Есть места, где кони незаменимы

image_print

Под Рязанью прошёл первый в истории Армейских международных игр всеармейский этап конкурса «Конный марафон».

Три богатыря в исполнении рязанских десантников.

Иногда военнослужащим приходится выполнять задачи там, где ни одна боевая машина не пройдёт. Тогда на помощь для перевозки боеприпасов, оружия и продовольствия приходят лошади – единственный вид транспорта в таких районах. В этом году конные подразделения Российской армии впервые соревнуются между собой в конкурсе «Конный марафон». Команд всего три, но от этого состязания приобрели ещё больший накал, ведь в них участвуют лучшие всадники из Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова и горных соединений Карачаево-Черкесии и Республики Тыва. Международный этап состоится в августе в Монголии.
Эти военнослужащие каждый день на службу приносят сахар или морковь для своих незаменимых четвероногих помощников. И на дистанцию марафона они, помимо необходимого снаряжения, взяли с собой лакомства для лошадей.
– Сейчас в карманах лежат сахар и другие вкусности, которыми мы балуем наших лошадей, – говорит на привале курсант 4-го курса РВВДКУ Джамал. – Это же не машины, они требуют ласки. У всех животных свой характер, и необходимо к каждому найти подход. А от взаимопонимания, дружбы с лошадью зависит успех выполнения любой задачи, в том числе и соревновательной.
Конечно, немало зависит и от умения всадника уверенно держаться в седле и управлять лошадью. Что делать, чтобы повернуть её в определённую сторону, остановить или перейти с галопа на шаг? Как себя вести, если лошадь испугалась или сбросила всадника с седла? Надо знать, и как ухаживать за животным, как правильно кормить и поить. Например, перед седловкой коня обязательно чистят, иначе остатки опилок натрут ему спину и он выйдет из строя.
Эти и другие тонкости хороший всадник знать обязан, поясняет Джамал. В училище их всему этому обучают уже со второго курса. Кто-то сидел верхом ещё до поступления в кузницу кадров ВДВ, а кто-то с этими красивыми грациозными животными познакомился только на занятиях. Каждый раз курсантам меняют лошадей, чтобы будущие офицеры умели работать с любым животным.
– Что было самое тяжёлое на соревнованиях? Наверное, нагрузка на лошадь, – рассуждает после завершения первого этапа Джамал. – Именно ей бежать всю дистанцию. Других трудностей нет, если знать, что делать.
Как пояснил главный судья соревнований, помощник командующего ВДВ по физической подготовке полковник Рустам Юлдашев, «Конный марафон» включал в себя два этапа. На первом участникам предстояло преодолеть на лошадях дистанцию в 35 километров, выполняя попутно различные задачи: преодоление водной преграды и прохода в минном заграждении, навьючивание животных, тактические действия, метание гранаты на скаку и транспортировка ящиков с боеприпасами. На втором этапе конкурсанты уже состязались без четвероногих скакунов. Военнослужащие должны были выполнить стрельбу из штатного оружия, метание гранаты на точность и дальность и преодолеть полосу препятствий.
В каждой команде – по десять человек. Чтобы всё было честно, лошадей между участниками распределяли жеребьёвкой.
Корреспонденту «Красной звезды» удалось увидеть самый зрелищный этап – 35-километровый марафон. За участниками мы передвигались на военном КамАЗе и квадроциклах. Пока водители выбирали пути объезда, всадники легко преодолевали маршрут по полям, узким тропам, пересечённой местности и… оказывались на месте гораздо быстрее!
– Несмотря на технический прогресс, остаются районы, где никакая техника не проедет, а доставить туда продовольствие, вооружение и снаряжение необходимо, – говорит полковник Юлдашев. – Здесь лошади становятся незаменимыми помощниками.
В среднем независимо от пола лошадь перевозит до 1/3 своего веса. Примерный вес животного – 500 килограммов, а это значит, что на себе оно сможет унести около 150 килограммов груза.
На привале продолжаю общаться с участниками. Вижу, что поить разгорячённых животных никто не спешит. Как поясняет один из курсантов, этого делать нельзя – такой поступок незнающего человека может дорого обойтись здоровью лошади. Это подтверждает и ветеринар, обследовавший каждого коня перед стартом и во время коротких привалов.
Одним из непростых препятствий для участников является выполнение тактических действий, отмечает главный судья соревнований. Конкурсантам предстояло выстроиться на лошадях сначала в одну колонну, затем – в шеренгу, образуя разомкнутый атакующий строй, собраться обратно и на скаку выполнить метание гранаты. Заставить лошадь идти в один темп и держать строй под силу только опытным наездникам. А метнуть гранату точно в цель с движущейся лошади тоже требует определённой сноровки.

Пока водители выбирали пути объезда, всадники легко преодолевали маршрут по полям, узким тропам, пересечённой местности и… оказывались на месте гораздо быстрее!

Сильный соперник команды курсантов из РВВДКУ – военнослужащие конного подразделения отдельной мотострелковой бригады (горной), что дислоцируется в Республике Тыва. Эти ребята в седле в прямом смысле слова с детства.
– У нас считается, что ухоженная лошадь – это признак хорошего человека, – поясняет капитан команды сержант Херел Сагды. – Мужчина в наших краях обязан уметь ездить на лошади не только в седле, но даже и без него.
В горной бригаде держат лошадей знаменитой тувинской породы, которая за свою выносливость в своё время заслужила похвалу маршала Будённого. Здесь же, в Рязани, им предстояло пересесть на коней хакасской породы, которую используют десантники. Эти непарнокопытные тоже выносливые, с устойчивой психикой, но крупнее тувинских лошадей.
– В том, что лошади не наши, есть некоторые сложности. Управление другой породой имеет свои особенности, – поясняет капитан команды дислоцированной в Туве бригады. – Но, с другой стороны, военные всадники должны уметь обращаться с любым скакуном. И участие в таком конкурсе даёт хороший опыт.
С детства в седле и санинструктор тувинской команды рядовой Мерген Саая. Он только что вернулся с республиканского 40-километрового марафона на лошадях. Мерген занял 4-е место, а участников было более сорока. На тренировках у себя в подразделении для него привычно преодолевать и более значительные расстояния, вплоть до 130 километров галопом на лошади. Главное, отмечает он, понять характер животного до начала скачек. Сейчас на состязаниях ему достался в напарники добрый и спокойный Чарли, но кому-то, отмечает рядовой Саая, попались и лошади с характером.
До последнего момента было непонятно, кто же победит, настолько была упорной борьба. По результатам всех этапов победу в итоге одержала команда рязанских курсантов, незначительно отстали от них тувинские всадники, бронзу завоевало вьючно-транспортное подразделение из Карачаево-Черкесии.

Кристина УКОЛОВА, «Красная звезда» 

Рязань