Формула водительского счастья

image_print

120-тонной ракетной установкой гвардии старший прапорщик Александр Кривов управляет так же умело, как собственной малолитражкой.

Гвардии старший прапорщик
Александр КРИВОВ.

В Книге рекордов Вооружённых Сил России в разделе «Ракетные войска стратегического назначения» есть номинация «Наибольший навод механика-водителя автономной пусковой установки». По итогам 2019 учебного года победу в ней одержал старший механик-водитель автономной пусковой установки ракетного полка гвардии старший прапорщик Александр Кривов с результатом 550 км.

Чтобы осознать значимость этого рекорда, необходимо знать требуемую годовую норму навода механика-водителя, какой именно пусковой установкой он управлял, по каким дорогам ездил. Ведь одно дело рулить по асфальту или укатанной гравийке, и совсем другое – по пересечённой местности.
Автор этих строк отправился к рекордсмену и его сослуживцам, чтобы всё это выяснить на месте. А заодно получить ответы на многие другие вопросы, касающиеся жизни и службы гвардии старшего прапорщика Кривова.
Служит он в одном из ракетных полков Глуховской ордена Ленина Краснознамённой орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого дивизии РВСН, которая дислоцирована в Западной Сибири. Должность – старший механик-водитель автономной пусковой установки подвижного грунтового ракетного комплекса «Ярс».
Мой первый вопрос Александру: насколько сложно управлять такой огромной машиной?
– Этому нужно научиться, и тогда никаких сложностей не будет, – ответил он.
– Как так получилось, что при годовой норме навода 360 километров вы проехали целых 550? – интересуюсь далее.
– Ни я, ни мои командиры, конечно, не ставили целью устанавливать рекорды. Так получилось само собой. В прошлом году в нашем дивизионе было много выездов в позиционный район. А ещё проходили плановые занятия по вождению на автодроме и при подготовке дежурных смен к несению боевого дежурства. Вот и набежал такой километраж.
– А что для механика-водителя самое главное?
– Любить свою профессию, – не задумываясь, ответил Александр. – Тогда всё получится. Когда тебе нравится дело, которым занимаешься, всего добьёшься.
Техника ему интересна. Это его служба, его хобби. «Если они совпадают, это счастье», – улыбается гвардии старший прапорщик. И в этом, как он сам считает, его формула счастья.
Конечно, для полного душевного комфорта человеку необходима семья. Здесь у Александра Сергеевича тоже всё в порядке: есть красавица жена Екатерина, растут сыновья Данила, Дмитрий и дочь Татьяна. Скоро семья получит положенную по нормам 4-комнатную квартиру, а пока обитают в двушке.
Гвардии старший прапорщик Кривов не случайно сказал, что каждый человек, стремящийся к успехам в работе, должен прежде всего любить свою профессию. Везде, где учился и служил Александр Сергеевич, в его характеристиках можно было прочитать: «Любит технику и грамотно эксплуатирует её».
А любовь эта началась сызмальства.Родом он из села Дмитриевка Саратовской области. Отец, ­Сергей Александрович, освоил много рабочих специальностей и любовь к труду привил детям – Александру, Василию и Надежде.
Мама, Татьяна Афанасьевна, работала учительницей, сейчас на пенсии. Александр научился всему, что присуще рукастым мужикам из глубинки. Вырастить урожай и собрать его, ухаживать за скотом, пилить, строгать, строить. Управляться с бензопилой и сварочным аппаратом, ремонтировать автомобили, мотоциклы, трактора и бытовую технику.
– Учитывая ваши водительские категории, интересно, каким транспортом вам доводилось управлять? – поинтересовался я у Александра Сергеевича.
– Наверное, как и у всех мальчишек, моей первой техникой был велосипед. Потом тяжёлый мотоцикл «Урал» с коляской. Из легковых автомобилей ездил на «Запорожце», УАЗ-3151, на всех моделях «Жигулей», начиная с «копейки». Водил «буханку» – грузопассажирский УАЗ-452 и несколько его модификаций, «Хантер» и «Патриот». Из грузовых машин – ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ГАЗ-66, ГАЗ-52, ГАЗ-53, КаМАЗы, «Уралы».

Везде, где учился и служил Александр Кривов, в его характеристиках можно было прочитать: «Любит технику и грамотно эксплуатирует её»

Грозным «Ярсом» управляют профессионалы.

Служить по призыву он мечтал в морской пехоте, но в райвоенкомате решили по-иному. Поскольку у парня было водительское удостоверение (а в то время РВСН особенно нуждались в водителях) призывника Кривова направили в Капустин Яр, в учебное подразделение осваивать специальность механика-водителя машины обеспечения боевого дежурства из состава подвижного грунтового ракетного комплекса «Тополь».
«Я проучился там два месяца, а потом по совету офицера из 161-й школы техников решил пойти в это учебное подразделение», – вспоминает гвардии старший прапорщик Кривов. «Ремонт и обслуживание автомобильного транспорта» – так называлась специальность, которую осваивал. За два года последовательно получал воинские звания младшего сержанта, сержанта и старшего сержанта, был командиром отделения и заместителем командира взвода. Всё это свидетельствует об усердии и старании молодого человека, его высокой мотивации к военной службе.
По завершении учёбы выпускника направили в Глуховскую ракетную дивизию на должность старшего механика-водителя АПУ ПГРК «Тополь-М». Безупречно прослужил на этом комплексе девять лет, пока дивизия не начала перевооружаться на новый комплекс «Ярс».
По воспоминаниям гвардии старшего прапорщика Кривова, то был нелёгкий период для всех военнослужащих соединения. Перевооружиться требовалось в отведённые командованием сроки. Личный состав проходил переобучение, в их числе и Александр. Потом шёл процесс получения нового оружия, когда командиры и представители ОПК занимались его проверкой и комплексными испытаниями с последующей постановкой на боевое дежурство. Понятно, что на всех этапах без механиков-водителей не могли обойтись.
– Я впервые увидел «Ярс» ещё во время переобучения. Его АПУ более манёвренная, чем «тополиная». У «Тополя-М» семиосное шасси и при повороте поворачиваются три передние оси, а у АПУ «Ярса» шесть поворотных осей – три передних и три задних. Из-за этого изменился радиус поворота, он у «Ярса» меньше, всего 18 метров. Ширина «коридора» тоже иная. Поэтому новая пусковая установка и более манёвренная.
– А как это чувствуется при управлении машиной? – уточняю я у старшего механика-водителя.
– Управление легче. Но всё равно нужно видеть и чувствовать габариты. «Ярс» не какой-то там грузовик…
Свои 550 километров гвардии старший прапорщик Кривов накатал по разным дорогам. Шоссейным, гравийным, по проторённым в полях и в лесах Западной Сибири колонным путям. Их прокладывают БАТы (большие артиллерийские тягачи) и новые колёсные дорожные машины, поступившие в это соединение в 2018 году. Александр Сергеевич говорит, что ездил везде, где пролегали маршруты для колонн. А дороги были в основном в позиционный район, где стратеги несут боевое дежурство на маршрутах боевого патрулирования и на учебных полевых позициях.
Однако работа механика-водителя не ограничивается выполнением маршей и постановкой техники на позицию. В составе расчёта он участвует в маскировке пусковой установки, проверяет её техническое состояние, заботясь, чтобы все органы управления АПУ были в исходном состоянии согласно маршрутной карте. Кроме того, с личным оружием и средствами химзащиты механик-водитель несёт службу в карауле по охране и обороне ПГРК. Нередко приходится переезжать на запасные позиции, так как поступают вводные об угрозе нанесения ударов со стороны условного противника.
– Полевой выход в позиционный район – это всегда ответственно, трудно и сложно, – говорит Александр. – Только по технической подготовке у механика-водителя несколько нормативов, в их числе – замена колеса, аккумулятора, закрытие и открытие шинных вентилей, регулировка колёсного тормоза, контрольный осмотр. А есть ещё нормативы в составе отделения и группы подготовки и пуска. Например, по развёртыванию маскировочного комплекта или занятию окопов и траншей в случае нападения на позицию диверсионно-разведывательной группы противника.
Александр Кривов говорит, что за 18 лет службы в РВСН всех полевых выходов и контрольно-комплексных проверок, всех учений, в которых он участвовал, уже не сосчитать. Но зато рекордсмену известно другое: в течение года он 70–80 суток проводит в позиционном районе, в полях и лесах.
– Вы можете вспомнить, какой из полевых выходов был самым трудным?
– Все они не похожи. Каждый раз новые впечатления – другие условия, позиции, разные задачи. Всё было – и морозы под минус 50, и жара, и ливни неделями, случались слякоть и болото по колено…
Кроме выездов в позиционный район, механики-водители поддерживают и совершенствуют свои навыки в управлении техникой на автодроме. Там установлены специальные препятствия с учётом габаритов ракетной техники – заезд в хранилище и выезд из него, габаритные площадка и тоннель, змейка, ров, уступ, Т-образная площадка. Гвардии старший прапорщик Кривов говорит, что самое трудное препятствие, требующее максимальной концентрации, – это ограниченная кривая. Её главная особенность в том, что заезд и выезд совершаются под углом в 90 градусов, и движение стеснено. Для обучения механиков-водителей предусмотрено 12 упражнений.
В эти дни в ракетном дивизионе, где служит наш рекордсмен, продолжается плановое регламентно-техническое обслуживание техники. Требуется не менее полутора месяцев, чтобы провести его в полном объёме. Осуществляется замена масел, фильтров, смазка шарниров основных узлов и агрегатов, проверяется техническое состояние всех систем. Работы контролируют офицеры ремонтно-технической базы соединения.
Но ни у этих профи-технарей, ни у командиров нет вопросов по полноте и качеству работ, ежедневно выполняемых гвардии старшим прапорщиком Кривовым. А рядом с Александром Сергеевичем такие же профессионалы, как он – старшие механики-водители гвардии старшие прапорщики Денис Жильцов, Константин Емельянов, Андрей Кутькин…
– Александр Сергеевич – один из лучших специалистов не только в нашем подразделении, но и во всей дивизии. Руки у него – золотые! – так аттестовал своего подчинённого командир ракетного дивизиона гвардии подполковник Сергей Сабреков.
…Не удержался и спросил своего собеседника как водитель водителя:
– У вас есть личный автомобиль?
– «Лада-Калина».
– Каково вам управлять «Калиной», когда пересаживаетесь с «Ярса»?
– Как на велосипеде, – с улыбкой ответил старший прапорщик Кривов.

Тарас РУДЫК, «Красная звезда» 

Фото автора