Четыре тысячи километров на исполинах

image_print

Старший прапорщик Дмитрий Ерёмин – один из лучших механиков-водителей автономной пусковой установки (АПУ) подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) «Ярс» Барнаульской дивизии РВСН.

Старший прапорщик
Дмитрий ЕРЁМИН.

Ещё в школьные годы, будучи подростком, Дима не раз видел поднятые по сигналу тревоги и уходящие во мрак ночи подвижные грунтовые ракетные комплексы «Тополь». Они казались ему фантастическими исполинами. Иногда в свете фонарей через стёкла кабин просматривались сосредоточенные и суровые лица механиков-водителей, управлявших этой техникой. Как заворожённый, мальчик смотрел на тёмно-зелёные автономные пусковые установки, на огромные ракеты, на эти лица, слышал мощный гул 710-сильных дизельных моторов и мечтал, мечтал… Он думал, что когда вырастет и пойдёт в армию, то обязательно будет ездить на этих громадных машинах. Прошло несколько лет, и мечта Димы Ерёмина сбылась.

Его детские и юношеские годы прошли на Алтае в закрытом территориальном образовании ЗАТО «Сибирский». Это город сибирских стратегов в сорока километрах от Барнаула, где в основном проживают семьи ракетчиков. Дмитрий родился в такой семье. Его отец, Олег Юрьевич, майор, а мама, Елена Валентиновна, ефрейтор. Сейчас родители в запасе, а их 32-летний сын старший прапорщик Дмитрий Ерёмин – старший механик-водитель многоосных шасси. Если говорить более конкретно, то он за рулём автономной пусковой установки подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) «Ярс».
– Что вы чувствуете, когда управляете 120-тонной машиной с межконтинентальной баллистической ракетой? – первым делом спросил у старшего прапорщика Ерёмина.
– А что я должен чувствовать? Еду себе, да еду, – пожал плечами Дмитрий, а потом, подумав немного, усмехнулся: – Конечно, понимаю ваш вопрос, мол, такая громадина, как же ехать на ней? Но это не так уж и сложно, если пройти специальное обучение.
Как видите, старший прапорщик Ерёмин ответил без излишних эмоций, потому что за 11 лет службы в Барнаульской дивизии РВСН из состава Омского ракетного объединения он оставил позади себя около четырёх тысяч километров, которые проехал на семиосном автомобиле МАЗ-7917, на платформе которого установлена трёхступенчатая твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета РС-12М. Это автономная пусковая установка (АПУ) подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) «Тополь». Иногда при необходимости Дмитрий садился и за руль МОБДа (машина обеспечения боевого дежурства) на базе четырёхосного МАЗ-543. Вообще, без этого МОБДа, как и без станции тропосферной радиосвязи и машины боевого управления (МБУ), ни одна ракета не полетит.
С этого года Барнаульская дивизия перевооружается на ПГРК «Ярс» и старший прапорщик Ерёмин пересел со штатного места механика-водителя АПУ «Тополь» за руль АПУ ПГРК «Ярс». Конечно, для этого ему, как и всем его сослуживцам из ракетного дивизиона, которым командует подполковник Алексей Лобанов, пришлось пройти переобучение.

* * *

Чтобы управлять машиной с межконтинентальной баллистической ракетой, общий вес которых порядка 120 тонн, механик-водитель должен быть профессионалом очень высокого класса. И соответствующая психологическая подготовка военнослужащего при вождении им такого агрегата крайне необходима. Очевидно, что у того, кто за рулём АПУ, должен быть особый психологический настрой: предельная уравновешенность и сосредоточенность, стальная выдержка, спокойствие и непоколебимая уверенность в своих профессиональных качествах как механика-водителя.

Чтобы управлять машиной с межконтинентальной баллистической ракетой, общий вес которых порядка 120 тонн, механик-водитель должен быть профессионалом очень высокого класса

Но старшему прапорщику Ерёмину не нужна была какая-то особая психологическая подготовка, чтобы сесть за руль АПУ «Тополь», а сейчас «Ярса». Он получил соответствующий психологический настрой ещё в детстве и в юности, когда мечтал управлять такой техникой. В июне 2006 года парня призвали в армию в Ракетные войска стратегического назначения. Служить направили в 161-ю школу техников РВСН в городе Знаменск-4 Астраханской области. Служить и учиться на механика-водителя МАЗ-543, на базе которого тополиный МОБД.
– После шести месяцев обучения в школе техников я мог уехать в войска и дослужить оставшиеся до увольнения в запас полтора года. Но через два месяца занятий мне предложили обучение и на МАЗ-7917, на базе которого автономная пусковая установка подвижного грунтового ракетного комплекса «Тополь». А это была моя мечта детства и юности – управлять АПУ. К тому же по завершении обучения присваивалось звание прапорщика. Я продолжил обучение и потом заключил контракт о прохождении дальнейшей службы, – вспоминает сегодня Дмитрий Олегович.
Когда прапорщик Ерёмин закончил школу техников, его направили для продолжения службы в один из ракетных полков Барнаульской дивизии РВСН на должность механика-водителя многоосных шасси.

* * *

ПГРК «Ярс».

За прошедшие 11 лет ему есть что вспомнить из своей службы, которая сегодня успешно продолжается. За эти годы он участвовал во многих учениях и выездах ракетного полка в позиционный район дивизии для занятий профессиональной подготовкой и несения расчётами боевого дежурства на маршрутах боевого патрулирования со сменой дивизионами стартовых позиций. Как правило, «Тополя» покидают свои ангары под покровом темноты, так как скрытность передвижения и маскировка имеют для ракетчиков большое значение. Один марш в позиционный район дивизии – это десятки километров. На улице лютая стужа или летний зной, воет ли там метель или хлещет дождь, а «Тополя» уходили ночью в позиционный район, где расчёты несли боевое дежурство на маршрутах боевого патрулирования. Также ни одно из учений алтайских ракетчиков не проходило и не проходит без смены стартовых позиций. Нередко во время учений, в ходе многокилометровых маршей и на учебных стартовых позициях дивизионов проверяющие из штабов ракетного объединения и РВСН в целях проверки выучки личного состава давали подразделениям вводные по устранению различных «неисправностей» на технике. И тогда старшему прапорщику Ерёмину и его сослуживцам требовалось, например, заменить «повреждённое» на шасси АПУ или МОБДа колесо или надеть средства индивидуальной защиты, потому что противник «применил» химическое оружие. Заменить колесо, надеть противогаз и ОЗК и продолжать марш.
Одно из самых памятных событий в службе старшего прапорщика Ерёмина – это его участие в 2014 году в учебно-боевом пуске ракеты «Тополь» на государственном полигоне Плесецк в составе ракетного полка в ходе командно-штабного учения. Пролетев тысячи километров, РС-12М поразила цель, и личный состав полка получил за свою профессиональную выучку пятёрку. В числе тех военнослужащих, которых наградили за высокую боевую выучку, был и старший прапорщик Ерёмин, показавший отличные навыки механика-водителя пусковой установки.
– Труднее управлять автономной пусковой установкой «Тополя» или «Ярса»? – спросил у него.
– АПУ «Ярс» более маневренна. Управлять ею интереснее. В ходе переобучения на «Ярс» требуется какое-то время, чтобы привыкнуть к управлению и габаритам машины, – ответил мой собеседник.
– Сколько уже времени вы за рулём пусковой установки «Ярс»? – поинтересовался я.
– Вполне достаточно, чтобы привыкнуть к новой технике и чувствовать себя уверенно. – Надеюсь, в будущем этих часов наберётся не одна тысяча. Наш полк только недавно перевооружился на новый ракетный комплекс и в декабре этого года он заступит на боевое дежурство.
– А как вы посчитали, что проехали на «Тополе» более 4 тыс. километров? – задал следующий вопрос.
– Это не сложно. Я посчитал количество его выездов в позиционный район за год обучения и умножил эту цифру на количество лет с того года, когда я впервые стал управлять автономной пусковой установкой. Приблизительное количество пройденных километров за один выезд в позиционный район я тоже знаю. Ну а дальше – такая же простая арифметика, – ответил старший прапорщик Ерёмин.

* * *

В прошлом году ракетный полк под командованием полковника Виталия Суворова снял ПГРК «Тополь» с боевого дежурства и получил новые мобильные ракетные комплексы «Ярс». Работа эта очень трудоёмкая. В рамках своих должностных обязанностей старший прапорщик Ерёмин участвовал во всех этих мероприятиях по снятию старой техники с боевого дежурства, доставке её на железнодорожную станцию и погрузку на ж/д платформы для отправки на арсеналы хранения РВСН. А пришли «Ярсы», он вместе со своими сослуживцами занялся ими. Командир ракетного дивизиона подполковник Алексей Лобанов и командир группы подготовки и пуска капитан Георгий Кузнецов считают старшего прапорщика Ерёмина одним из лучших в своей военной профессии не только в полку, но и в дивизии. Капитан Кузнецов – непосредственный начальник Ерёмина, не одну тысячу километров они проехали вместе. Хотя сам Ерёмин говорит, что в дивизионе есть много других высококлассных специалистов. В их числе, например, старшие механики-водители АПУ старший прапорщик Денис Строев и прапорщик Илья Арбрайт.

Тарас РУДЫК, «Красная звезда»

Фото автора
Алтайский край