Главный принцип – нацеленность в будущее

image_print

Так сегодня определяется подход к обучению завтрашних офицеров Военно-морского флота.

Вице-адмирал
Владимир КАСАТОНОВ.

Современный этап военного образования отличается быстрой сменой формаций в учебном процессе, получением практических навыков и первого опыта по своей специальности. Активное строительство боевых кораблей и судов обеспечения, поступление на флот современнейшей техники и вооружения, разработка новой тактики ведения боевых действий на морских и океанских театрах требуют перемен и в системе обучения курсантов.
О целевой подготовке специалистов для Военно-морского флота мы беседуем с начальником Военного учебно-научного центра «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» вице-адмиралом Владимиром КАСАТОНОВЫМ.
– Владимир Львович, в чём главные особенности современного военно-морского образования? На что делаются основные акценты?
– Главная особенность современного военно-морского образования заключается в нацеленности в будущее. Самое важное для нас – выпустить не только пригодного к применению на флоте прямо сейчас офицера и инженера, но и специалиста, готового к дальнейшему развитию и освоению новой техники, которая поступит на вооружение через годы. Сейчас активно развивается вооружение, совершенствуются подходы к его использованию, появляются абсолютно новые отрасли, а специалистов для них ещё нет. Именно поэтому мы должны к окончанию обучения не просто дать своим выпускникам необходимую сумму знаний, но и развить способность к освоению новейших разработок, которых на сегодняшний день ещё нет.
Возьмём, например, робототехнику. В мире уже достаточно много людей, способных разрабатывать робототехнику, а тем более её обслуживать. А вот специалистов, умеющих применять её в военном деле, пока крайне мало. Мы же занимаемся этим вопросом. Но надо помнить, что это бурно развивающаяся отрасль, она не стоит на месте. Если когда-то мы только в фантастике читали об автомобилях, которые передвигаются без водителя, то сейчас это уже реальность. Такой же прогресс, как на земле, произошёл на море и в воздухе.
В технической отрасли наблюдается большой прорыв. Скажем, появляются двигатели, работа которых основана на совершенно иных принципах, чем раньше. Всё это офицеру предстоит освоить в процессе службы, и главное – быть способным к этому. Вот о какой нацеленности в будущее я говорю.
– Каковы итоги вступительной кампании в военно-морские институты?
– Мы ими довольны. Конкурс в военно-морских вузах в этом году был в среднем 3,3 человека на место. Естественно, что число поступающих находится в прямом соотношении с демографией, пришедшейся на год рождения абитуриентов. Несмотря на сложную ситуацию с рождаемостью в начале 2000-х годов, мы наблюдаем количественный рост поступающей молодёжи. Это говорит о повышении интереса к военно-морскому образованию и профессии военного моряка. Радует, что у нас число абитуриентов увеличивается ежегодно.
– С чем вы связываете повышение интереса к корабельным специальностям?
– Положительные результаты даёт наша агитационная работа. Специально созданные группы выезжают в разные регионы России и проводят в школах беседы. Представители ВУНЦ рассказывают о военно-морских вузах и перспективах службы морского офицера. К профессионально-ориентационной работе мы также подключаем наших курсантов. В отпуске они идут в свою родную школу, военкомат по месту жительства, в Дом офицеров и проводят там встречи со школьниками, рассказывают об обучении в военно-морских институтах, советуют, как подготовиться к поступлению, объясняют правила приёма.
Чтобы повысить эффективность профессиональной ориентации, мы заключили договора с администрациями ряда республик и областей о ведении там агитационной работы. Это позволило нашим представителям побывать в большом числе организаций и обрести там широкую аудиторию. Примечательно, что географический охват с каждым годом растёт, что помогает привлечь к поступлению абитуриентов из разных регионов России. Мы видим, что смысл в таких целевых профориентационных поездках огромен.
Также мы организуем много мероприятий по профессиональной ориентации в стенах военно-морских институтов: различные смотры профессий, конкурсы, дни открытых дверей.

Военная служба, как показывает статистика, стала престижной, уважаемой в обществе, востребованной

– По каким направлениям обучения конкурс был самым высоким и с чем это связано?
– Наиболее востребованными традиционно остаются штурманское дело и специальности, связанные с радиотехникой, автоматизированными системами управления и связью. Отмечу, что ненамного от них отстают такие направления обучения, как двигатели кораблей и электросиловые установки, морское подводное оружие. Это объясняется интересом современной молодёжи к инженерному делу, стремлением работать с техникой.
– В чём особенности обучения девушек в институтах ВУНЦ ВМФ?
– Сейчас два института, входящие в состав ВУНЦ, принимают на обучение девушек. В Военно-морском политехническом институте в городе Пушкине они осваивают специальность «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения». В филиале ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в городе Калининграде девушек-курсантов готовят по специальности «Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи».
Надо отметить, что в последние годы наблюдается стремление представительниц прекрасного пола получить военно-морское образование и служить на флоте. Конкурс высочайший: более 12 кандидаток на место. Поступают самые мотивированные, морально и физически подготовленные, сумевшие получить высокие баллы на ЕГЭ. Все зачисленные девушки обладают уникальными дарованиями. Многие преподаватели обращают внимание на их особую дисциплинированность, прилежность, старание. Учатся очень хорошо, думаю, что и карьера у них сложится успешно. Все специальности, на которые принимают девушек, связаны с береговой службой. Женщин-военнослужащих на российских боевых кораблях пока нет.
– Как на практике взаимодействуете с довузовскими образовательными учреждениями: Нахимовским военно-морским училищем, Кронштадтским морским кадетским военным корпусом?
– Мы с ними тесно сотрудничаем, участвуем в различных мероприятиях, содействуем профессиональной ориентации. Подходим неформально и уже к выпуску нахимовцев и кадет знаем пофамильно, кто будет к нам поступать, какими способностями они обладают, и смотрим, соответственно, какие специальности им лучше предложить. Помогаем воспитанникам советом в профессиональной ориентации.
С этого года принято важное нововведение: выпускники довузовских образовательных организаций Министерства обороны получают дополнительно три балла при поступлении в военные вузы.
Я сам в 1979 году окончил Нахимовское военно-морское училище и знаю, насколько нахимовцы стремятся стать морскими офицерами. Конечно, современные условия НВМУ не сравнить с теми, спартанскими, в которых жили и учились мы. Сейчас у ребят светлые и просторные классы, комфортные кубрики, изумительной оснащённости спортивные сооружения, красивые и уютные места для досуга, мощная база дополнительного образования, замечательный планетарий, чудесная библиотека. В НВМУ имеется всё необходимое для развития подростков, отличные условия для учёбы и достижения хороших результатов.
Сейчас наблюдается определённый контраст между довузовскими учреждениями и состоянием военно-морских институтов. Однако в ближайшие годы намечено построить в Кронштадте центр военно-морского образования и науки с созданием там современнейшей учебно-научной базы ВМФ. Единая учебно-материальная база позволит максимально использовать как научный потенциал, так и водную акваторию, исключительное географическое положение города на острове Котлин.
– Самые популярные направления в научных разработках теперь связаны с робототехникой. Насколько это коснулось флота? Будут ли готовить офицеров по специальностям робототехника военного и специального назначения?
– Действительно, робототехника охватывает всё большее число отраслей. Пока такого факультета нет, но я надеюсь, что в скором будущем он в наших институтах появится. Тем не менее курсанты уже получают знания по использованию робототехники, которая имеется на флоте. Замечу, что в целом же функционирование робототехнической системы мало чем отличается от системы, которой управляет человек. Там такие же двигатели, исполнительные механизмы, принципы работы. Это системы поддержания курса и крена корабля, на подводных аппаратах – системы автоматического удержания глубины. Главное отличие лишь в том, что у робота задачи заранее запрограммированы. Наши курсанты получают все фундаментальные знания о принципах функционирования техники внутри робототехнических аппаратов как надводных, так и подводных и летательных.
Будущие системы с искусственным интеллектом, которые будут управлять процессами, понятны нашим старшекурсникам, потому что они обладают необходимыми знаниями по математике, физике, электромеханике, электротехнике, радиотехнике. Если выпускника направят на должность, связанную с робототехникой, то я уверен, что ему не понадобится много времени на её освоение.
Сейчас мы видим, что проходит процесс уменьшения количества людей на единицу водоизмещения корабля. На новых кораблях экипажи становятся меньше, а возможности у боевой единицы больше – это объективный процесс, так и должно быть.
– Как проходит у курсантов морская практика и обязательна ли она для всех?
– Военно-морская практика – важнейшая часть обучения курсантов, поскольку, какая бы техника ни стояла в учебных аудиториях, она не привьёт те навыки, которые курсанты приобретают на надводных кораблях. Образовательная программа построена таким образом, что будущие моряки на каждом курсе обучения проходят корабельную практику. Она обязательна и чрезвычайно важна для всех курсантов, которые практикуются в соответствии со своей специальностью в разных должностях начиная с матросской. Методически правильное прохождение практики является одним из условий получения основополагающих знаний, а плохо показавший себя на корабле человек просто не получит диплома военного вуза.
Наши курсанты проходят практику на ближайших к ВУНЦ ВМФ флотах: Балтийском и Северном. В прошлом году впервые в истории учебный корабль «Перекоп» с курсантами на борту прошёл Северным морским путём. Тогда мы на деле убедились, насколько такие походы необходимы, учитывая, что Арктика – перспективное направление развития не только Военно-морского флота, но и нашей страны в целом.

За последние годы значительно развилась тренажёрная база

– В чём особенности нынешнего дальнего похода учебного корабля «Перекоп»?
– В этом году мы вновь выбрали подходящее для навигации время, и 24 августа более 300 курсантов на учебном корабле «Перекоп» отправились в плавание в высокие широты. Поход состоит из нескольких этапов. На первом курсанты санкт-петербургских военных вузов совершают переход из Кронштадта во Владивосток Северным морским путём. Первым местом захода стал город Североморск, куда корабль прибыл 1 сентября и остановится там на пять дней. В главной базе Северного флота для участников похода была организована насыщенная экскурсионная программа. Курсанты ознакомились с достопримечательностями, побывали на боевых кораблях Северного флота, провели профориентационную работу среди школьников и призывников.
Затем корабль продолжил поход. Крупным портом на пути его следования стал Архангельск. В столице Поморья участников похода приветствовал первый заместитель губернатора председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев. После культурно-познавательной программы и небольшого отдыха плавание продолжилось.
Во время морского перехода курсанты осваивают на практике свои специальности, несут вахты, исполняют обязанности по своим должностям, изучают функционирование технических средств корабля. Важная особенность дальнего похода «Перекопа» в том, что происходит постоянная смена практикантов разных специальностей. До Североморска следовали курсанты Военно-морского политехнического института и будущие гидрографы Военно-морского института. Затем в путь до Владивостока отправились учащиеся штурманского факультета.
– Каков дальнейший маршрут «Перекопа»?
– Следующим пунктом визита стал посёлок Тикси. Там с 18 по 20 сентября курсанты и экипаж ­корабля приняли участие в целом ряде мероприятий. Местные жители торжественно встретили корабль. На его борту побывал глава муниципального образования Булунский улус посёлка Тикси Игорь Кудряшов, который выразил пожелание развития сотрудничества с Главным командованием ВМФ и Военным учебно-научным центром ВМФ. От лица жителей он попросил о более частых визитах в этот крупный населённый пункт Якутии военных кораблей и судов обеспечения флота.
В Тикси курсанты узнали много интересного. Они посетили музей изобразительного искусства и культуры Арктики, побывали в музее естественной истории «Горностай», провели состязания по волейболу с командой Арктического лицея, приняли участие в военно-спортивной игре «Снежный барс – 2019», посмотрели концерт коллективов художественной самодеятельности. А местные жители побывали на экскурсии на корабле и узнали о специфике морской службы.
Затем корабль совершил заход в Певек. Отмечу, что такие визиты очень важны для поддержки и развития малых арктических городов России, расширения кругозора и новых впечатлений их жителей.
Дальнейший курс лежал на Камчатку. Проведя более недели в Вилючинске, 17 октября «Перекоп» отправился в порт Корсаков острова Сахалин. После захода на несколько дней и знакомства с достопримечательностями корабль направится во Владивосток, где завершится первый самый продолжительный этап похода. Курсанты Военно-морского института отчитаются за практику и вернутся самолётом в Санкт-Петербург. Кстати, воспитанники Владивостокского филиала Нахимовского военно-морского училища второй год подряд принимают участие в походе. Теперь им выпал завершающий отрезок пути первого этапа по маршруту Петропавловск-Камчатский – Корсаков – Владивосток.
Второй этап похода учебный корабль «Перекоп» будет совершать уже с курсантами Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени адмирала Макарова и возьмёт курс в южном направлении. После визита в Севастополь и смены практикантов корабль отправится на завершающий этап. Плавание будет продолжаться до глубокой зимы. Возвращение «Перекопа» в Кронштадт спланировано на декабрь.
– А где курсанты инженерных специальностей получают практический опыт? Расскажите об их стажировке на предприятиях ОПК.
– На специальностях, связанных с электромеханикой, двигательными установками, корпусом корабля и элементами его живучести, производственная практика необходима. Курсантам этих специальностей надо знать, в какой последовательности строится корабль, как проходит монтаж механизмов, оборудования и техники. Корабельным специалистам необходимы знания технологического процесса, поэтому мы решаем вопрос о стажировке курсантов на предприятиях Объединённой судостроительной корпорации.
Но, скажем, чтобы понять работу дизель-генератора, вовсе не обязательно ехать на завод, где он производится. Много практических навыков курсанты получают по месту учёбы, осваивая установленную технику.
Надо учитывать, что обучение инженера не заканчивается после его выпуска из военного института. Прибыв на корабль и начав осваивать свою специальность, офицер продолжает находиться в системе непрерывного получения знаний и совершенствования своих профессиональных навыков. Когда же специалиста назначают служить на совершенно новый корабль, на котором установлены новинки техники, которой ещё не было в училище, то его обязательно направляют на предприятия промышленности, где он изучает новый образец и учится на нём работать.
Наряду с этим в систему ВУНЦ входят учебные центры Военно-морского флота, находящиеся в Обнинске и Сосновом Бору, где проходят обучение вновь сформированные экипажи подводных лодок.

На новых кораблях экипажи становятся меньше, а возможности у боевой единицы больше – это объективный процесс

– Отличаются ли нынешние курсанты от предыдущих наборов?
– В последние годы к нам поступают учиться молодые люди с довольно мощной мотивацией. Высокий конкурс позволяет отобрать лучших из них, нацеленных на получение знаний и продвижение по карьерной лестнице. Замечу, что первоначально все абитуриенты проходят отбор в военкоматах по месту жительства. Уже на местном уровне часть кандидатов отсеивается, не сумев пройти медкомиссию и выдержать требования профпсихотбора.
К нам приезжают только те абитуриенты, которых направили военкоматы. И конкурс более трёх человек на место устанавливается среди отобранной молодёжи, годной для обучения в военных вузах, прошедшей определённые фильтры. Рассматривать его в сравнении с конкурсами в гражданские вузы некорректно, потому что там принимают документы у всех желающих.
Если начать сравнивать нынешних курсантов с предыдущими поколениями, то мы неминуемо придём к извечной проблеме отцов и детей. Дело в том, что с высоты полученного опыта всегда кажется, что мы знали больше, были более целеустремлёнными. Надеюсь, что это не так и современная флотская молодёжь превзойдёт своих предшественников и в этом.
– Какие новые методики и подходы применяются в подготовке специалистов для флота?
– За последние годы не столько изменились методики обучения курсантов, сколько развилась тренажёрная база. Она позволяет осваивать избранную специальность и постигать её тонкости. Это произошло не в одночасье, а постепенно. Уверен, что поступательное движение продолжится.
Военная служба, как показывает статистика, стала престижной, уважаемой в обществе, востребованной. Прежде всего, это произошло благодаря действиям министра обороны и всего коллектива Министерства.
В нынешних условиях обучение курсантов проходит значительно продуктивнее. Во многом этому способствуют перемены в сознании людей. Если раньше военную составляющую в защите Родины в обществе недооценивали, то сейчас граждане, избравшие офицерскую службу, знают, что приходят в армию и на флот заниматься важным делом.

Ольга ВОРОБЬЕВА, «Красная звезда» 

Фото автора и из архива ВУНЦ ВМФ
Санкт-Петербург