«Грач» перевоплотился

image_print

Обновление авиапарка за счёт модернизации доказало свою эффективность.

В Су-25СМ3 реализован ряд перспективных разработок отечественного ОПК

Экипажи 4-й армии ВВС и ПВО активно осваивают программу лётной подготовки и выполняют задачи по освоению и практической эксплуатации новейших Су-25СМ3. Участвуя в различных учениях, лётный состав отрабатывает навыки боевого применения ракетно-бомбового вооружения по различным целям на фоне различной тактической обстановки в различных физико-географических условиях и показывает высокие положительные результаты выполнения полётных заданий.

Штурмовики поставлены в войска в рамках выполнения контракта, который Минобороны заключило в октябре 2018 года. АО «121-й авиационный ремонтный завод» выполнило ремонт и глубокую модернизацию первой партии переданных ему машин в модификацию
Су-25СМ3.
В новом варианте знаменитого штурмовика, получившего в Ограниченном контингенте советских войск в Афганистане прозвище «Грач», реализован ряд перспективных разработок отечественного оборонно-промышленного комплекса.
Су-25, как и его аналог из Соединённых Штатов А-10 Thunderbolt II, создавался для выполнения задач по огневой поддержке войск на поле боя, и в частности как мобильное авиационное противотанковое средство. В ходе боевых действий в Афганистане Су-25 применялся в довольно сложных физико-географических условиях. Машина в полной мере доказала, что её на первый взгляд недостатки на самом деле сильные стороны.
Например, дозвуковая скорость полёта позволяла лётчикам пилотировать машину в горных условиях, а порой и в довольно узких ущельях, обнаруживать вражеские цели и эффективно уничтожать их. Штурмовик показал эксплуатационную неприхотливость по сравнению с другими типами боевых самолётов и хорошую защищённость от средств ПВО – как стрелково-пушечных, так и противозенитных ракетных комплексов.
Тем не менее в ходе эксплуатации военнослужащие высказывали свои пожелания, связанные с усовершенствованием штурмовика, получившего прозвище «Грач». Первый комплекс усовершенствований был воплощён в модификации Су-25СМ и начал практически реализовываться в начале 2000-х годов.
Инновационная программа по большому счёту была ограничена объёмом финансирования и возможностями оборонно-промышленного комплекса. Главный конструктор ОКБ Сухого, президент НПК «Штурмовики Сухого» Владимир Бабак тогда отметил, что при создании Су-25СМ конструкторы придерживались концепции «просто – точно – эффективно – недорого». Одной из особенностей проводимой модернизации стало её выполнение на авиаремонтном заводе.

Недавний боевой опыт убедительно засвидетельствовал, что востребованность штурмовиков на поле боя не уменьшилась

В целом проведение модернизации штурмовика при очередном капитальном ремонте даёт значительную экономическую выгоду. Немаловажно и то, что трудозатраты на обслуживание Су-25СМ на 25–30 процентов ниже по сравнению с базовой моделью. Это достигнуто за счёт оснащения самолёта встроенной системой контроля бортового оборудования.
О том, насколько эффективна была проделана работа по модернизации, убедительно засвидетельствовали результаты боевых действий в операции по принуждению Грузии к миру. Эксперты оценили дебют новинки как успешный. Стоит отметить, что лётный состав авиачасти, базирующейся на аэродроме Будённовск, довольно быстро освоил штурмовик, и вопреки пессимистичным прогнозам зарубежных аналитиков машины активно использовались с первого дня операции. Надо особо отметить, что «Грачам» противостояла современная и хорошо подготовленная к агрессии (при помощи иностранных специалистов) грузинская система противовоздушной обороны. Однако она оказалась малоэффективной против наших штурмовиков.
Новый боевой опыт убедительно засвидетельствовал, что востребованность штурмовиков на поле боя не уменьшилась. По расчётам и оценкам экспертов, в среднесрочной перспективе она не снизится в вооружённых конфликтах при ведении активных боевых действий. Это обусловлено рядом факторов, и один из них заключается в том, что в быстроменяющейся обстановке лётчик быстрее принимает и реализует решение по внезапно возникающей задаче, чем оператор ударного беспилотника.
Работы по модернизации продолжили и активизировали. Су-25СМ3 – это, скажем так, результат третьего этапа практической реализации программы усовершенствования легендарного «Грача».
Новая модификация внешне заметно отличается от своих предшественников лишь элементами бортового комплекса обороны «Витебск», установленными на подкрыльевых пилонах. Он обеспечивает защиту штурмовика от управляемых ракет ПВО, имеющих головки самонаведения, работающие в инфракрасном, ультрафиолетовом или радиолокационном диапазонах.
Зато начинка новой модели претерпела существенные изменения. Поступаемый для лётчика объём информации значительно увеличился. С целью оптимального регулирования информационных потоков самолёт оснастили двумя цифровыми многофункциональными индикаторами. По своей сути, в информационном плане кабина лётчика стала «стеклянной».
Штурмовик оснастили современным прицельно-навигационным комплексом СОЛТ-25 (система оптическая лазерная тепловизионная), благодаря этому можно обнаруживать, опознавать и сопровождать наземные, надводные и воздушные цели в различных климатических условиях днём и ночью.
Модификация Су-25СМ3 в дополнение к инерциальной навигационной системе получила систему спутниковой навигации ГЛОНАСС, которая при совместном использовании с ПНК СВП-24-25 (вариант СВП-24 «Гефест» для Су-25) обеспечивает точность боевого применения свободнопадающих бомб с различных видов манёвра и вне видимости земли с точностью до десяти метров.
Кстати, во время начального этапа операции в Сирийской Арабской Республике на информационном поле шли нешуточные баталии по поводу заявленных вероятных отклонений попадания. Западные эксперты не верили, что боеприпасом, сделанным в прошлом веке «за копейки», можно уничтожать цель с точностью, какую имеют лишь «умные» западные образцы, изготовленные за десятки и сотни тысяч долларов, евро.
Оказалось, наши конструкторы не лукавили. Они смогли создать авикомплекс по решению прикладной математической задачи, в которой учитываются различные факторы, влияющие на точность бомбометания. В частности, географические координаты самолёта и цели, режим полёта и погодные условия.

Су-25СМ3 интегрируется в разведывательно-ударный контур межвидовой группировки войск, что существенно повышает эффективность его боевого применения

Помимо всего прочего, самолёт оснастили современным авиационным комплексом связи, который обеспечивает обмен большими объёмами данных – как в авиационной группе, так и с наземными пунктами управления. За счёт этого штурмовик интегрируется в разведывательно-ударный контур межвидовой группировки войск, что существенно повышает эффективность его боевого приме­нения.
Летом 2017 года Су-25СМ3 прошёл боевое крещение в САР. В ходе выполнения боевых вылетов использовалась вся номенклатура вооружения «Грача» для работы по наземным целям. Машина отработала на отлично.
Не так давно на информационном поле появилось и модернизированное прозвище – «СуперГрач», которое ещё не прижилось в войсках. Зато у лётного состава уже стали возникать споры о том, есть ли предел совершенствованию «Грача», который за два прошедших десятилетия практически не изменил свой внешний облик, но по внутреннему содержанию имеет улучшенные характеристики боевой эффективности в два-три раза, а по некоторым параметрам – на порядок. При всём при этом штурмовик имеет довольно солидный потенциал модернизации.
На сегодняшний день в рамках реализации программы модернизации у штурмовика нет существенных изменений только по силовой установке. Её основу составляют два турбореактивных двигателя с тягой по 4100 кгс каждый. Они отвечают практически всем требованиям Мин­обороны и при этом обладают необходимым резервом по повышению ресурса.
Вместе с тем эксперты отмечают, что некоторые из реализуемых проектов в двигателестроении могут в итоге привести и к глубокой модернизации штурмовика по силовой установке.
В заключение остаётся лишь сообщить, что специалисты инженерно-авиационной службы части после прибытия новой техники на аэродром базирования в Ставропольском крае ещё раз проверили исправность всех комплексов, систем, агрегатов и механизмов
Су-25СМ3, готовность их к эксплуатации в физико-географических условиях военного округа с учётом имеющегося у них практического опыта эксплуатации новой модификации. «Грачи» обживаются на новом месте, с помощью лётного состава осваивают небесные просторы южных рубежей нашей Родины.
В рамках Государственной программы вооружения предусмотрена дальнейшая поэтапная модернизация авиапарка штурмовой авиации.

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда»