Им подвластны высокогорные серпантины и арктические просторы

image_print

Сегодня исполняется 110 лет со дня создания автомобильных войск.

Сегодня – День военного автомобилиста

«Тайфун-К» на учениях.

Ежедневно на дороги страны выходят тысячи автомобилей с опознавательными знаками Во­оружённых Сил Российской Федерации. Военные водители на мощной современной технике не только обеспечивают боевую подготовку и повседневную жизнедеятельность воинских частей, но и при необходимости одними из первых приходят на помощь гражданскому населению в условиях чрезвычайных ситуаций, участвуют в решении многих других задач укрепления обороноспособности и социально-экономического развития страны.

Полковник Роман Петухов.

– День военного автомобилиста, ежегодно отмечаемый 29 мая, для людей, непосредственно связанных с применением автомобильной техники в интересах укрепления оборонной мощи государства, – один из наиболее почитаемых, – подчёркивает начальник 21-го Научно-исследовательского испытательного института военной автомобильной техники Министерства обороны Российской Федерации полковник Роман Петухов. – А в этом году особенно, так как в этот день 110 лет назад в русской армии появилось первое регулярное автомобильное подразделение.
Руководитель уникального института, в котором о военных автомобилях знают всё, подробно рассказал, кто более века назад стоял у истоков перевода конной тяги на автомобильную, как совершенствовалось автотехническое обеспечение войск, какую роль сыграли автомобильные войска в различные периоды существования нашего государства и каковы перспективы дальнейшего развития отечественной военной автомобильной техники (ВАТ).
Появление этой ныне знаменательной даты связано с формированием в 1910 году в Санкт-Петербурге 1-й учебной автомобильной роты. Её первым командиром был капитан Пётр Секретев, который немало сделал для моторизации и механизации русской армии. Многие военные чины в то время ещё не очень доверяли новой технике, традиционно полагаясь на железнодорожный и гужевой транспорт. Однако после того, как учебная авторота успешно провела первые испытательные пробеги армейских грузовых автомобилей, всё изменилось. Создателем теории автотехнического обеспечения и разработчиком основ боевого использования автомобилей можно признать профессора Николаевской академии Генерального штаба полковника Василия Болдырева, который в 1911–1912 годах разработал цикл лекций «Автомобиль и его тактическое применение».

Первая колонна из 60 автомобилей ГАЗ-АА под командованием командира 389-го автомобильного батальона майора Порчунова вышла на ладожский лёд 22 ноября 1941 года

Военные автомобилисты не только используют технику, но и обслуживают её.

Первая мировая война убедительно доказала верность курса на моторизацию и механизацию армии, в ходе которой стало очевидно, что России нужны собственная мощная автомобильная промышленность и ремонтная база, а автомобили должны соответствовать жёстким требованиям военных: быть надёжными, живучими, иметь высокую скорость и хорошую проходимость.
После революции Советское государство также прилагало усилия для оснащения войск колёсной техникой, хорошо понимая её преимущества перед другими средствами передвижения. В то время вопросы организационного характера, штатного устройства и положений по службе автомобильных и мотоциклетных частей сосредоточивались исключительно в Центральном управлении военных сообщений при Революционном военном совете Республики.
К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии в целом уже была разработана и внедрена система эксплуатации автомобильной техники. Однако первые полтора военных года оказались наиболее тяжёлыми для Советского государства и его Вооружённых Сил. Возникла необходимость эвакуации некоторых автозаводов и предприятий-поставщиков. Красная Армия испытывала большой недостаток в инженерных кадрах автомобильной специальности. В связи с этим стали создаваться новые военные учебные заведения по подготовке специалистов-автомобилистов.
Без сомнения, автомобильные войска приняли на себя основной груз по обеспечению боевых действий войск. На всех фронтах самоотверженно и мужественно выполняли воинский долг руководители и личный состав автотранспортных, автодорожных и ремонтных частей, прежде всего рядовые водители.

Участники первого пробега военных автомобилей.

Крайне сложную и ответственную работу с честью выполнили военные автомобилисты при обороне и прорыве блокады города Ленинграда. 18 ноября 1941 года Военный совет Ленинградского фронта принял решение о создании ледовой трассы через Ладожское озеро. Первая колонна из 60 автомобилей ­ГАЗ-АА под командованием командира 389-го автомобильного батальона майора Порчунова вышла на ладожский лёд 22 ноября 1941 года. Так была открыта ледовая трасса, которая затем превратилась в военно-автомобильную дорогу Ленинградского фронта, в буквальном смысле спасшую блокированный город.
После окончания Великой ­Отечественной войны автомобильная служба провела огромную работу по восстановлению отечественных и трофейных машин, передаче народному хозяйству техники, технологического оборудования и значительного количества ремонтных предприятий. Военные автомобилисты продолжали оставаться на переднем крае в решении важнейших государственных задач, в том числе связанных с уборкой урожая, строительством дорог, ликвидацией техногенных катастроф, участием в локальных вооружённых конфликтах. Так, в начале 1960-х годов Министерство обороны ежегодно формировало по 240–250 автомобильных батальонов для уборки урожая на целинных землях.
Львиная доля обеспечения 40-й армии в Афганистане легла на плечи автомобилистов в погонах. Многие из них проявили мужество и отвагу. Так, однажды на одном из горных участков колонна автомобилей попала в душманскую засаду. Бандитам удалось поджечь автоцистерну с горючим. В колонне было много машин с боеприпасами, и в любую минуту мог произойти мощнейший взрыв. Старший лейтенант Леонид Ильчук не раздумывая бросился к горящей бензоцистерне и направил её в пропасть, в самый последний момент успев выпрыгнуть из раскалённой кабины. Из схватки с бандитами воины-автомобилисты вышли победителями. В целом военная автомобильная техника в сложных условиях горно-пустынной местности Афганистана обеспечила успешное решение стоящих перед войсками задач.
Огромную роль военные автомобилисты сыграли при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Автомобильная техника составляла более 80 процентов от всех средств, используемых для этой цели. Ежедневно эксплуатировалось до 35 процентов от списочного количества техники всех типов и марок, в том числе непосредственно в особой зоне работало до 700 машин.

В последние годы созданы новейшие транспортные средства и их модификации для эксплуатации в тяжёлых природно-климатических условиях и при низких температурах

На марше автомобили «Тайфун-У».

В современных условиях использование автомобильной техники на ближневосточном театре военных действий является серьёзной проверкой её надёжности и работоспособности в экстремальных условиях. Немало автомобилей используется в военных операциях и гуманитарных акциях в Сирийской Арабской Республике. Результаты применения стоящих на вооружении и новых образцов военной автомобильной техники убедительно подтвердили соответствие предъявляемым к ним требованиям, а также правильность выбранных направлений по повышению их боевых и эксплуатационных свойств.
– Большую роль в становлении и развитии отечественных автомобильных войск играет наш 21-й Научно-исследовательский испытательный институт, являющийся ведущей научной организацией в Вооружённых Силах по созданию ВАТ, отработке вопросов автотехнического обеспечения как части системы материально-технического обеспечения Вооружённых Сил РФ, – заверяет полковник Петухов, рассказывая о современном этапе развития автомобильной техники.
По его словам, институт успешно решает проблемные вопросы войсковой эксплуатации, восстановления ВАТ в полевых условиях, снабжения войск автомобильным имуществом и подготовки личного состава автомобильной службы. При активном участии института на базе серийных автомобилей многоцелевого назначения разработано семейство защищённых автомобилей «Атлет», создан новый класс защищённых автомобилей «Тайфун-К» и «Тайфун-У».
В ходе беседы Роман Викторович обратил особое внимание, что сегодня Российская армия уверенными темпами восстанавливает позиции на Крайнем Севере. Для этого в институте ведётся отдельное направление работ по созданию ВАТ для эксплуатации в арктических районах страны и организации системы автотехнического обеспечения войск, дислоцирующихся в этом регионе. В последние годы созданы новейшие транспортные средства и их модификации для эксплуатации в тяжёлых природно-климатических условиях и при низких температурах. Прежде всего это снегоходы, автомобили на шинах сверхнизкого давления, двухзвенные гусеничные транспортёры-тягачи, автомобили многоцелевого назначения в исполнении «ХЛ». Новые образцы, отвечающие перспективным требованиям, появятся в Вооружённых Силах Российской Федерации уже совсем скоро.
Генератором новых идей в вопросах развития системы автотехнического обеспечения Вооружённых Сил и практическим организатором всех процессов, связанных с определением и реализацией военно-технической политики в области развития, эксплуатации, ремонта бронетанкового и автомобильного вооружения и техники, в том числе ВАТ, выступает Главное автобронетанковое управление Министерства обороны Российской Федерации, которым руководит генерал-майор Сергей Бибик. Повседневная работа и перспективные направления деятельности ГАБТУ базируются на богатейшем опыте применения автомобильной техники в деле обороны страны, накопленном более чем за век.
Надёжным помощником Главного автобронетанкового управления стало Содружество военных автомобилистов – недавно созданная межрегиональная общественная организация, объединившая в своих рядах выпускников всех ранее существовавших военных автомобильных училищ и воинов-автомобилистов. Ветераны свято чтут и развивают лучшие традиции автомобильных войск, ведут большую военно-патриотическую работу среди молодёжи, поддерживают тесные контакты с воинскими частями, в ходе которых передают подрастающему поколению военных автомобилистов традиции войскового товарищества и дружбы, заложенные предшественниками много лет назад.

Олег ГРОЗНЫЙ, «Красная звезда»

Фото из архива 21-го НИИИ ВАТ