И комиссар, и командир…

image_print

Герой Советского Союза полковник Борис Васильев начал воевать с фашистскими асами в суровом 1941-м комиссаром эскадрильи, а закончил сражаться с врагом в победном 1945-м командиром авиационного полка.

Полковник Борис ВАСИЛЬЕВ.

В нашей газете уже рассказывалось об отважном танкисте, комбате дважды Герое Советского Союза гвардии майоре Семёне Хохрякове. Бывший офицер-политработник, он представлялся к награждению и третьей Золотой Звездой, посмертно. А сегодня хочется рассказать о Герое Советского Союза полковнике Борисе Михайловиче Васильеве, который начинал воевать с фашистскими асами в суровом 1941-м в должности комиссара эскадрильи, а закончил сражаться с врагом в победном 1945-м командиром авиационного полка.

Каждый знает, что стать Героем Советского Союза в 1941-м было очень и очень сложно. Поэтому удостаивались этого звания только лучшие из лучших, храбрейшие из храбрейших. Таким и был военный комиссар эскадрильи старший политрук Борис Васильев. К присвоению звания Героя Советского Союза он был представлен 23 сентября 1941 года, а удостоен его был через два месяца – 20 ноября. Вот он, наградной лист на военного комиссара эскадрильи при 44-й авиадивизии старшего политрука Васильева Бориса Михайловича:
«Тов. Васильев в Отечественной войне показал себя как смелый, отважный, мужественный лётчик-истребитель. Делу партии Ленина – Сталина предан. Является комиссаром сталинского типа, много работает в деле воспитания и боевой выучки личного состава эскадрильи.
За период с 6 сентября эскадрилья имеет 375 боевых вылетов на штурмовые действия по аэродромам и наземным частям противника. Лично тов. Васильев имеет с 3 сентября 35 боевых вылетов на штурмовку, из них ночных – 2 вылета, в которых своими героическими подвигами увлекал подчинённых на героизм и отвагу по разгрому фашистских полчищ. Личным примером и сталинским стилем работы воспитал у подчинённых чувство безграничной преданности партии Ленина – Сталина и ненависти к врагам нашей Родины.
8 сентября 1941 г. Васильев во главе звена И-153 в районе переправы через р. Днепр у Ломовки прямыми попаданиями бомб взорвал крупный бензосклад противника, взорваны 13 стационарных бензобаков с горючим, возникло 13 очагов пожара, зарево которых было видно за 50 км. Во время налёта зенитная артиллерия противника двумя снарядами изрешетила самолёт тов. Васильева, в котором было 60 пробоин. Однако искусным манёвром, правильно спланировав, тов. Васильев привёл самолёт на свой аэродром.
13 сентября, вылетев на задание на уничтожение переправы у Ломовки, двумя прямыми попаданиями бомб разрушил переправу в двух местах.
14 сентября тов. Васильев во главе эскадрильи вылетел на штурмовые действия по аэродрому противника у ст. Верховцы, в результате прямых попаданий бомб уничтожено 7 самолётов противника. Во время налёта на аэродром два вражеских самолёта Ме-109 пытались атаковать эскадрилью и помешать выполнению задачи. Тов. Васильев пошёл в атаку на вражеские самолёты, которые, не приняв боя, ушли в облака. Эскадрилья тов. Васильева вернулась на свой аэродром без потерь.
19 сентября, вылетев на штурмовку переправы у Ломовки, самолёт тов. Васильева был обстрелян зенитной артиллерией противника, у которого был снарядом пробит бак. Тов. Васильев мужественно и искусно привёл свой самолёт с пробитым баком на свою территорию и сделал благополучно посадку на своей территории. Из состава эскадрильи 8 чел. представлены к правительственной награде, из них 3 чел. на звание «Герой Советского Союза».
За проявленный героизм и отвагу, за образцовое выполнение задания командования достоин представления к правительственной награде – званию «Герой Советского Союза» в соответствии с приказом наркома обороны СССР тов. Сталина № 0299 от 18 августа 1941 г.
Командир 44-й ИАД полковник Забалуев.
Военный комиссар 44-й ИАД батальонный комиссар Голышев».

Вместо погибшего майора Фарита Фаткулина командиром 92-го истребительного полка становится комиссар Борис Васильев

Воздушный бой с участием Ла-5.

Когда началась Великая  Отечественная, старший политрук Борис Васильев в составе 271-го истребительного авиационного полка участвует в формировании полка на базе отдельной авиационной эскадрильи Северо-Кавказского военного округа в Ростове-на-Дону на самолётах И-15 бис и И-153. 5 сентября 1941 года личный состав 3-й авиационной эскадрильи под командованием капитана Фарита Фаткулина убывает на Южный фронт под Днепропетровск.
На войне близким другом комиссара стал командир эскадрильи капитан Фарит Фаткулин. Командир и комиссар, оба отменные лётчики-истребители, летали на самолётах И-153 во главе эскадрильи, сбивали вражеские самолёты, штурмовали наземные войска, личным примером увлекая за собой пилотов. Чаще они летали на разных высотах, «этажеркой», каждый возглавлял группу истребителей.
Между боями вместе составляли планы, продумывали тактику действий, а когда вспыхивала ракета, оба снова становились лётчиками и сливались в единое целое со своими краснозвёздными машинами.
В декабре 1941 года эскадрилья была преобразована в 92-й авиационный истребительный полк, командиром которого стал теперь уже Герой Советского Союза майор Фарит Фаткулин, а комиссаром был назначен его боевой друг, получивший звание Героя в одном с ним Указе Президиума Верховного Совета СССР.
Теперь командир и комиссар с ещё большей энергией работают над сколачиванием большого коллектива, обучают личный состав на боевых примерах.
Летом 1942 года истребительный авиационный полк под Сталинградом наносит ощутимые удары по врагу, увеличивает боевой счёт. Однако в июле 1942 года в одном из неравных воздушных боёв геройской смертью погиб любимец полка майор Фаткулин. Вместо него командиром 92-го истребительного полка становится комиссар Борис Васильев.
Обстановка между Волгой и Доном всё более накалялась. Днём и ночью шли жестокие бои и на земле, и в небе. За день истребители поднимались в воздух по нескольку раз. Горели самолёты, гибли лётчики.

После излечения в госпитале Борис Михайлович вновь вернулся на фронт

…Как-то по тревоге была поднята группа из четырёх истребителей во главе с командиром полка Борисом Васильевым для сопровождения наших штурмовиков.
Поднявшись на заданную высоту, сразу встретили группу вражеских истребителей. С ними вступили в бой командир эскадрильи капитан Н. Волынкин и его ведомый. О такой тактике действий договорились заранее, ещё на земле. Пока первая пара истребителей атаковала фашистских асов, вторая пара – командир полка Васильев и его ведомый лейтенант Хесин – продолжала прикрывать штурмовиков.
– «Шестёрка», – услышал в наушниках свой позывной командир полка Васильев, – на вас идут одиннадцать «мессеров».
Предупреждение поступило из наземного пункта наведения.
– Вижу!.. Иду в атаку!.. – ответил батальонный комиссар.
Васильев и Хесин одновременно открыли огонь из пулемётов. Немцы в лобовую атаку не шли, стараясь перехитрить наших истребителей и зайти им в тыл. В перестрелке самолёт лейтенанта Хесина получил серьёзное повреждение. Молодой пилот пошёл на вынужденную посадку. Командир полка Борис Васильев, прикрывая подчинённого, один оказался в окружении вражеских истребителей, но это обстоятельство опытного лётчика не смутило, он не растерялся. Вражеские самолёты не могли вести прицельный огонь по советской машине, боясь поразить своих. А Васильев гнался за вражеским стервятником. Противник пытался оторваться, сделав резкий поворот вправо, но не успел, попав под пулемётный огонь.
– Сгорел «мессер»!.. – услышал в наушниках Васильев с пункта наблюдения.
– А вот и второй фриц, – доложил по радио командир об уничтожении ещё одного «мессера»…
Но тут внезапно резко качнулась машина Васильева. Она перестала слушаться пилота, и вот-вот могла свалиться в штопор. Окровавленный батальонный комиссар Васильев из последних сил сумел выбраться из кабины и дёрнуть кольцо парашюта. Его, уже потерявшего сознание, подобрали в степной балке наши пехотинцы и оказали первую помощь.
После излечения в госпитале Борис Михайлович вновь вернулся на фронт. Его назначили сначала заместителем командира дивизии по политчасти, затем заместителем по строевой части. Но он стремится туда, где можно чаще самому летать и участвовать в боях. И его назначают командиром 813-го истребительного авиационного Осовецкого Краснознамённого полка.
В личном деле Бориса Михайловича Васильева записано, что на фронте он совершил 126 боевых вылетов, участвовал в 67 воздушных боях, сбил лично 10 самолётов противника и 11 самолётов – в групповых боях.
После окончания Великой Отечественной войны Герой Советского Союза полковник Борис Васильев продолжил служить в ВВС. В 1951 году он окончил Военно-воздушную академию и был назначен командиром авиационного соединения в Мурманской области. Однако через два года Борис Михайлович был уволен из рядов Вооружённых Сил. И в том нет ничего удивительного, что такого заслуженного командира отправили в запас, если учесть, что шёл 1953-й год…
Герой Советского Союза полковник Борис Васильев погиб в автокатастрофе 23 февраля 1955 года. Он мог сотни раз погибнуть в небе на войне, но судьба распорядилась иначе… О подвигах Героя помнят и у него на родине, в Чувашии, и в Военно-воздушных силах России.

Александр КОЛОТИЛО, «Красная звезда»