Механик с амбициозными планами

image_print

Штрихи к портрету молодого офицера.

Командир электромеханической боевой части МРК «Советск» лейтенант Вячеслав Олесик – выпускник Военно-морского политехнического института 2019 года. Уроженец Балтийска, он, как и многие другие мальчишки, выросшие в этом городе, с детства мечтал о море.

Окончив судомеханический факультет Калининградского морского рыбопромышленного колледжа, Вячеслав был призван на флот. Службу проходил в соединении десантных кораблей БФ на БДК «Королёв» в должности рулевого-сигнальщика. После завершения срочной по совету родственников-военнослужащих решил стать офицером и поступил в Военно-морской политехнический институт в Пушкине на факультет паросиловых и газотурбинных энергетических установок. В 2019 году с красным дипломом окончил вуз и получил назначение в бригаду ракетных катеров и кораблей на должность командира электромеханической боевой части МРК «Зыбь». А через две недели Вячеслав вытянул счастливый билет: был прикомандирован механиком на самый современный в соединении малый ракетный корабль «Советск», второй в серии «Каракурт» проекта 22800. Через три месяца, в ноябре прошлого года, успешно сдав все зачёты, был назначен командиром БЧ-5 МРК «Советск». По словам Вячеслава, ему оказано большое доверие, которое он всеми силами старается оправдать. По итогам завершившегося первого дальнего похода в проливную зону молодой механик получил благодарность от командования соединения.
Лейтенант Вячеслав Олесик гордится тем, что служит на новейшем ракетном корабле Балтики с первого подъёма Андреевского флага и с воодушевлением рассказывает о своём замечательном железном коне и его первом дальнем походе. Ведь «Советск», хотя и корабль ближней морской зоны, не имеет ограничений по мореходности, а значит, может отправляться далеко и надолго. Его основное достоинство – скорость более 30 узлов, которую МРК может набрать за 50 секунд. Приёмистый корабль будто летит по волнам! Со стороны это выглядит очень эффектно и устрашающе. Интересно, что на боевой службе «Советску» неоднократно приходилось развивать максимальную скорость в ходе слежения за учениями ВМС стран НАТО, выполняя задачу демонстрации военной мощи России в данном регионе.
Вячеслав вспоминает, что в походе тревоги играли ежедневно. Личный состав электромеханической боевой части под командованием лейтенанта Олесика провёл более 60 тренировок по борьбе за живучесть и полтора десятка – по специальности. Постоянными были занятия аварийно-спасательных партий, состоялись учения по оказанию помощи кораблю КУГ, терпящему бедствие в результате попадания торпеды или снаряда. Всеми имеющимися средствами и техникой спасали экипаж и сам корабль.

Корабль в жизни лейтенанта Вячеслава Олесика на первом месте. Благо человек он пока неженатый, а потому службе отдаёт все знания и силы

Душу механика радует удобная компоновка матчасти на «Советске». Новейшая автоматика позволяет контролировать все параметры работы основных и вспомогательных узлов и механизмов. Пункт управления командира ЭМБЧ находится в ПЭЖе, где на мониторах отображаются данные всех систем, например, корабельной энергетической установки, состоящей из трёх главных двигателей мощностью девять тысяч лошадиных сил каждый.
– В сумме это 27 тысяч «лошадей»! – с гордостью подчёркивает лейтенант Олесик. – Причём на первом этапе эксплуатации за новой матчастью глаз да глаз нужен, так как идёт обкатка и притирка всего корабельного организма с множеством внутренних механизмов и самой автоматической системой управления.
На молодом командире БЧ-5 лежит большая ответственность за вверенную дорогостоящую технику, на которую установлена пятилетняя гарантия. В этот период своими силами ремонтные работы производить запрещено. В течение пяти суток со дня обнаружения неисправности необходимо отправить рекламационный акт предприятию-изготовителю и дожидаться заводских специалистов. В общем, в начале биографии корабля механик ведёт постоянное наблюдение за работой техники, анализирует и в случае необходимости производит точный и оперативный доклад обо всех выявленных неисправностях.
В представлении лейтенанта Олесика механик – ключевая фигура на любом корабле, самый необходимый специалист, от которого зависит, сможет ли экипаж выйти в море, выполнит или нет поставленные задачи. ЭМБЧ обеспечивает успешную работу остальных боевых частей, которым поставляет электричество, воду, создаёт удобства для экипажа в море и у стенки.
Для Вячеслава его специальность – призвание. Что может быть интереснее, чем приручить сложнейшую современную технику, раскрыть её потенциальные возможности, чтобы обеспечить матчасти долгую и безаварийную жизнь? Полигон для саморазвития здесь огромный. В первоочередной программе личностного роста лейтенанта – углублённое изучение двигателей, форсированных и нефорсированных, автоматики, новой цифровой техники, о которой на возрастных МРК можно только мечтать.
После возвращения с боевой службы у молодого офицера и его подчинённых особенно много работы. Едва МРК «Советск» ошвартовался у причала, как весь личный состав БЧ-5 приступил к послепоходовому осмотру матчасти: специалисты неторопливо обходят корабль, подмечая одним им видимые изъяны, обсуждая, что именно необходимо сделать в первую очередь, – словно и не торопятся домой. И правда, корабль в жизни лейтенанта Вячеслава Олесика на первом месте. Благо человек он пока неженатый, а потому службе отдаёт все свои знания и силы.
Успехами подчинённых командир ЭМБЧ гордится, как своими собственными. Например, по итогам завершившегося похода два лучших специалиста электромеханической боевой части за образцовое выполнение служебных обязанностей награждены грамотами командира соединения. Это старший моторист старшина 2-й статьи контрактной службы Артём Гусев и электрик матрос контрактной службы Илья Старков. По словам лейтенанта Олесика, их роднит инициативность и желание внести максимальный вклад в общее дело, тот стержень, который сплачивает весь коллектив ЭМБЧ.
Полноценным боевым заместителем командира БЧ-5 проявил себя старшина трюмной команды мичман Михаил Гончаров, в котором, по словам Вячеслава, удачно сочетаются достоинства механика и моряка.
– Это человек, с которым можно что-то обсудить, проанализировать. Он никогда не ограничивается кругом своих обязанностей и всегда помогает другим старшинам команд в устранении мелких неполадок. Может предложить оптимальный вариант, как что лучше сделать.
С такими подчинёнными молодой механик готов свернуть горы. А планы на будущее у него амбициозные: мечтает, вдоволь поморячив, со временем стать флагманским специалистом – штабным офицером, для которого море – дом родной.

Татьяна СМИРНОВА

Фото автора и Департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации