Каждый флот гордится своей авиацией

Интенсивность и качество выполнения задач лётчиками сохраняются на высоком уровне.

ФОТО ТАСС

Поиск и уничтожение боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей – главное предназначение морской авиации. О том, как организуется боевая учёба в сложных современных условиях, какие изменения произошли в программе подготовки курсантов, почему полёты над морем признаны самыми сложными и как с математической точностью рассчитывают пролёт воздушных судов на Главном Военно-морском параде в интервью «Красной звезде» в преддверии Дня морской авиации ВМФ рассказывает начальник морской авиации ВМФ Герой России генерал-майор Игорь КОЖИН.
– Игорь Сергеевич, каким этот год выдался для морской авиации? Расскажите об особенностях.

Генерал-майор Игорь КОЖИН.

– Несмотря на то что в этом году возникли специфические условия для боевой подготовки, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции, планы лётной подготовки и подготовки лётного состава на 2020 год выполняются своевременно как по боевому применению сил, так и по выполнению различных лётных упражнений.
Дважды в год – в мае и ноябре – мы проводим сборы, подводящие итог боевой подготовки за соответствующий период. В этом году мы использовали новую методику. Наши специалисты прибыли на флоты и провели там выездную работу. Исходя из её анализа, мы подвели итоги зимнего периода обучения.
– А какие достижения вы бы выделили у морской авиации каждого флота?
– Авиацией Северного и Тихоокеанского флотов интенсивно выполнялись полёты в дальней морской зоне. Хочется отметить авиаторов-балтийцев. В этом году они успешно работают в новом составе после организационно-штатных изменений, проводят полковые учения, взаимодействуют с силами ПВО.
Морским лётчикам в первом полугодии довелось решать разноплановые задачи: это и функционирование системы освещения обстановки, это и контроль обстановки в связи с повышенной активностью деятельности кораблей НАТО в Чёрном море, и обеспечение безопасности важных объектов. Таких, например, как Крымский мост. Лётчики-черноморцы успешно освоили новые прицельные системы, установленные на самолётах. В целом по качеству выполнения задач и достигнутым возможностям они отличаются в лучшую сторону.
– Как вы оцениваете итоги боевой подготовки нынешнего периода?
– Главным считаю тот факт, что мы в текущем году не снизили интенсивность и качество выполнения задач, а также сохранили лётный состав в боеготовом состоянии на высоком уровне – около 85 процентов, причем по нескольким видам предназначения с учётом многофункциональности морской авиации.
Также хочу отметить, что мы подготовили практически весь лётный состав дальней авиации к полётам на предельном радиусе: в районе 4,5-5 тысяч километров. Это расстояние от Заполярья почти до самого Средиземного моря.
Подчеркну, что мы готовим истребителей и противолодочников к дозаправке в воздухе. Это сложно на первоначальном этапе, а когда лётчик натренировался, то выполняет дозаправку достаточно спокойно.

17 июля лётчики, техники, работники авиационных баз всех флотов будут отмечать День морской авиации ВМФ

ФОТО ТАСС

– А как ведётся обновление лётного парка морской авиации?
– Оно происходит постоянно. В плановом порядке осуществляется замена техники, достигшей предельных ресурсных показателей. В этом году в морскую авиацию планируется поступление трёх самолётов-амфибий Бе-200. Причём первый из них уже готовится к показу. Совсем скоро его смогут увидеть на Главном военно-морском параде.
Должен отметить, что мы сейчас обладаем группировками, которые по количественному составу считаем оптимальными. Поэтому обновление проходит не столько за счёт увеличения количества техники, как за счёт модернизации. В результате самолёты становятся многофункциональными, позволяют в комплексе выполнять и противолодочные, и истребительные задачи, и задачи боевого дежурства, тем самым повышая возможности морской авиации.
– Поскольку вы уже упомянули о предстоящем Главном военно-морском параде, который состоится в День ВМФ, расскажите поподробнее, как проходит подготовка к нему морской авиации?
– Несмотря на то, что День ВМФ отмечается в последнее воскресенье июля и в этом году он состоится 26 числа, подготовка лётных групп к Главному военно-морскому параду и полётам над Санкт-Петербургом началась с первых дней этого месяца.
Всего к участию с учётом резерва привлекается свыше 40 единиц авиационной техники. В составе парадного строя морской авиации будут представлены самолёты Су-24М, Су-25, Су-30СМ, Су-33, МиГ-29К, Су-27, самолёт-топливозаправщик Ил-78, самолёт-амфибия Бе-200, Ту-142МК, противолодочный самолёт Ил-38, а также вертолёты Ми-8, Ка-27М, Ка-28, Ка-29, Ка-31.
Самолёты и вертолёты рассредоточены на четырёх аэродромах. Перед началом тренировок специалисты наземных служб провели обслуживание техники. Экипажи детально изучили маршруты пролёта на параде, метеорологические особенности региона, а также особые условия выполнения полётов.
– Игорь Сергеевич, и в чём же особенность?
– Сам по себе парад очень сложное и ответственное мероприятие в силу того, что участвует техника с различными характеристиками. Здесь нужен точный математический расчёт. Посудите сами: вертолёт летит со скоростью 200 км/ч, а, к примеру, замыкающий парадный строй самолёт – в три раза быстрее. Поэтому приходится детально и скрупулёзно рассчитывать: если при выполнении лётных упражнений мы имеем нормативы, измеряемые десятками секунд, то на параде счёт времени идёт посекундный. От взлёта и до посадки! Сначала одиночные полёты по маршрутам осуществляют ведущие групп, а затем уже проводятся тренировочные полёты в составе групп.
– Сейчас внимание жителей и гостей Санкт-Петербурга приковано к предстоящему празднованию Дня Военно-морского флота. Всем интересно, что же нового в части авиационной составляющей увидят зрители всей страны?
– Особенностью нынешнего парада станет полёт нескольких групп самолётов смешанного состава, демонстрация тактических построений, используемых в боевой подготовке. Все лётчики, принимающие в нём участие, очень гордятся этим. У нас есть опытные постоянные участники. Теперь они уже в четвёртый раз в День ВМФ будут пролетать над Дворцовой площадью – можно сказать, сердцем Северной столицы страны.
Что же касается новой техники, то мы представим вниманию зрителей, как я уже сказал, новый самолёт-амфибию Бе-200. Он построен в Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе и является последним достижением мировой гидроавиации, наиболее совершенным и эффективным из существующих самолётов-амфибий. Апробация Бе-200 сначала прошла в Ейске на базе Центра боевого применения и переучивания лётного состава. Теперь мы начали вести опытную эксплуатацию, по результатам которой начнём отправлять новые воздушные суда в войсковые соединения и объединения.
– У морских лётчиков своя специфика в отличие от их коллег. В чём она заключается?
– Мы летаем на большом удалении от суши, над поверхностью, где нет никаких ориентиров и радиотехнических точек. Если вдруг при определённых обстоятельствах придётся катапультироваться, то окажешься в воде. В северных условиях её температура не более четырёх градусов, в ней человек продержится не более десяти минут. Если помощь не подоспеет, то исход печальный. Но выучка наших лётчиков, их подготовка к всеширотному выполнению задач позволяет быть уверенными в своем деле. Чтобы служить в морской авиации, надо обладать хорошими морально-волевыми качествами, специальной подготовкой и быть в прекрасной физической форме.
Морские лётчики летают не сами по себе, а взаимодействуют вместе с кораблями, подводными лодками, выполняя непростые задачи. Особенно сложны ночные полёты над морем, в котором отражаются звёзды и две стихии как будто сливаются. Ориентируешься только по приборам.
Особая ответственность и выучка необходимы при полётах на малых высотах вне береговой черты. В воздухе над морем сложно определить высоты, особенно если гладкая поверхность. Можно даже разницу в 1000 метров не заметить. Так что надо быть хорошо подготовленным.
Мы работаем в основном по морским целям, и это большая разница по сравнению с расположенными на берегу объектами. Морская цель движется, порой скрывается под толщами воды, и здесь надо иметь высокий уровень мастерства и опыт, чтобы выделить сигнал подводной лодки на фоне помех. Гарантированно найти объект на фоне других шумов получится только при хорошей подготовке.
А корабельная авиация – это вообще отдельная тема. Попробуй-ка сесть на палубу, которая кажется из кабины самолёта размером с коробочку!
– Какие ориентиры определяют развитие морской авиации на ближайшее десятилетие?
– Развитие морской авиации проходит в рамках Концепции развития Вооружённых Сил России, рассчитанной до 2035 года. Конкретизация задач происходит ежегодно с учётом требований времени. Как я уже отмечал, необходимо и далее совершенствовать многофункциональность наших самолётов, Время требует и далее развивать системы управления, которые позволяют повышать информативность о воздушном пространстве, обеспечивать еще более эффективное взаимодействие наших сил. За такими системами будущее.
В целом же сейчас запланирована системная работа на самолётах по их модернизации. Подчёркиваю, что наша задача – получить модернизированный самолёт, который будет соответствовать сегодняшнему времени.
– Что вы можете сказать о развитии беспилотной авиации?
– Беспилотная авиация – это новая эпоха в современной истории морской авиации. Она необходима для выполнения задач без участия лётного состава. Например, с беспилотника можно эффективно вести разведку, наблюдение, контроль, доставлять различные грузы. Здесь применение беспилотных летательных аппаратов рационально. Это направление надо развивать, так как с помощью этой техники можно выполнять поставленные задачи различной сложности.
Однако, оговорюсь, что в полном объёме заменить человека за рычагами управления нельзя, так как машина не может сама принимать решение, она действует только по прописанному алгоритму.
– Для новых самолётов нужны хорошие аэродромы. Как совершенствуется инфраструктура?
– Мы восстановили и улучшили целый ряд основных аэродромов флотов Они отличаются увеличенной взлётно-посадочной полосой, качественным бетонированием. Планово ведём постоянный ремонт и совершенствуем существующие аэродромы, выполняем там ремонтные работы. В арктической зоне также ведутся работы в этом сегменте. Сейчас – на Новой Земле, Земле Франца Иосифа, Новосибирских островах.
– А где и как проходит подготовка молодых лётчиков?
– Молодую смену готовит Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков. В прошлом году к нам пришло достаточно большое количество лётного состава. В связи с изменением программы обучения теперь курсанты занимаются лётной подготовкой три года, вместо четырёх как раньше. Сейчас обучение рассчитано на пять лет, два первых года курсанты получают инженерное образование, а летать начинают с третьего курса.
После выпуска молодые лейтенанты прибывают к месту службы, получают жильё, обустраиваются, утверждаются в эскадрилье, вливаются в воинский коллектив. Через несколько месяцев их поочерёдно направляют в Ейск в Центр боевого применения и переучивания лётного состава. Там определяют их способности, оценивают возможности и распределяют на обучение на конкретный класс самолёта. Лейтенанты сначала изучают теорию, выполняют полёты на Л-39, а потом уже переучиваются на тот тип самолёта, на котором будут летать. После этого молодые лётчики начинают совершать полёты под контролем опытных инструкторов. Именно в Ейске их ставят на крыло. Получив необходимые навыки, лейтенанты сдают зачёты и возвращаются в свою часть.
– Сколько уходит времени на достижение лётчиком мастерства?
– Всё индивидуально. Одному требуется 2-3 года, чтобы начать хорошо летать, у другого уйдёт гораздо больше времени. Всегда существует определённый отбор по возможностям конкретного военнослужащего. Дело в том, что лётчик выполняет не свойственную работу для человека. Он живёт в двух измерениях. И навык приобретается в процессе подготовки.
Считается, что после окончания училища через 4-5 лет офицер достигает уровня 2-го класса, а через 7 лет мы выводим лётчика на 1-й класс.
– А используется ли учебно-тренировочные комплексы в Ейске и Саках?
– В этих двух базах имеется научно-исследовательский тренажёр корабельной авиации – НИТКА. Тренажёр в Саках предназначен только для подготовки палубных лётчиков. Сейчас там используется модернизированное оборудование: машины, агрегаты, оборудование, которые в перспективе будут установлены на тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Сейчас он проходит глубокую модернизацию, и после ремонта это будет уже совсем другой корабль.
Ещё до завершения ремонта крейсера постоянно ведётся подготовка палубных лётчиков. Например, наши истребители после того как примут участие в Военно-морском параде в Санкт-Петербурге, отправятся в Крым совершать полёты с тренажёра НИТКА по программе боевой подготовки.
А вот НИТКА в Ейске – это тренажёр перспективного корабля. Там трамплин такой же, но установлены новые тормозные машины. Теперь монтируют разгонные устройства для летательных аппаратов. Надеемся до конца года ввести этот тренажёр в опытную эксплуатацию.
– Игорь Сергеевич, интересно знать ваше мнение, каким должен быть самолёт будущего?
– Мы же ведём речь о морской авиации? Отвечая на вопрос, скажу, что меня радует намерение создать морской перспективный авианесущий комплекс. Это будет эффективный корабль с широкими возможностями. Также ведутся работы по созданию самолёта с вертикальными взлётом и посадкой. Чем не самолёт будущего? Взлёт будет производиться с трамплина, посадка на авиафинишёр.
– Морская авиация – неизменный участник «Армейских международных игр». Расскажите о конкурсах, где будут демонстрировать лётчики своё мастерство?
– В состав морской авиации входят не только самолёты, но и ПВО, радиотехнические части. Они на своих комплексах С-400, С-300 участвуют в соревнования, проводимых ВКС. Например, «Ключи от неба». Мы для этих состязаний определяем с каждого флота лучшие экипажи. К нашей чести, один из них в итоге каждый раз входит в тройку призёров.
С учётом морской специфики проводим конкурс «Морской ас». Для нас это основное состязание. В нём участвуют противолодочные самолёты, истребители, разведчики, транспортные самолёты. В этом году «Морской ас» будет проходить в Ейске после Главного военно-морского парада. Наши самолёты МиГ-31, Су-24, Су-30СМ также участвуют в конкурсе «Авиадартс».
– Уже 17 июля лётчики, техники, работники авиационных баз всех флотов будут отмечать День морской авиации ВМФ. Что вы пожелаете людям, защищающим рубежи сразу двух стихий – воды и неба?
– Всем нам желаю неуклонного развития морской авиации, подготовки новой смены высокопрофессиональных специалистов – лётчиков, штурманов, инженеров, техников.
Желаю стремиться к развитию, перенимать опыт старших товарищей, повышать своё мастерство, самоотверженно трудиться на благо и процветание морской авиации нашей страны. Никогда не останавливайтесь на достигнутом! Человеку всегда есть к чему стремиться. Пусть все полёты будут безопасными, а в семьях царит счастье, взаимопонимание и благополучие.

Санкт-Петербург

Ольга ВОРОБЬЕВА, «Красная звезда»