Гололедица как экзаменатор

image_print

Водители военной полиции ЦВО прошли испытания в условиях небывалой для столицы Урала зимы.

Экзамен по экстремальному вождению. Фото автора.

В Екатеринбурге в рамках про­граммы специальной подготовки свыше полусотни водителей-инспекторов из взводов военной по­лиции военных комендатур округа приняли участие в сезонном экзамене по экстремальному и контр­аварийному вождению штатных транспортных средств.

Нельзя не отметить, что к практической части необычной проверки на профессиональную пригодность подошли весьма основательно. Личный состав экзаменуемых групп участвовал в обязательной серии теоретических занятий в специально оборудованных классах автодрома Свердловского регионального отделения ДОСААФ России.
Военнослужащим были продемонстрированы учебные фильмы по профильной тематике, инструкторы по экстремальной автоподготовке напомнили о нюансах поведения водителя в условиях нештатных дорожных ситуаций. На компьютерных тренажёрах каждый из участников этапа доподготовки отработал обязательную серию смоделированных вариантов дорожной ситуации в условиях гололедицы и ограниченного пространства для маневрирования. В финале теоретического курса водители-инспекторы сдали зачёт на допуск к практической части экзамена.
По словам старшего офицера отделения военных комендатур регионального Управления военной полиции по ЦВО майора Эдуарда Приходько, весь процесс доподготовки выглядит необычным лишь для стороннего наблюдателя. Для самих водителей-инспекторов это рядовой этап в процессе служебно-профессиональной деятельности.
– Водитель-инспектор – это не только тот, кто, освоив процесс управления транспортным средством, стал в одночасье полноправным участником дорожного движения, – поясняет майор Приходько. – Это ещё и должностное лицо с регламентированным комплексом определённых прав и объёмом ежедневных штатно-должностных обязанностей.
Цель экзамена на профпригодность, по словам старшего офицера, состоит в том, чтобы каждый из водителей-инспекторов, всякий раз занимая водительское место в транспортном средстве, пребывал в состоянии профессионального тонуса. Предельная собранность и максимальное внимание в ходе автомобильного патрулирования и перемещения по автодорогам общего пользования в районах ответственности военных комендатур – для них необходимые служебно-должностные качества.

Около 60 процентов водителей-инспекторов военной полиции ЦВО имеют опыт патрулирования в Сирии

В словах майора Приходько нет ни капли так называемого накручивания ситуации. Показатели отечественной статистики по дорожно-транспортным происшествиям, к сожалению, всё ещё достаточно тревожны. Вот почему в текущих условиях профильная подготовка водительского состава должна быть на высшем уровне.
Как показал минувший экзамен, эта подготовка соответствует заданным параметрам. «Все водители-инспекторы военных комендатур – военнослужащие по контракту, что автоматически исключает их из класса автолюбителей. За плечами каждого водителя немалый стаж безаварийного вождения транспортных средств, – перечисляет старший офицер. – Они не являются нарушителями Правил дорожного движения. Наконец, около 60 процентов штатного состава имеют опыт патрулирования в Сирии, регионе с неспокойной обстановкой».
Опираясь на эти и целый ряд иных профессионально ориентированных показателей и личностных качеств водителей-инспекторов, организаторы постарались создать на автодроме максимально сложные сезонные условия для оценки водительского мастерства экзаменуемых. Не стали скрывать и то, что один из участков проложенного автомаршрута загодя был «пролит водой» с целью создания на дорожном полотне участка «ледяной корки».
В список препятствий во­шли такие элементы, как «Полицейский разворот», «Уход от столкновения с другим транспортным средством», «Восьмёрка», «Управляемый занос» и самый впечатляющий этап «Преследование автомобиля – нарушителя ПДД».
Зрелищности было предостаточно. Даже несмотря на то, что задействованные в экзамене штатные автосредства военных комендатур автомобили УАЗ-3163-015 АП (автомобиль патрульный) – достаточно тяжёлые для раллийных заездов. Однако экзаменуемые водители крутили на них «восьмёрки», выруливали из заноса и лавировали между ограничительными конусами под стать завсегдатаям гоночных трасс.
По окончании зачёта вопрос о чистоте выполнения нормативных заданий участниками стартов майор Приходько пояснил по-военному лаконично: «Это – профессионалы. Огрехи случались, но не были критичными. К тому же не забывайте: экзамен проходил в условиях гололедицы».
Момент о том, в каких именно ситуациях навыки экстремального вождения транспортного средства могут пригодиться водителям-инспекторам, офицер обосновал примерами из жизненных ситуаций:
– На пути движения патрульного автомобиля может внезапно произойти дорожно-транспортное происшествие. Или откуда ни возьмись вынырнет пешеход-нарушитель. Наконец, внезапно затормозит впереди идущий автомобиль: до него у вас предельно допустимая дистанция, но на улице – гололедица.
Всё это вполне реальные ситуации, с которыми могут столкнуться как автолюбители, так и водители-инспекторы военной полиции, которых должны отличать особая чёткость и профессиональность действий в экстремальной обстановке. В этом можно было убедиться, ознакомившись с результатами итоговой ведомости.

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда» 

Екатеринбург