Экологическая вахта БДК «Александр Отраковский»

image_print

Моряки-десантники завершили очередную экологическую кампанию Северного флота 2020 года.

Капитан 2 ранга Алексей ЯНОВ.

Начало масштабной кампании по генеральной уборке земель Министерства обороны в арктической зоне от металлолома, накопленного за десятки лет освоения Севера, было положено три года назад, когда первые подразделения, сформированные в Центральном военном округе и на Северном флоте, приступили к выполнению поставленной задачи.

Со швартовых сниматься
В этом году задача вывезти собранный металл с острова Кильдин была поставлена экипажу большого десантного корабля «Александр Отраковский», которым командует капитан 2 ранга Алексей Янов.
Затянувшиеся дожди и непогода середины сентября, выражаясь словами штурмана, «неблагоприятные гидрометеоусловия» над Кольским заливом и главной базой Северного флота наконец сменились ласковым солнцем. Над Североморском воцарилось бескрайнее голубое небо с редкой проседью облаков.
Безусловно, об улучшении погодных условий было заранее известно из прогноза, поэтому именно на этот день запланировали поход большого десантного корабля «Александр Отраковский» к острову Кильдин за очередным грузом металла.
После подъёма флага экипажу была поставлена задача и проведены соответствующие приготовления.
Наконец с ГКП корабля прозвучала команда:
– По местам стоять, со швартовых сниматься.
На причале береговая швартовая команда, а на баке – корабельная под руководством боцмана старшего мичмана Ильяса Алхасова оперативно управляются с канатами.
На ходовом мостике то и дело звучат команды:
– Всему личному составу занять свои места согласно расписанию плавания в узкости…
– Руль прямо, машины – товсь! Правый – вперёд, левый – назад, лево руля, самый малый! Правый – стоп, левый – назад, самый малый, руль прямо…
На ГКП в эти минуты командир корабля капитан 2 ранга Алексей Янов, старший помощник командира корабля капитан 3 ранга Тарас Скоробогатых, вахтенный офицер командир
БЧ-4,7 лейтенант Святослав Антипин, вахтенный на управлении режимами главных двигателей мичман Роман Максимов, рулевой старший матрос Сергей Тищенко, над картой, поглядывая на мониторы, склонился командир штурманской боевой части капитан-лейтенант Станислав Ярмолюк, рядом – электрик БЧ-1 старший матрос Роман Ще­поткин.
Причал и стоящий правым бортом к нему БДК «Иван Грен» плавно отдаляются от БДК «Александр Отраковский», который, двигаясь задним ходом и ускоряясь, откатывается в акваторию Кольского залива.
– Правый – назад, малый, инерция 4,3, правый – товсь, левый – назад самый малый. Обе машины – малый вперёд, курс 270, – раздаются команды и доклады.
Внимательно слушая указания, со знанием дела управляет работой двигателей мичман Роман Максимов. Вся его служба связана с соединением десантных кораблей Кольской флотилии разнородных сил Северного флота. Родом он из Владимирской области, службу по призыву проходил на БДК «Кондопога», а с 2000 года БДК «Александр Отраковский» для него второй, а если учесть то время, что он проводит на корабле, то, пожалуй, первый дом.
– Через две минуты – поворот на курс… – звучит голос командира БЧ-1, а затем голос командира корабля: – Право руля, курс…
Видно, как флагшток на носу БДК плавно совмещается с находящимся вдали островом Сальный и переходит правее.
– На румбе … градусов, окончили поворот, – докладывает рулевой.
Корабль устремляется на выход из Кольского залива.
– Сколько оборотов? – звучит вопрос командира корабля. Услышав ответ, он даёт указание их увеличить.
– Скорость – двенадцать и три, – докладывает электрик штурманский.

К погрузке металлолома готовы.

Старший матрос Роман Щепоткин из Архангельской области. Успел послужить оператором ПТУР (противотанковая управляемая ракета) в 200-й мотострелковой бригаде, и вот уже два года, как в штурманской боевой части БДК «Александр Отраковский». Службой своей доволен и старается выполнять свои обязанности добросовестно. Он чётко производит доклады и периодически делает записи в журнале манёвренных карточек БЧ-1.
Справа и слева проплывают скалистые берега. Буквально за несколько дождливых и хмурых дней растительность на них из сочно-зелёной стала оранжево-жёлто-бордовой.
Позади слева остались многоэтажки и высокая труба ТЭЦ Полярного, будто выглядывающие из-за сопок, впереди слева – острова Зелёный, Медвежий, Торос, справа – мысы Бакланий, Летинский…

Корабль вышел из Кольского залива. Впереди раскинулось широкое и необъятное свинцового цвета Баренцево море, а справа вдали вырастал гранитный исполин – остров Кильдин

Встречным курсом идёт какое-то судно.
– Разойдёмся с целью на расстоянии 10 кабельтовых левым бортом. Цель не опасна, – докладывает матрос Станислав Красных.
Сегодня на вахте в БИП вместе с ним старшина 2-й статьи Никита Кодолов. Их действия контролирует вахтенный офицер лейтенант Святослав Антипин.
В полумраке помещения БИП Станислав внимательно всматривается в монитор, отображающий информацию о надводной обстановке.
Через час с небольшим корабль вышел из Кольского залива. Впереди раскинулось широкое и необъятное свинцового цвета Баренцево море, а справа вдали вырастал гранитный исполин – остров Кильдин.
– Через пять минут поворот вправо на курс… – прозвучал доклад штурмана.
Командир штурманской бое­вой части капитан-лейтенант Станислав Ярмолюк – коренной северянин. Детство и школьные годы прошли в Полярном. Отец Михаил Станиславович – старший мичман, до сих пор служит в одной из частей Кольской флотилии. После 8-го класса средней школы Станислав сначала учился в Санкт-Петербургском нахимовском училище, затем получил высшее военное образование по специальности «инженер-судоводитель». Выпускник 2013 года, он сразу прибыл на Северный флот, где первые годы службы прошли в гвардейской бригаде охраны водного района Кольской флотилии разнородных сил. Сначала – командир БЧ-1 МТЩ «Машинист», затем – командир БЧ-1 МТЩ «Владимир Гуманенко». На «Машинисте» Станислав обеспечивал боевую подготовку надводных кораблей, подводных лодок и морской авиации флота, совершая по 30–40 выходов в море в год. В составе экипажа «Владимир Гуманенко» ходил в дальний поход для снятия минной опасности в районе порта Диксон, обеспечивал испытания на центральном полигоне архипелага Новая Земля.
В этом году капитан-лейтенант Станислав Ярмолюк был назначен на БДК «Александр Отраковский» и почти сразу отправился на нём в дальний арктический поход. До порта Дудинка офицер шёл в качестве дублёра командира штурманской боевой части – вахтенного штурмана. В течение похода Станислав успешно сдал все зачёты и был допущен к самостоятельному управлению боевой частью, несению штурманской вахты. Так что обратно из Арктики он шёл уже полноправным командиром штурманской боевой части БДК «Александр Отраковский».

Обед по расписанию
Когда корабль вышел на морской простор, по трансляции прозвучали команды:
– Подвахтенной смене руки мыть.
Вскоре свободные от вахт отправились на обед. В кают-компании корабля чисто, уютно и красиво. Всё располагает к приятной трапезе. На столах бордовые скатерти, на них дополнительные персональные отрезки ткани с пришитыми чехлами-крепежами для ложки, вилки и ножа, чтобы даже во время качки они находились под рукой. Интересное решение, подобного не доводилось видеть на других боевых кораблях.
Кок-вестовой матрос Аркадий Савченко внимательно следит за теми, кто пришёл или уже поел, чтобы принести первое или второе. Сегодня кок старшина 2-й статьи Роман Кононенко приготовил боевым товарищам солянку, на второе – плов, всё по-домашнему вкусно, наваристо, к тому же прилагаются стоящие на каждом столе смесь перцев, соль, майонез, столовый хрен, горчица и кетчуп. Роман Кононенко родился и вырос в Касихинском районе Алтайского края, там окончил лицей по специальности «повар» и вот уже 11 лет служит здесь по контракту.
Во время обеда на большом экране телевизора транслируется очередная часть документального фильма о Великой Отечественной войне. Рассказывается о боевых действиях под Ржевом. Следует отметить, что показ исторической хроники во время приёма пищи – это тоже отличное решение командования корабля, ведь даже те военнослужащие, кто не интересуется историей, волей-неволей запомнят какие-то даты, эпизоды и события. Что им поможет на занятиях по военно-политической подготовке.

Приём металла

Расчёт центрального поста.

Тем временем корабль обогнул остров и начал движение в Кильдинский пролив. А вскоре по БДК разнеслась команда вахтенного офицера:
– Учебная тревога! Корабль к плаванию в узкости приготовить!
Затем звучит новая команда:
– Боцманской команде на бак! Форма одежды специальная – каска, спасательный жилет, швартовые рукавицы.
По команде старпома БДК начал приём балласта – порядка 100 тонн воды. Вскоре корабль повернулся носом к берегу и начал плавное движение к нему.
– Обе машины – вперёд самый малый, лево на борт, левый вперёд малый! – звучат команды на ходовом, и вновь: – К высадке на необорудованное побережье приготовиться! Личному составу поста высадки – на пост высадки!
После того как корабль вполз носом на берег, звучит новая команда:
– Открыть ворота, опустить аппарель!
Два КамАЗа, гружённые металлоломом, задним ходом начали движение в твиндек.
– Первая – пошла, вторая – пошла… – звучат доклады по рации от носового поста.
После погрузки с корабля на берег сошёл начальник службы технического обеспечения управления МТО Кольской флотилии разнородных сил Северного флота капитан 1 ранга Юрий Барышников. Он сразу направился к командиру экологического взвода, с которым они начали осматривать приготовленные к погрузке 12 КамАЗов, а также большую гору металлического лома, находящегося в 100 метрах от берега и приготовленного к погрузке на автомобили.
Шло время. Наконец грузовики взревели моторами и один за другим начали движение внутрь корабля.
– Я «Металл», – прозвучал по рации позывной старшего экологического взвода. – Погрузку окончил.
Командир корабля даёт команду:
– Поднять аппарель, закрыть ворота…
Капитан 2 ранга Алексей Янов – выпускник факультета ракетно-артиллерийского вооружения Балтийского военно-морского института имени Ф.Ф. Ушакова, продолжатель дела отца, тоже офицера. За его плечами – служба на больших противолодочных кораблях, учёба на командирском факультете Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», большой опыт дальних походов на БДК.
Восемнадцать тысяч «лошадей» силовой установки начали стаскивать загруженный корабль с береговой кромки. В эти минуты в центральном посту управления электромеханической боевой части гигантским «табуном» управляет расчёт ЦПУ под руководством командира БЧ-5 капитан-лейтенанта Сергея Арчакова. Подрагивая корпусом, корабль отошёл от берега и вновь оказался целиком в родной стихии.

Путь домой
Вскоре корабль обогнул остров Кильдин и взял курс в базу. Продолжительность светового дня осенью невелика, и по Кольскому заливу мы идём уже в кромешной темноте. Небо затянуло облаками, за иллюминатором, как говорится, хоть глаз выколи. На ходовом мостике тоже темно, свет от монитора и локальное освещение карты только у штурмана.
Командирскую вахту несёт старший помощник командира корабля капитан 3 ранга Тарас Скоробогатых. В своё время офицер с отличием окончил Балтийский военный институт. Как лучшего выпускника 2006 года его наградили памятным знаком Минобороны России «Константиновский знак». Кок-вестовой принёс ему кружку свежезаваренного чая, аромат от которого поплыл по помещению.
Слышно, как старпом то и дело экзаменует вахтенного офицера, тоже выпускника Балтийского ВМИ 2019 года, командира зенитно-артиллерийской батареи лейтенанта Ивана Тригуба.
Вскоре БДК подошёл к губе Грязная. На ходовой прибыл командир корабля. К берегу подошли как по рельсам, и вот уже из чрева корабля, освещая фарами береговые постройки, одна за другой выезжают машины.
– Первая – пошла, вторая – пошла, третья – пошла… – звучат доклады по рации, и наконец: – Я «Металл» – выгрузку окончил, замечаний нет.
Даётся команда поднять аппарель и закрыть ворота.
– Обе назад малый, руль прямо, отдать балласт, – слышен голос командира.
Через какое-то время впереди показались яркие огни флотской столицы, БДК медленно приближался к причалу. К нам выдвинулись буксиры обеспечения, но командир мастерски подвёл корабль к пирсу, и их помощь не понадобилась. Швартовая команда завела швартовые концы, а боцманская – установила трап.

Всего экологами за два месяца было собрано около 300 тонн металлолома

– Офицерскому составу построиться на ГКП, – звучит команда капитана 2 ранга Янова.
Прошу сказать несколько слов о проделанной работе начальника службы технического обеспечения управления МТО Кольской флотилии разнородных сил Северного флота капитана 1 ранга Юрия Барышникова.
– Личный состав взвода ликвидации экологического ущерба в Арктике завершил сезонную работу по сбору металлического мусора на острове Кильдин, – сказал офицер и продолжил: – Всего экологами за два месяца было собрано около 300 тонн металлолома. Металлический мусор был сгруппирован в месте погрузки на грузовые автомобили. Первым рейсом большой десантный корабль «Александр Отраковский» доставил на остров Кильдин 14 КамАЗов. Экологическая очистка Арктики является одной из приоритетных задач системы материально-технического обеспечения Северного флота, которая выполняется ежегодно в летне-осенний период на протяжении нескольких лет. Подобная масштабная работа на острове Кильдин проводится впервые. Ранее очистка острова и вывоз мусора носили несистемный характер. Сегодня экипаж корабля блестяще выполнил поставленную задачу.
Закончился очередной трудовой день экипажа БДК «Александр Отраковский». Сегодня кто-то будет нести вахту, кто-то сойдёт на берег и отправится к семье, но завтра моряки снова соберутся здесь на подъём флага, чтобы услышать очередную поставленную задачу.

Александр ЯКОВЛЕВ

Фото автора
Североморск