Через тернии к… спутникам

image_print

Выпускники военного учебного центра (ВУЦ) имени Героя России генерала армии В.П. Дубынина при Сибирском федеральном университете (СФУ) всегда востребованы в войсках.

ВУЦ при СФУ готовит высокопрофессиональных специалистов для радиотехнических войск ВКС России.

Профессия радиоинженера в современном мире одновременно сложна и увлекательна. Специалист в этой области должен всегда держать руку на пульсе времени, уметь работать с литературой, учиться, познавать новое и грамотно использовать полученные знания на практике. В военной области подготовка кадров по этому направлению осуществляется в ряде учебных заведений Воздушно-космических сил, а также в военных учебных центрах при гражданских вузах. Один из ведущих военных учебных центров, выпускники которого становятся в офицерский строй нашей армии, расположен в Красноярске – при Сибирском федеральном университете. Шестикурсник Александр Жгун завершает обучение в ВУЦ при СФУ и в начале следующего года получит лейтенантские погоны.

Наш сегодняшний собеседник родился и вырос в Красноярске в многодетной семье: у него два брата и три сестры.
– Это предопределило мою самостоятельность, – начинает рассказ Александр. – Всё-таки в больших семьях детей не балуют и не купают в излишней, порой совершенно чрезмерной заботе. Мы всегда держались и держимся друг за друга, заботились друг о друге, без этого же никуда, помогали нашим родителям, потому что с ранних лет отчётливо понимали, что шестеро детей – это большая ответственность. Наверное, поэтому в классе девятом, когда приходит пора определяться с дальнейшим жизненным путём, я сконцентрировался на том, что мне нужно получить хорошее образование. Из всего многообразия высших учебных заведений выбирал в первую очередь те, что давали качественную инженерную подготовку.
Дед будущего выпускника служил прапорщиком в одной из воинских частей в Красноярске и иногда брал взрослеющего внука с собой, наглядно показывая подростку особенности внутреннего распорядка и уклада армейской жизни. Эти «экскурсии» даром не прошли. В 11-м классе юноша очертил круг вузов, в которые намеревался подавать документы на поступление. К радости отца, сын решил связать себя с военной службой.

Офицеры-преподаватели центра играют ключевую роль как в воспитании и обретении армейской выучки, так и в профессиональном становлении курсантов

– Папа сам мечтал стать военным, – продолжает курсант Жгун. – Но жизненные обстоятельства сложились так, что свои устремления реализовать ему не удалось. Поэтому в тот период времени ощущал двойной порыв – как говорится, и за себя, и за него. Установка такая была – если не получилось у отца, то обязательно получится у меня.
Сначала внимание старшеклассника привлёк Калининградский пограничный институт ФСБ России. Однако при более детальном планировании на первый план выступила транспортная удалённость самого западного региона страны. Поэтому Александр выбрал Военно-космическую академию имени А.Ф. Можайского в Санкт-Петербурге, куда из Красноярска можно долететь прямым рейсом. В июле 2015 года сибиряк оказался в числе сотен таких же, как и он, абитуриентов, приехавших в учебный центр прославленного учебного заведения из разных уголков нашей Родины. Но надеть военную форму с заветной буквой «К» на погоне и остаться в Северной столице на пять лет учёбы гостю с берегов Енисея было не суждено.
– Организм внезапно отреагировал на смену климата, – вспоминает собеседник. – То ли простудился, то ли это была совокупность факторов, что коренным образом повлияло на моё состояние во время сдачи вступительных испытаний. И в академию меня не зачислили, так что возвращался домой к родителям и семье разочарованным. Вспоминаю, что всё время, пока был в дороге, постоянно думал, что же мне делать. Даже накручивал себя – пробовать успеть куда-то поступить тем летом или уже готовиться к службе в армии по призыву в надежде на новый шанс уже в будущем.
Но, по словам Александра, именно неопределённость больше всего и тяготила. «Хотелось как можно раньше найти какое-нибудь решение», – вспоминает он те напряжённые дни, добавляя, что, конечно, знал о Сибирском федеральном университете, как любой красноярский старшеклассник. «Не догадывался лишь о том, что в его составе есть военно-инженерный институт, по окончании которого выпускнику присваивается воинское звание лейтенанта и он отправляется служить офицером в войска», – признаётся курсант Жгун, выбравший в итоге специальность «Радиотехнические системы и комплексы».
Военно-инженерный институт, о котором он говорит, – это сегодняшний военный учебный центр при СФУ, носящий имя первого начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации Героя России генерала армии Виктора Петровича Дубынина. Центр берёт своё начало с военной кафедры Красноярского политехнического института (позже – Красноярского государственного технического университета), открытой 19 ноября 1957 года. Военную кафедру Красноярского политехнического института в 1977 году окончил министр обороны Российской Федерации Герой России генерал армии Сергей Кужугетович Шойгу. Этот факт, бесспорно, определяет повышенную ответственность и профессорско-преподавательского состава за качество подготовки военных профессионалов, и курсантов за качество освоения ими военных специальностей, в чём автор этих строк мог убедиться сам, побывав в военном учебном центре. Несмотря на то что это и не военное училище в привычном понимании, учёба в этих стенах закаляет характер и тренирует волю обучаемых ничуть не хуже. Военная форма, организация дежурной службы, регулярная строевая подготовка, неукоснительное исполнение требований общевоинских уставов, наконец, культура, уважение и вежливость – научно-педагогический состав, возглавляемый начальником центра полковником запаса Евгением Николаевичем Гариным, вкладывает душу и передаёт свой богатый опыт в каждого обучаемого, в независимости от того, отправится ли выпускник в запас или станет кадровым офицером.
Отметим, что уже второй год в России функционирует единая унифицированная структура, направленная на повышение эффективности военной подготовки. Это стало возможным благодаря организационным изменениям, инициатором которых выступил начальник Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковник Виктор Петрович Горемыкин. Студентов (курсантов) военных учебных центров обучают как по программе военной службы по контракту на должностях, замещаемых офицерами, так и по программам военной подготовки офицеров запаса, сержантов (старшин) запаса и солдат (матросов) запаса. В состав центров теперь входят кафедры, что предполагает ведение в них полноценной научной деятельности. Это, безусловно, положительным образом сказывается на уровне подготовки военных специалистов – как тех, что остаются в запасе, так и тех, что пополняют кадровый офицерский строй армии.

Несмотря на то что это и не военное училище в привычном понимании, учёба в этих стенах закаляет характер и тренирует волю обучаемых ничуть не хуже

– До поступления в военный учебный центр самое большое влияние на мою жизнь оказали отец и тренер по дзюдо, – говорит Александр. – Но уже пять лет как моими наставниками стали преподаватели, которых я могу без всякого стеснения назвать отцами-офицерами. Именно они играют ключевую роль как в нашем воспитании, обретении армейской выучки, так и в профессиональном становлении.
Под руководством двух начальников кафедр центра – полковников Василия Николаевича Ратушняка (автоматизированные системы управления ВКС) и Андрея Борисовича Гладышева (радиоэлектронная борьба) курсант Жгун раскрывает свой образовательный потенциал, активно участвуя в научной деятельности. На его счету уже немало научных публикаций в базе российского индекса научного цитирования и участий в научных форумах и конференциях. Так, вместе с выпускником 2020 года лейтенантом Максимом Голубятниковым они представляли проект, связанный с использованием псевдоспутников, на Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Бирюса», проходившем в Красноярском крае. Их работа заняла почётное 2-е место.
– Мы провели анализ использования антенной решётки в системе ближней навигации на основе псевдоспутников по результатам соответствующего моделирования, – объясняет Александр. – Сравнили энергетические характеристики навигационного поля, созданного антенными решётками и изотропными излучателями. В связи с возрастающим интересом к локальным радионавигационным системам на основе псевдоспутников наша работа может дать импульс для более детальных исследований электромагнитной совместимости и уменьшения уровня излучения сигнала в направлении других радиотехнических средств.
Максим выпустился из военного учебного центра при СФУ в июле этого года и отправился служить в один из научно-исследовательских институтов Минобороны России. Шестикурсник Жгун станет офицером всего через несколько месяцев. Как раз сейчас начинается самая ответственная для него пора. О распределении он пока не задумывается. «Супруга Дарья ещё до свадьбы сказала, что отправится за мной в любое место на карте нашей страны. Так что сейчас сосредоточен на завершении выпускной квалификационной работы и подготовке к государственным экзаменам», – подытоживает Александр.

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда»