приёмы выполнялись на больших, малых и предельно малых высотах.
Апофеозом учения стала стрельба новыми ракетами класса «воздух – воздух» по целям, имитирующим самолёты условного противника. По словам полковника Александра Картавцева, использование новых изделий позволило раскрыть в полном объёме возможности модернизированных истребителей-перехватчиков в ближнем воздушном бою. Нужно сказать, что личный состав истребительной эскадрильи под командованием подполковника Сергея Кодерле знает своё дело и неоднократно подтверждал готовность выполнять самые сложные задачи.
Например, в прошлом году в рамках дальневосточного этапа военно-морского учения «Океанский щит – 2020» камчатские воздушные асы сбили цель, которая по своим тактико-техническим характеристикам по логике вещей не должна была дать ни единого шанса пусть даже такой грозной, надёжной и непревзойдённой технике, как МиГ-31. Это был крылатый снаряд одного из новейших береговых ракетных комплексов. До асов из края вулканов по таким ракетам-мишеням ещё никто не работал.
Задача осложнялась ещё и тем, что истребители-перехватчики работали в режиме свободного поиска: без участия наземных и иных пунктов наведения. «Воздушные охотники» располагали информацией только о районе, из которого должна быть запущена ракета, а также о её ТТХ. По признанию комэска, суть манёвра состояла в том, чтобы перехватить ракету в тот момент, когда она займёт опорную высоту.
Другими словами, истребители должны были сбить ракету на участке с приемлемыми для них условиями. Уничтожить цель помогли тщательный анализ поставленной задачи, точные расчёты, военная смекалка, тактическая хитрость, а также высокое исполнительское мастерство. Это стало одним из триумфов камчатских лётчиков-истребителей и непревзойдённого МиГ-31.
За признанными асами эскадрильи тянутся и молодые лётчики-истребители. К подготовке подрастающей смены здесь подходят особенно тщательно и трепетно. И результаты не заставляют себя ждать. Несколько месяцев назад свой первый самостоятельный вылет совершил лейтенант Абдуллабек Алимханов. В Камчатский смешанный авиационный полк он прибыл в 2020 году, а весной 2021-го уже стал командиром МиГ-31.
В первом полугодии в рамках лётно-тактического учения молодые лётчики-истребители на МиГ-31БМ впервые выполнили задачи по перехвату и уничтожению воздушной цели. Данное учение стало завершающим этапом подготовки молодых офицеров эскадрильи к несению боевого дежурства по противовоздушной обороне в зоне ответственности Тихоокеанского флота. Готовность лётчиков-истребителей к защите восточных рубежей нашей Родины неоднократно в отчётном периоде «проверяли» иностранные самолёты-разведчики, барражировавшие в непосредственной близости от наших границ.
Реакция отечественных стражей воздушного пространства на подобные действия заокеанских соседей была решительной и молниеносной. Всякий раз камчатские асы сопровождали непрошеных гостей, после чего те отказывались от своих намерений и ретиро­вались.

За Полярным кругом воздушные асы Камчатки провели сотни часов и выполнили множество уникальных задач

В зимнем периоде обучения военнослужащие истребительной эскадрильи продолжили подготовку к несению боевого дежурства по ПВО в арктических широтах зоны ответственности ТОФ. Вообще, военных лётчиков из края вулканов можно смело называть первопроходцами в деле освоения районов Крайнего Севера. Это отдельная история и гордость всего авиаполка. За Полярным кругом воздушные асы Камчатки провели сотни часов и выполнили множество различных задач, каждая из которых отличалась повышенным уровнем сложности и в некотором смысле была уникальной.
Боевые единицы смешанной авиационной эскадрильи в этом плане не исключение. По признанию командира эскадрильи подполковника Константина Ходова, им, по большому счёту, без разницы, в какой точке мира выполнять задачи. Личный состав эскадрильи уверен в своих силах и вверенной технике и готов к любым испытаниям. Длительные перелёты и сложные вводные для них – обычная практика. Экипажи Ил-38 неоднократно пересекали всю страну с Востока на Запад и обратно. В том числе для участия в ежегодном Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге. И в воздушном пространстве Заполярья они налетали не один десяток тысяч километров.
В прошлом году противолодочные самолёты Ил-38 из края вулканов впервые в истории морской авиации ВМФ России произвели в Арктике серийное групповое минометание в интересах двух новейших корветов «Громкий» и «Совершенный». Три турбовинтовых Ил-38 сбросили в общей сложности 30 снарядов, по 10 с каждого самолёта. С учётом ТТХ мин такого количества взрывающихся изделий хватило бы для того, чтобы перекрыть большую площадь водной акватории и гарантировать своим кораблям безопасность от возможного проникновения боевых единиц противника с угрожаемых направлений.
Подобная практика была продолжена и в этом году. В рамках лётно-тактического учения камчатская противолодочная авиация впервые отработала применение авиационных средств поражения – постановку морского минного заграждения – в составе авиационной эскадрильи в сомкнутых боевых порядках на малой высоте с обходом зон радиолокационного обнаружения корабельных радиолокационных станций.
Не отстают от своих коллег и экипажи самолётов Ан-12 и Ан-26. В первом полугодии крылатые трудяги, помимо традиционных задач по доставке грузов, впервые выполнили одновременное потоковое десантирование подразделений морской пехоты на площадку ограниченных размеров. Произошло это в рамках двустороннего батальонно-тактического учения камчатских «чёрных беретов». Тогда воздушные транспортники действовали совместно с их коллегами из других лётных подразделений ТОФ.
В интересах бригады морской пехоты Войск и Сил на Северо-Востоке периодически работают не только транспортники, но и экипажи винтокрылых машин смешанного авиационного полка. В зимнем периоде обучения вертолётная эскадрилья под командованием подполковника Александра Леденцова акцентировала внимание на совершенствовании практических действий вертолётных поисково-ударных и поисково-штурмовых групп на вертолётах Ка-29ТБ.
Представители славного семейства «Камовых» с подразделениями морской пехоты на борту отрабатывали действия по уничтожению мобильных диверсионно-разведывательных групп в удалённых районах поиска с использованием площадок подскока для дозаправки вертолётов.
Следует отметить, что вертолёты Ка-29ТБ поступили на вооружение полка не так давно. Благодаря своим боевым возможностям они довольно быстро заняли индивидуальную нишу в сложной и разветвлённой структуре Войск и Сил на Северо-Востоке и принимают участие практически во всех крупных наземных мероприятиях боевой подготовки, взаимодействуя с различными подразделениями объединения.
Экипажи кровных братьев двадцать девятых – поисково-спасательных вертолётов Ка-27ПС – также совершенствовали мастерство, выполняя задачи в условиях отсутствия видимых ориентиров на местности. В рамках учебно-тренировочных полётов они отработали посадку на палубу спасательного судна «Алагез». Лётчики оттачивали навыки в выборе оптимального курса захода на посадку, правильности ориентирования и точности приземления. За несколько полётных смен винтокрылые поисковики-спасатели совершили около 20 взлётов и посадок, подтвердив готовность действовать в предложенных обстоятельствах.
В авангарде камчатского смешанного авиационного полка неизменно ещё одна составляющая – подразделение беспилотной авиации. Сейчас уже трудно представить себе любое учение на полуострове без комплекса БпЛА «Орлан-10». Расчёты беспилотников успешно освоили воздушное пространство по всей зоне ответственности ТОФ: будь то арктические широты или островные территории. Камчатские «Орланы» всегда там, где Войска и Силы на Северо-Востоке отрабатывают поставленные задачи.
Во время прошедшего в зимнем периоде обучения масштабного учения, в котором были задействованы различные подразделения Краснознамённого объединения, а также боевые единицы подвод­ных сил ТОФ, расчёты БпЛА приняли участие в нескольких эпизодах. «Орланы» осуществляли мониторинг обстановки в режиме реального времени и оперативно снабжали заинтересованные стороны учения необходимой информацией.
Чтобы быть во всеоружии, соответствовать заявленному потенциалу и оправдывать надежды тех, в чьих интересах они работают, камчатское подразделение БпЛА продолжает совершенствовать отработку практических действий по развёртыванию и самостоятельной организации работы в новых позиционных районах.
– По итогам зимнего периода обучения лучшим авиационным подразделением полка признана смешанная авиационная эскадрилья, – резюмирует полковник Александр Картавцев. В свою очередь, лучшими, по словам начальника авиации и ПВО объединения, признаны: в смешанной авиационной эскадрилье – экипажи майора Николая Трегубенко, капитана Романа Боровкова; в истребительной – капитана Станислава Асылгареева; в вертолётной – капитана Сергея Беглецова и старшего лейтенанта Станислава Остапчука.

Петропавловск-Камчатский