Энтузиастов путь свершений

К выпуску из ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (Воронеж) курсант Никита Полозов добился высоких результатов в научно-технической деятельности.

Курсант ПОЛОЗОВ на стенде Военно-воздушной академии на выставке «Интерполитех».
Курсант ПОЛОЗОВ на стенде Военно-воздушной академии на выставке «Интерполитех».

Два года назад во время Международного военно-технического форума «Армия-2019» на стенде Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» была представлена уникальная разработка системы управления беспилотного авиационного комплекса, основанного на применении роевого принципа. Предназначение комплекса заключается в автоматическом совместном полёте группы БпЛА при нанесении массированного авиационного удара по одиночным и групповым наземным и воздушным целям в условиях противодействия средств РЭБ и ПВО. Одним из тех, кто разрабатывал эту систему под руководством доцента кафедры эксплуатации авиационного оборудования подполковника Дмитрия Лопаткина, был курсант Никита Полозов, который совсем скоро пополнит офицерский строй выпускников 2021 года.

О таких людях, как Никита, говорят – энтузиасты. Энтузиазм зарождается внутри человека. Его нужно почувствовать, ощутить. Он возникает только в том случае, когда мы видим не только возможности, но и чувствуем желание и безоговорочно верим в успех. Бесспорно, это особое состояние души, зарождающееся тогда, когда поставленная цель совпадает с духовными стремлениями и желаниями. Иначе говоря, когда человек решает заниматься тем, что приносит ему радость и удовольствие.
А могло ли быть по-другому? Отец Никиты в 1987 году выпускался специалистом по авиационному оборудованию из Ачинского военного авиационно-технического училища (АВАТУ). О дальнейших этапах служебного пути отца молодой человек говорил так, что небезосновательно можно было судить: интерес
к авиации и тому направлению, на котором он сосредоточился уже здесь, в Воронеже, зародился у него ещё в детстве.

Эмпирическим путём спустя полгода учёбы в Омском лётно-техническом колледже Никита осознал, что полностью готов к поступлению в Военно-воздушную академию


– После Ачинского училища его распределили в Белоруссию, в Оршу, в тяжёлый бомбардировочный авиационный полк, на вооружении которого стояли ракетоносцы Ту-22М3, – отмечает курсант Полозов с такой уверенностью в голосе, как будто это всё проходило на его глазах, хотя родился он только через 10 лет. – Из Белоруссии он отправился в Туркменскую ССР, на аэродром Мары-2, использовавшийся для нанесения ударов дальней авиации в Афганистане. Война там завершалась, и в 1989-м он вернулся в Оршу.
Невольно вспоминалось собственное детство: мой отец тоже учился в АВАТУ и после выпуска в 1979 году продолжил службу в Приморском крае на аэродроме Озёрная Падь. Через девять лет была Группа советских войск в Германии – Альтенбург и Гроссенхайн, где я отучился два класса…
По словам Никиты, в 1991-м старший лейтенант Полозов собирался поступить слушателем на факультет авиационного оборудования Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского, но в дело вмешалась сложная обстановка, в которую погрузилось наше государство в тот год.
И снова собственное воспоминание. Дней за 10 до 1 сентября 1991 года, когда мне предстояло отправиться в первый класс средней школы № 99 Западной группы войск в Гроссенхайне, отец меня взял с собой на аэродром. Посадил в кабину МиГ-27, закрыл фонарь и дал транзистор, из которого радио вещало о событиях в Москве, в которую вошла бронетехника…
– Не поступив учиться, отец перевёлся в Барнаул, в училище лётчиков, – продолжает собеседник, – где служил в группе авиационного оборудования, которую впоследствии возглавлял вплоть до закрытия учебного заведения в 1999 году. Тогда мне было только два года. Детство своё провёл в Бийске, где сначала учился в обычной школе, а потом перевёлся в кадетскую. Но в 10-м классе переехал в краевой центр, потому что был зачислен в Алтайскую школу-интернат с первоначальной лётной подготовкой имени Героя Советского Союза К.Г. Павлюкова.
С выпускниками этой школы мне уже доводилось встречаться. Артём Зорин и Денис Ошкин – выпускники 2014 года. Первый окончил факультет боевого управления авиацией и воздушным движением филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в Челябинске в 2019-м, а второй в том же году – факультет автоматизированных систем управления войсками Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского в Санкт-Петербурге.
Оказалось, что Никита знает их. Они учились на год старше, совершали первые прыжки с парашютом, занимались тактической, строевой, огневой и физической подготовкой. Осваивали ту базу знаний, умений и навыков, которые были им необходимы для дальнейшего получения высшего образования.
В прошлом году Алтайская школа-интернат отметила 30-летие своего создания. Открыв свои двери в 1990 году, школа стала единственным подобным учебным заведением за Уралом. Крылатыми суворовцами называли тогда воспитанников школы. За эти годы из её стен вышли без малого три тысячи выпускников. Параллельно
с прохождением школьной программы воспитанники изучают специальные предметы: парашютную подготовку, конструкцию самолёта, аэродинамику, авиационную метеорологию, воздушную навигацию. После окончания первого курса ранее проводилась лётная и инженерно-техническая практика на базе авиационных спортивных клубов ДОСААФ.

Пять лет назад получило активное развитие направление беспилотной авиации, и первокурсник обратил на эту область пристальное внимание


– Наши выпускники по окончании школы-интерната поступают во многие вузы как Воздушно-космических сил, так и других видов и родов войск, – отмечает курсант Полозов. – Поэтому, глядя на старших товарищей, отправившихся учиться в ведущие академии, мы тоже принимали важные решения в своей жизни, определяясь с будущим. У меня не было сомнений в том, что свою дальнейшую жизнь я свяжу с авиацией, но хотелось быть уверенным в том, что это станет делом всей жизни. Поэтому в 2015-м отправил свои документы в Омский лётно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского, куда и поступил.
Семья Полозовых проживает в собственном доме, поэтому Никита с раннего детства постигал технические азы под чутким руководством отца, поощрявшего энтузиазм сына. «Кажется, ещё до школы самостоятельно или
с кем-то из друзей что-то делали в гараже или мастерской, собирали, разбирали, конструировали. Начинали с автотехники, мотоциклов и снегоходов, а став взрослее, переключились на двигатели и электрооборудование. Так авиационная тематика поглотила меня», – вспоминает Никита.
Но почему он сразу не поехал в Воронеж, в Военно-воздушную академию?
– В моём представлении учёба в военном вузе не предполагает права на ошибку, – объясняет будущий офицер. – Поэтому мне нужно было понять, что такое учиться на авиационного инженера в условиях гражданского учебного заведения.
Такой эмпирический подход спустя полгода привёл к стойкому осознанию, что к поступлению
в Военно-воздушную академию он окончательно готов. «Традиции школы-интерната, заложенные её первыми педагогами, сотрудниками и воспитанниками, живут и поныне. Самое главное, к чему мы стремимся после выпуска, – не бояться трудностей, быть верными общему делу, верить в себя, своих друзей и идти вперёд», – признаётся курсант Полозов.
Отчислившись из колледжа, летом 2016-го юноша отправился в Воронеж. Успешно пройдя вступительные испытания, он был зачислен на первый курс факультета авиационного оборудования.
С первых же дней Никита сосредоточился на учёбе и науке. Пять лет назад получило активное развитие направление беспилотной авиации, и первокурсник обратил на эту область пристальное внимание. Под руководством подполковника Дмитрия Лопаткина и профессора Валерия Бондарева он делал первые шаги. Плодом этих усилий стало создание концептуального беспилотного авиационного комплекса, реализующего новейшие технологии роевого управления.
За счёт оригинальной безфюзеляжной конструкция беспилотных летательных аппаратов, выполненных в форме крыла, этот комплекс обладает увеличенной дальностью и продолжительностью полёта. При этом взлёт и посадка осуществляются вертолётным способом, а сам полёт – самолётным. Управление подобным конвертопланом формируется за счёт изменения вектора тяги двигателей.
– Успешная реализация уникальной оптико-электронной системы технического зрения позволила достигнуть высокой точности межсамолётной навигации в широком диапазоне метеоусловий, что позволяет формировать сомкнутый и даже плотный строй. При этом на экранах радаров группа будет выглядеть как одна цель, – поясняет Никита. – Благодаря абсолютной автономности беспилотной группы и непрерывному обмену информацией внутри неё в режиме полного радиомолчания, а также псевдослучайному перемещению беспилотных летательных аппаратов внутри группы достигается высокая боевая живучесть в условиях сложной помеховой обстановки и противодействия противовоздушной обороны противника.
Развитие этой перспективной разработки нашло отражение в выпускной квалификационной работе курсанта Полозова. Но он намерен пойти дальше, сделав свои нынешние исследования основой для будущей кандидатской диссертации.
Впрочем, для этого ему необходимо получить практический опыт службы в авиационных частях ВКС в качестве авиационного инженера, а уже затем воспользоваться правом поступления в адъюнктуру Военно-воздушной академии, чтобы продолжить научную деятельность
в области авиационного оборудования. Энтузиазм будущего офицера позволяет с оптимизмом смотреть на эти планы. Дорогу осилит идущий.

Фото ВУНЦ ВВС «ВВА»
Воронеж