Будем помнить…

image_print

Не стало звезды «Иронии судьбы» и «Служебного романа».

Нет человека в нашей стране, который не знает актёра театра и кино, режиссёра, писателя в жанре детектива, художника, лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых народного артиста РСФСР Андрея Мягкова.

Выражаю глубокие соболезнования в связи с кончиной народного артиста РСФСР Мягкова Андрея Васильевича.
Ушёл из жизни одарённый актёр, замечательный педагог и режиссёр. Благодаря таланту, трудолюбию и удивительному обаянию ему удалось создать множество разноплановых, запоминающихся образов, так полюбившихся миллионам зрителей.
Спектакли и фильмы с участием Андрея Васильевича, без сомнения, войдут в золотой фонд отечественной культуры.
Прошу передать искренние слова сочувствия и поддержки Анастасии Валентиновне Вознесенской, родным и близким Андрея Васильевича.

Министр обороны Российской Федерации
генерал армии С. ШОЙГУ

Но мало кому известно, что Андрей Васильевич был ребёнком блокадного Ленинграда, он родился в Северной столице, в городе на Неве, 8 июля 1938 года. Но актёрская судьба определила ему другую столицу – Москву.
«Согласных судьба ведёт, а несогласных тащит» – видимо, смысл этих слов стал ясен отцу будущего актёра, когда он понял, что учёба в химико-технологическом институте, куда сын поступил по его настоянию, ему совершенно неинтересна. А видит он себя в искусстве, и именно – в театральном. На любительском спектакле на талантливого юношу обратил внимание один из учителей Школы-студии МХАТ. И в 1965 году, после завершения обучения в студии, в жизнь молодого актёра вошёл знаменитый театр «Современник».
Надо сказать, что в творческой жизни Мягкова было всего два театра: «Современник» и Московский художественный театр имени А.П. Чехова, в котором он служил с 1977 года.
Дебют Мягкова в кинематографе в роли зубного врача Сергея Чеснокова в фильме «Похождения зубного врача» – советской кинокомедии режиссёра Элема Климова – состоялся в 1965 году.
И кстати, врача, только уже хирурга, замечательного Женю Лукашина, Мягков сыграл и в картине «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Эльдара Рязанова, ставшей для него звёздной. Только в первые дни показа фильм собрал у экранов 100 миллионов зрителей. И теперь ни один Новый год не мыслится без пересмотра «Иронии…», ставшей всем буквально родной.
«Я преклонялся перед талантом, жизнелюбием, юмором Эльдара Александровича. Люблю, ценю, почитаю, благодарю за всё, что он для меня сделал. Никогда в жизни не скажу, что устал от фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» или от «Служебного романа». Устать от того, что пронизано вдохновением, полётом, искренностью, невозможно», – так однажды сказал Мягков.
…Новосельцев в «Служебном романе», Царь в «Сказе про Федота-стрельца», Карандышев в «Жестоком романсе» – что ни роль, то успех. На самом деле, за что бы ни брался, чем бы ни интересовался Андрей Васильевич, всё ему удавалось.
Известно, например, что Мягков – автор трёх детективных романов, по одному из которых сценарист Александр Бородянский снял сериал. А книги актёр начал писать потому, что, по его словам, «супруге не хватало интересной литературы».
И кто знает, может быть, на писательскую стезю Мягкова направила роль писателя Аркадия Гайдара в фильме «Серебряные трубы» режиссёра Эдуарда Бочарова.
Но мало кто знает, что Андрею Васильевичу была близка и живопись. Среди его работ, например, есть портреты Олега Ефремова и Галины Волчек.
Человек глубоко порядочный, критичный к себе, Мягков обладал стержневым характером, всегда стараясь выбирать роли, соответствующие его пониманию искусства.
Показательны слова из одного интервью с Андреем Васильевичем. «К Станиславскому отношусь как к учителю. Играю исключительно по системе Станиславского. Но при этом частенько спорю с учителем и с системой… Может, из-за моих вечных сомнений мне не удалось постичь систему Станиславского до конца. Я не самый лучший ученик Станиславского… Пожалуй, к современному кино я отношусь прохладно, потому что там много суеты и хаоса. Я человек системы Станиславского, почитатель точности, сосредоточенности, порядка и не участвую в анархии».

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда»