Их повседневное оружие – жезл регулировщика

image_print

Сотрудники ВАИ обеспечивают бесперебойную работу системы транспортного снабжения российской группировки в Сирии.

Эти регулировщики под российским триколором знакомы в Сирии многим.

100-я военная автомобильная инспекция, обслуживающая Московский территориальный гарнизон, в этом году отметила своё 60-летие. Сформированная в 1958 году, она сегодня входит в состав органов и подразделений, непосредственно подчинённых начальнику Главного управления военной полиции Минобороны России. В перечне задач столичных военных автоинспекторов – осуществление специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области безопасности дорожного движения, обеспечение безопасного передвижения войск и сил, а также множество других моментов, связанных с координацией деятельности воинских формирований в этой сфере.

«Служба в столичном регионе накладывает на личный состав нашей инспекции особую ответственность, – подчеркнул в недавнем интервью «Красной звезде», приуроченном к юбилею подразделения, начальник 100-й ВАИ полковник Олег Присяжной. – В глазах москвичей и многочисленных гостей столицы наши инспекторы являются лицом не только отдельного подразделения военной полиции, но и, пожалуй, всех российских Вооружённых Сил».

Достойно выполняют свои обязанности военные автоинспекторы из Москвы и за пределами столичного гарнизона, и даже за пределами страны. Так, значительный объём задач поручен им в Сирии, где с началом операции российских ВКС против международного терроризма были решены вопросы, связанные с различными аспектами обеспечения жизнедеятельности войск. Не исключая, безусловно, и организацию безопасного дорожного движения воинского автотранспорта. «Боевую стажировку» в этом районе прошли уже несколько военнослужащих 100-й ВАИ. Как отмечает командование, все они показали высокий уровень профессиональной подготовки, успешно выполнили поставленные перед ними задачи в условиях, сопряжённых с риском для жизни, получили положительные служебно-боевые характеристики, а наиболее отличившиеся отмечены ведомственными наградами.

Хмеймим, Тартус, далее везде

Подполковник Сергей Рябинин.

Подполковник Сергей Рябинин считается в 100-й ВАИ одним из наиболее опытных офицеров. В армейском строю он уже три десятка лет. Окончил военный автомобильный вуз, служил на различных должностях – по профильной специализации и не только, бывал в длительных командировках. В Сирии Сергей Геннадьевич находился нынешним летом, исполняя там обязанности начальника отделения ВАИ в пункте базирования Тартус.
В задачи этого подразделения Военной автоинспекции входила организация бесперебойной работы расположенного здесь пункта материально-технического обеспечения российской воинской группировки. По сути, именно Тартус, а точнее его морской порт, принимавший грузовые суда из России, был отправным пунктом многих маршрутов транспортного снабжения.
До пяти автомобильных колонн обслуживали сотрудники ВАИ в пункте базирования Тартус в день. В рейсы в общей сложности иной раз выходило до нескольких сотен машин. Даже одна такая колонна могла вытянуться на дороге более чем на километр в длину, ведь в её состав обычно входило по 70–80 единиц транспорта. «Обслужить» такую колонну – задача не на час.
С учётом этого действия инспекторов были отточены до автоматизма. Проверка документации и технического состояния автомобилей, контроль крепления грузов, предназначенных к перевозке. Особое внимание, разумеется, уделялось соблюдению правил перевозки
боеприпасов.
Следили и за состоянием водителей. Многие из них, как и их транспортные средства, были хорошо знакомы сотрудникам ВАИ, ведь в рейсы выходили экипажи, уже накатавшие по сирийским трассам не одну сотню километров. Это облегчало работу, ведь одни знали, на что нужно обратить внимание, другие заранее готовились к таким проверкам.
В полномочиях военных автоинспекторов было и отстранение водителей от управления транспортными средствами. Основанием для отказа допустить за руль могло стать, к примеру, болезненное состояние либо переутомление. Это требование, закреплённое в ПДД, специалисты ВАИ, отвечающие за организацию движения, соблюдали чётко, не шли на компромисс, не допускали отступлений от правил.
Конечно, такие случаи если и были, то крайне редко. А вот состояние автотранспорта вызывало нарекания постоянно. И здесь замечания инспекторов адресовались преимущественно местным водителям. Немало машин у них было, что называется, «в возрасте»: узлы и агрегаты требовали обслуживания, а то и ремонта либо вовсе замены. Автошины повсеместно носили следы износа. На всё это российским автоинспекторам приходилось указывать, добиваясь устранения выявленных в ходе осмотра недостатков.

Прапорщик Кирилл Никитин.

К счастью, сирийский персонал всегда с пониманием относился ко всем требованиям, предъявляемым со стороны сотрудников ВАИ. Вообще, как это было уже сказано не раз, отношение к россиянам в республике доброжелательное, дружеское. Инспектор ДПС 100-й ВАИ прапорщик Кирилл Никитин, находившийся в Тартусе в составе отделения под командованием подполковника Рябинина, вспоминает, как сирийские водители, ожидая осмотра транспорта, часто устраивали импровизированные чаепития. Весь «инвентарь» для таких «чайных церемоний» они возили с собой, поэтому могли организовать застолье в любой обстановке, расположившись даже у колёс своих машин. Разделить чаепитие предлагалось и нашим инспекторам, едва те приближались с осмотром. «Приходилось объяснять, что мы сюда не чаёвничать пришли, – с улыбкой вспоминает Кирилл, – а за соблюдением правил безопасности следить. Нас, к счастью, понимали и нисколько не обижались».

Внимание всем постам

Прапорщик Иван Пархаев.

Отделение ВАИ в Тартусе действовало в составе военной комендатуры, и очень часто инспекторам приходилось выполнять задачи и по её плану. В числе прочего это касалось несения службы на контрольно-пропускных пунктах, оборудованных на въездах на территорию порта. Дежурства назначались по графику, вахты чередовались одна за другой.
Во время службы бывало всякое. Инспектор ДПС 100-й ВАИ прапорщик Иван Пархаев, также выполнявший в Сирии обязанности автоинспектора, в одну из своих смен на дежурстве по КПП при осмотре транспортного средства обнаружил незарегистрированное оружие. Автомат пытался провезти в багажнике своей легковушки один из местных жителей, работавший в Тартусе на судоремонтном заводе. Каких-либо документов на «ствол», разрешений у него не оказалось: «калашников» он возил с собой просто из соображений личной безопасности. Естественно, оружие было изъято, а водитель задержан до выяснения обстоятельств. Как вспоминает Иван, разбирались с ним уже местные органы правопорядка, правда, по его информации, каких-либо суровых санкций по отношению к «автоматчику» не последовало. Надо ведь понимать, что наличие «арсеналов» на руках у населения в тех районах, где лишь недавно завершились боевые действия, – явление вполне обыденное. Таковы неписаные законы военного времени, и они, к сожалению, действуют и в XXI веке…

Действия инспекторов были отточены до автоматизма. Проверка документации и технического состояния автомобилей, контроль крепления грузов, предназначенных к перевозке. Особое внимание – соблюдению правил перевозки боеприпасов

Для него главное оружие – не автомат, а бдительность.

Думается, что в Сирии рано или поздно и с этим наведут порядок, заставят местный люд отказаться от своих опасных атрибутов. Что же касается того случая, то надо признать одно: как бы то ни было, наш военнослужащий выполнил свои должностные обязанности чётко и безупречно, не допустив провоза на территорию охраняемого объекта запрещённого предмета.
Вообще, с приходом постоянно действующего подразделения российской ВАИ на базу в Тартус жизнь там изменилась кардинально. Порядка на дорогах стало больше, дисциплины – тоже. К примеру, больших трудов стоило нашим инспекторам заставить местных водителей соблюдать установленные правила движения, в том числе правила перевозки людей и грузов. Иван Пархаев вспоминает, как лично останавливал автопогрузчик, на котором гроздьями висели люди. «Объясняют – ехать же быстрее, чем идти пешком. Да и веселее, с ветерком. Пришлось рассаживать эту «маршрутку», объяснять её «пассажирам» элементарные требования безопасности», – отмечает прапорщик.
Цивилизованные правила вернули российские военные автоинспекторы на эту базу и в результате оборудования её территории стационарными дорожными знаками, изготовленными по всем положенным нормативам. Таблички заказали на одном из российских предприятий, а после их переправки в Сирию разместили в необходимых местах. Сразу стало понятнее, какой скоростной режим и в каких зонах действует, какие ограничения применяются, в каком направлении двигаться транспортным потокам. Изменения затронули и местную дорожную сеть – появились ограждение, освещение, стали внедряться системы видеонаблюдения. Правда, это заслуга уже не ВАИ, а тех, кто отвечает за обустройство базы.
Вообще, как обращают внимание наши военные, сегодня инфраструктура в Сирии зримо меняется к лучшему. Делается это конечно же руками самих жителей. Сирийцы – трудолюбивый народ, не могут долго сидеть без дела, сокрушаясь по утраченному. Не случайно приметы возрождения здесь видны повсюду. Восстанавливаются разрушенные в ходе боевых действий с террористами дома, объекты социальной инфраструктуры. Развивается и сельское хозяйство: возделываются угодья, дающие в этом южном краю обильные, щедрые урожаи. Но самое главное – люди стали активно возвращаться из мест своего вынужденного изгнания, стремятся возродить довоенную жизнь, её привычный, мирный уклад.

Алгоритмы дорожной безопасности

Старший прапорщик Салих Шихахмедов.

Старший прапорщик Салих Шихахмедов по штатной должности в 100-й ВАИ – старший инспектор ДПС, из трёх месяцев своей сирийской командировки почти месяц провёл за рулём. В кабине бронированного уазовского «Патриота» он преодолел по автотрассам этой страны ни много ни мало 15 тысяч километров! Значительную часть этого километража пришлось намотать в период подготовки и непосредственного обеспечения визита группы российских и иностранных журналистов в Сирии. Тех, которые побывали в стране в рамках очередного пресс-тура, организованного в августе этого года.
Известно, что представители СМИ, посещающие республику при содействии российского военного ведомства, неизменно отдают должное безукоризненной организации подобных поездок, насыщенности их программы, блестящему решению всех сопутствующих оргвопросов. О том, каких трудов это стоит, – разговор отдельный. Но об одном упомянуть стоит. Речь о безопасном передвижении по сирийским дорогам, которое обеспечивается как предварительным согласованием всех маршрутов, так и их детальной проверкой и контролем.
Именно в рамках обеспечения августовского пресс-тура Салих Шихахмедов и совершил своё многокилометровое «турне» по территории Сирии. Побывал в целом ряде провинций – от равнинных южных до гористых северных. Будучи в Хаме, даже немного проникся ностальгическим настроением. Просто эти пейзажи до боли напомнили ему его родной Табасаранский район, что в Республике Дагестан. Те же захватывающие дух виды, тот же серпантин горных трасс. «Будто дома тогда побывал», – признаётся Салих.
Правда, в Дагестане не требуется, выезжая в путь, в обязательном порядке облачаться в бронежилет и стальной шлем, брать с собой автомат Калашникова с внушительным запасом патронов к нему. А именно так экипируются в Сирии наши военные. Конечно, бывают и у нас, на Северном Кавказе, неспокойные ситуации, хотя нынче они всё же редки. В Сирии же бдительность – на первом месте. А уж тем более когда речь идёт о сопровождении таких гостей.

Сегодня инфраструктура в Сирии зримо меняется к лучшему. Не случайно приметы возрождения здесь видны повсюду

Военный автоинспектор Шихахмедов не только обеспечивал безопасное передвижение интернационального журналистского десанта по сирийским дорогам, находясь в головной машине сопровождения в течение всего периода пресс-тура, но и, как было сказано выше, участвовал в предварительной проработке маршрута. В ходе этой рекогносцировки были изучены дорожные условия, намечены места для привалов, сформирована схема организации охраны и обороны.
Салих вспоминает, как, прощаясь у трапа самолёта, вылетающего с аэродрома Хмеймима в Россию, участники поездки искренне благодарили тех, кто всё это время терпеливо сопровождал их по территории Сирии. «Так, как это делаете вы, российские военные, нас не встречают нигде», – откровенно признавалась тогда корреспондентская братия, выражая свою признательность всем организаторам их визита в Сирию. И конечно же часть этой лестной оценки с полным правом можно отнести и к работе сотрудников военной автоинспекции.

Путь-дорожка прифронтовая…

Прапорщик Сергей Беляев.

Прапорщик Сергей Беляев был направлен в командировку в Сирию, когда операция ВКС России в этой стране была ещё в самой горячей фазе. Было это в конце 2015 года. Ещё не было очищено от бандитов большинство провинций, освобождение не пришло ни в Пальмиру, ни в Алеппо. Рано было говорить и о взятии Акербата или Дейр-эз-Зора, где террористы властвовали в ту пору безраздельно: этапы операции в этих районах если и просматривались, то довольно туманно…
Но по накалу развернувшихся боевых действий было понятно, что за полномасштабным освобождением всей территории республики от окопавшихся там боевиков дело не станет.
В качестве инспектора ВАИ прапорщик Беляев участвовал в сопровождении воинских колонн на линии снабжения нашей авиационной группировки, размещавшейся в Хмеймиме. Этот маршрут позже назовут «сирийским экспрессом»: благодаря бесперебойной работе всех его звеньев, в том числе на участке между Тартусом и Хмеймимом, наши лётчики могли фактически в режиме «нон-стоп» совершать боевые вылеты и наносить губительные удары по объектам террористов.
Грузовики с боеприпасами, топливозаправщики, транспорт прочего назначения – всё это хозяйство, сформированное в колонну, находилось под присмотром военного автоинспектора. За обеспечение безопасности движения он нёс персональную ответственность. Можно твёрдо констатировать, что Сергей Беляев со своей задачей справился. За время пребывания в САР и выполнения задач он не допустил ни одного инцидента на маршрутах, ни единого срыва в организации прохождения колонн. А ведь это не московские автомагистрали с их пускай и напряжённым дорожным трафиком, но куда менее опасной окружающей обстановкой. На сирийских дорогах ведь можно было и под обстрел угодить, и в минной ловушке оказаться.
Справедливости ради скажем, что маршруты транспортных колонн, которые обслуживал Сергей Беляев, пролегали по западным, не тронутым жёстким военным кризисом районам Сирии. Это уже упомянутый Тартус, а ещё Латакия – одно из популярных сирийских курортных мест, известных на весь регион. Здесь было куда спокойнее, чем в тех районах, где шли активные боевые действия. Хотя, как признаётся прапорщик, ощущение опасности у них с коллегами всё же присутствовало. Да и правила поведения, установленные для всей территории этой воюющей страны, обязывали всё время быть настороже.
Сегодня все сотрудники 100-й ВАИ, которые в разное время выполняли задачи в Сирии, вернулись к месту постоянной службы, приступили к выполнению штатных должностных обязанностей. И как ни крути, а расслабленным режим работы военных автоинспекторов даже в столице не назовёшь. Чего стоит одно только обеспечение дорожного движения в ходе подготовки и проведения парада Победы на Красной площади 9 Мая. Ежегодно с марта по май сотрудники столичной ВАИ обеспечивают безопасность применения боевой техники и транспорта сначала на парадной площадке в подмосковном Алабино, а затем и в самой Москве. Известно, что в парадах участвуют до 10 тысяч человек и более трёхсот единиц транспортных средств. Представьте, каково это – сопроводить всю эту махину в нужном направлении, обеспечить безопасность во время её движения по столичным улицам. По признанию начальника 100-й ВАИ полковника Олега Присяжного, к выполнению этой важной государственной задачи привлекаются весь личный состав и вся автомобильная техника инспекции.
Практически в полном составе участвуют столичные автоинспекторы и в обеспечении других масштабных мероприятий по плану Минобороны России, по задачам гарнизона города Москвы. Среди наиболее значимых, пожалуй, стоит назвать Международный военно-технический форум «Армия», фестиваль «Армия России», Армейские международные игры. В АрМИ сотрудники ВАИ задействованы не только в статусе обеспечивающей службы, но и в качестве участников. Специально для них разработан профильный конкурс «Дорожный патруль», где специалисты дорожной безопасности демонстрируют свои практические навыки в этой сфере. В программе конкурса – всё, что может пригодиться инспектору на дороге, и даже больше. Например, умение обращаться со штатным огнестрельным оружием, способность мастерски поражать мишени, вести прицельную стрельбу. Пускай основное их оружие всё же жезл регулировщика, служба диктует необходимость быть подготовленными и во всех иных отношениях. Они ведь представители военного ведомства.

Дмитрий СЕМЁНОВ, «Красная звезда»

Фото Надежды ТИХОМИРОВОЙ и Ольги БАЛАШОВОЙ.