Думать о небе, находясь на земле

image_print

Сержант Эдуард Полухин в этом году войдёт в число первых лейтенантов-выпускников по специальности оператора управления беспилотных летательных аппаратов.

Сержант Эдуард ПОЛУХИН.

Мама – воспитатель дошкольных учреждений, отец – штурман дальней авиации. Обычная семья военнослужащих, каких у нас тысячи: у автора этих строк отец тоже служил в Военно-воздушных силах техником самолёта, прежде чем сменил род деятельности, а мама также была воспитателем в детском саду. 17-летний Эдуард долго не мог определиться с тем, куда идти после школы. С учёбой проблем никогда не испытывал – саратовскую гимназию № 4 в итоге окончил с отличием, увлекался физикой и математикой. Когда мой собеседник – курсант 5-го курса факультета беспилотной авиации ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» сержант Полухин – рассказывал о том, как выбирал профессию, мне это напомнило собственную историю почти 20-летней давности. Такой же золотой медалист из Волгоградской области, решивший поступать в Военный университет…
– Наверное, это следствие отличной учёбы, – признаётся Эдуард в беседе. – С одной стороны, ты можешь поступить, куда только пожелаешь, но с другой – понять, чего именно хочешь, невероятно сложно. Мысли крутятся, крутятся, идёт время…
На помощь юноше пять лет назад пришёл отец, к тому моменту уже завершивший службу. «Конечно, дома были разговоры о военных учебных заведениях, да и я сам восхищался и до сих пор восхищаюсь отцом, который летал на Ту-160 – авиабаза Энгельс на другом берегу Волги», – вспоминает он, добавляя, что всё изменилось в одночасье, когда в один из дней ему сказали, что завтра его отвезут в Воронеж.
– Это было спустя несколько недель после Нового года, – уточняет собеседник. – Примерно такое же время, как и сейчас, первая половина февраля, кажется. Зима, серое небо, как сейчас помню: еду и не понимаю, зачем мне этот Воронеж?
Уже в дороге отец сообщил, что в Военно-воздушной академии проходит день открытых дверей. «Пока мы ехали, я узнал, что там много факультетов, куда мне с моими знаниями можно поступить», – объясняет сержант Полухин. От Саратова до Воронежа около 500 километров на машине, поэтому дорога, несмотря на зимний сезон, не была длинной. По словам Эдуарда, в те несколько часов, что длилось это путешествие, он успел о многом задуматься, а слова отца придали ему уверенности. Где-то в глубине душе юноша ещё неосознанно, а скорее интуитивно допустил вариант поступления в академию, хотя прежде никогда не размышлял о том, чтобы стать курсантом и затем офицером.
И с первых же минут пребывания в стенах прославленного учебного заведения саратовский старшеклассник понял, что хочет сюда вернуться спустя несколько месяцев в качестве абитуриента на вступительные испытания.

Учебные дисциплины операторов беспилотных летательных аппаратов схожи с теми, что проходят лётчики, только они не поднимаются в небо

практическое занятие, проходящее на факультете беспилотной авиации.

– Увидел синюю форму, современные учебные аудитории, пообщался с курсантами, преподавателями, поразился, насколько грамотно они владеют речью, и сразу глаза загорелись, – говоря это, Эдуард словно переносится в тот судьбоносный для него субботний день февраля 2015 года.
Тогда же он определился и с факультетом, на который будет поступать, – беспилотной авиации. Причём специальность выбрал абсолютно новую. Операторов управления БПЛА академия впервые набирала именно в тот год.
Почему же сегодняшний выпускник выбрал пять лет назад именно такую специальность?
– Едва познакомившись с факультетом и поняв, насколько интересна профессия оператора, насколько она ответственна, я чётко осознал, что хочу поступать именно сюда, – рассказывает курсант. – Это направление авиации, развивающееся, что называется, в режиме онлайн, 24 часа в сутки и 365 дней в году. Технологии беспилотников эволюционируют такими темпами, что для подтверждения своей квалификации необходимо постоянно учиться. Быть на самом острие науки и прогресса в целом – это нечто захватывающее, совершенно завораживающее ощущение. Конечно, учёба даётся не просто, но, на мой взгляд, на любом, какой только ни взять, факультете нашей академии освоение профессии требует приложения настойчивости, дисциплинированности и требовательности к самому себе. Ничто не даётся легко. Каждый наш факультет уникален по-своему. Не случайно же в Воронеже обучают нескольким десяткам специальностей, которых нет ни в одном другом военном вузе.
С первых же месяцев обучения Эдуард стал проявлять себя с наилучшей стороны. Ответственный подход, решительность, умение добиваться результатов оригинальными, нешаблонными способами и методами – всё это помогало моему собеседнику постигать мастерство оператора беспилотных летательных аппаратов. Неудивительно, что к заключительному семестру сержант Полухин стал претендентом на получение по выпуске медали «За отличное окончание военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации». А ещё он кандидат в мастера спорта по военному многоборью (ВТ-4). Возможно, в спорте мог бы добиться и большего – инфраструктура кафедры физической подготовки академии позволяет успешно заниматься многими видами спорта (от игровых до лёгкой атлетики и плавания), да и природные данные налицо (рост выше 185 см, атлетическое телосложение), но пятикурсник поглощён профессиональной подготовкой по специальности.
– Я не могу не следить за своей физической формой, сдаю на отлично зачёты, экзамены и различные проверки, получаю надбавку, но чтобы, например, стать мастером спорта, нужно выходить на совершенно другой уровень, а сейчас это крайне сложно, если не сказать, что недостижимо, – рассуждает Эдуард.
Учебные дисциплины, которые изучает он вместе со своими товарищами – такими же будущими операторами, схожи с теми, что проходят лётчики, только в отличие от курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков воронежцы учатся управлять летательными аппаратами, находясь на земле. Это накладывает особый отпечаток на практические занятия, которые и у тех и у других начинаются с третьего курса. В академии курсанты факультета беспилотной авиации занимаются с инструкторами на учебном аэродроме.
– Лётчик непосредственно находится в кабине и физически ощущает те процессы, что происходят с летательным аппаратом на этапах взлёта, набора высоты, горизонтального полёта, фигур пилотажа, снижения и посадки, – объясняет собеседник. – Нам же, не поднимающимся в небо и остающимся внизу, приходится включать абстрактное мышление и представление. Управляя беспилотником, зачастую в отсутствие визуального контакта, мы опираемся только на показания приборов и уже на их основании интерпретируем картину полёта. Другими словами, чтобы стать в этой области специалистом экстра-класса, нужно попросту чувствовать беспилотник на расстоянии.
На следующий день после нашей беседы сержант Полухин убывал в Коломну на войсковую стажировку. Там на полигоне Ларцевы Поляны в течение месяца он будет проходить теоретическую и практическую подготовки, венцом которых станет допуск к самостоятельному управлению беспилотниками. Этого дня Эдуард ждал все эти годы, проведённые в академии. Думал о нём и представлял, как совершит свой первый самостоятельный полёт.
– Даже не представляю, что буду чувствовать в этот момент, – делится курсант своими переживаниями. – Шёл к этому всё время, что обучаюсь в Военно-воздушной академии.
После возвращения из Подмосковья у моего собеседника останется совсем немного времени на сдачу последних экзаменов заключительного семестра обучения, подготовку к защите выпускной квалификационной работы и к государственным экзаменам. Совсем скоро букву «К» на погонах сменят две лейтенантские звёздочки. Прощаться с альма-матер Эдуарду предстоит в год 100-летия Военно-воздушной академии.
– Это были незабываемые годы, – говорит он. – Первые два курса тянулись как-то долго, а следующие пронеслись так, что до сих пор с трудом ощущаю, что до выпуска остаются считаные месяцы. Жалею, пожалуй, только об одном.
– О чём же?
– В этом году третий курс нашего факультета будет участвовать в параде на Красной площади 9  Мая. Это происходит впервые. У нас такой возможности не было, – с небольшой грустью в голосе подытоживает сержант Полухин.

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда» 

Фото автора и из архива ВУНЦ ВВС «ВВА»
Воронеж