История Отечества в оформлении Главного военного храма

image_print

Продолжается работа над художественно-архитектурным убранством собора.

Горельефы Северных врат храма. Фото РИА НОВОСТИ

Изготовление элементов внутреннего и внешнего оформления собора ведётся в нескольких творческих мастерских страны.

На сегодняшний день практически на сто процентов готовы для решения их в бронзе два из трёх элементов оформления звонницы. Это барельефы, которые будут размещены на её северном и южном фасадах. Они составят парную композицию из конных изображений архангела Михаила – архистратига небесного воинства и святого воина-мученика Георгия Победоносца – небесного покровителя российского воинства, объединённых темой битвы со злом в образе змия.
Размеры их впечатляют. Архангел Михаил будет изображён на северной части фасада. Вместе со змием объёмная площадь барельефа составит 48 квадратных метров, а по размеру плоскости, расположенной на стене, она составит 30 квадратных метров. Высота фигуры архангела Михаила – 7,5 квадратных метра, ширина изображения его вместе с конём – 9,6 квадратных метра, а змия – 9,5.
Площадь изображения Георгия Победоносца со змием на южной части фасада будет соответственно 46 и 25 квадратных метров. Размеры барельефа Георгия Победоносца для создания гармонии целостного художественного восприятия звонницы в целом практически идентичны.
Надо отметить, что все работы выполняются в рекордно короткие сроки. От разработки руководителем художественной мастерской, известным российским скульптором, художником-графиком Даши Намдаковым изначальных эскизов до исполнения барельефов в натуральную величину прошло не более девяти месяцев. Сейчас уже полным ходом идёт следующий этап – с изображений снимают форму, чтобы отлить модели в воске и подготовить их к заключительной стадии – заливке форм металлом. Кстати, бронза на барельефах будет толщиной всего около сантиметра.

Художественное оформление Главного храма российского воинства направлено на раскрытие темы ратного подвига воинов

Модель верхней части Северных врат храма. Фото РИА НОВОСТИ

После непосредственно отливки она будет тонироваться специальным раствором зеленовато-коричневого цвета, а в некоторых местах, например на гладких латах, её отполируют с помощью пасты особого состава.
Всего в такой масштабной работе задействовано непосредственно вместе с Даши Намдаковым десять скульпторов. Среди них его помощники Павел Михайлов, Леонид Погребной, Ардан Бальжанов, Руслан Сосновский.
Надо подчеркнуть сложность выполняемой ими задачи. Чтобы отлить элементы такого масштаба в бронзе, требуется высочайшее мастерство и знание тончайших технологических нюансов.
На очереди – изготовление третьего барельефа звонницы, который будет укреплён на западном её фасаде. На нём можно будет увидеть архангелов Михаила и Гавриила в воинском облачении как предводителей небесного воинства. Они будут держать стяг с традиционным для русских воинских стягов изображением Спаса Нерукотворного.
В соседней мастерской над созданием Северных врат, через которые прихожане войдут в храм, трудится с помощниками скульптор Виталий Шанов. Их макет в натуральную величину полностью готов к исполнению в бронзе, а некоторые элементы уже можно видеть в металле.
Высота врат составит 12 метров, ширина – 7 метров. Состоят они из двух частей. Большие врата будут открываться только во время праздничных, торжественных событий. В остальное же время прихожане будут проходить через малые врата, высота которых 5,5 метра, а ширина – 4 метра. На их створках будут изображены архангелы. В центре верха врат расположен православный крест – символ Голгофы, знак испытаний, через которые прошла наша страна в Великой Отечественной войне. Небесное воинство, ангелы и архангелы, летящие с трубами, будут окружать эту Голгофу.
В целом Северные врата представляют собой горельефы с изображением всех наиболее значимых сражений Великой Отечественной войны и посвящены начальному этапу войны. Шесть из них высотой один метр, шириной 3 метра напомнят нам о героизме защитников Брестской крепости, обороне Сталинграда, легендарного парада на Красной площади в ноябре 1941 года, Смоленской, Ржевской и Сталинградской битвах. Ещё на двух масштабных панно останется в бронзе на века подвиг 28 панфиловцев и героев обороны Севастополя.
Виталий Шанов рассказал, что на этапе работы над эскизами им были пересмотрены сотни фотографий, чтобы выявить узнаваемое аллегорическое пространство того или иного события. Например, чтобы архитектурно отобразить Сталинград, был выбран знаменитый дом Павлова, где горстка наших солдат оборонялась дольше, чем Франция со всеми своими ­войсками. В ходе консультаций, в том числе с военными историками, было принято решение работать в ключе документалистики, что стало главной составляющей в творческом подходе. В результате на всех горельефах отображены достоверные исторические сюжеты, хотя и с элементами аллегории. И лица людей, которые можно увидеть в композиционных сюжетах, копировались с фотографий реальных воинов.
Так что, как говорится, глаза в глаза будут смотреть на нас герои-панфиловцы: история сохранила их военные книжки, и лица на вратах будут изображены именно с портретным сходством. Мы увидим и тех, кто шагал на параде осенью 1941 года, и воинов-победителей, кто бросал фашистские знамёна к Мавзолею на Параде Победы 1945-го. И врата Главного военного храма, как и весь храм, уже стали особенным, художественно-документальным свидетельством тех свинцово-пороховых лет.
На сегодняшний день уже готов макет и Южных врат, который переводят для последующей работы уже в натуральную величину. Горельефы, их составляющие, связаны с Победой. Их сюжеты – разгром немецко-фашистских войск под Москвой, прорыв блокады Ленинграда, освобождение Севастополя и Украины – форсирование Днепра, Курская дуга, водружение флага над Рейхстагом, подписание капитуляции, позорный марш пленных немцев по Москве мимо Белорусского вокзала и, конечно же, Парад Победы на Красной площади.
Напомним, что храм возводится в честь грядущего 75-летия Победы в Великой Отечественной ­войне. Он будет олицетворять образ храма-воина. И разработанное его главным архитектором, художниками, скульпторами художественное воплощение принятой концепции художественного оформления собора направлено на раскрытие темы ратного подвига воинов, защищавших от врагов наше Отечество и православную веру в разные исторические эпохи, в особенности во время Великой Отечественной войны.

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда»