На фасадах Главного храма отразят историю России

image_print

Продолжается работа над элементами внешнего художественно-архитектурного убранства собора.

Как будет выглядеть нижняя часть храма примерно в трёх метрах от уровня земли, можно увидеть в художественной мастерской скульптора, народного художника России Салавата Щербакова.

Здесь идёт работа над двенадцатью декоративными бронзовыми рельефами. Их художественное решение направлено на раскрытие темы ратного подвига героев, защищавших наше Отечество от врагов, и духовного окормления их святыми защитниками российского воинства в разные исторические эпохи и в особенности во время Великой Отечественной войны.
Ещё недавно были готовы только рабочие модели барельефов в масштабе 1:3, а сегодня они уже переведены в натуральную величину. Полным ходом идёт подготовка их к заключительной стадии – заливке форм металлом.
Десять панно-горельефов будут расположены по нижнему фризу собора, каждое из них примерно пять метров в длину и два с половиной в ширину. Два более плоских барельефа – фигуры святых Андрея Боголюбского и Ильи Муромца высотой более пяти метров – будут расположены по периметру храма в числе других изображений фигур святых воинов. Всего их будет восемь, остальные изготавливаются в других мастерских.
Как рассказал Салават Щербаков, в начале работы над эскизами самое сложное было осмыслить, что конкретно должно быть изображено.

Здесь помогло то, что им и его мастерами выполнялась задача по изготовлению стел 45 городов воинской славы, на сегодняшний день уже установлены 43 из них. Для скульптора тема Великой Отечественной войны кровно близка. Его отец воевал на фронте с 19 лет, был ранен. И для Салавата Александровича важно, что Главный храм российского воинства возводится к грядущему 75-летию Великой Победы. А мемориальный комплекс «Дорога памяти», который будет построен вокруг собора, призван увековечить память обо всех участниках той войны. Значит, и о его отце.
Скульптор подчеркнул, что все панно выполняются с соблюдением полной исторической точности. Для этого на протяжении всех этапов работы, начиная с эскизов, эксперты, военные историки в том числе, тщательно проверяют на достоверность все изображения, особое внимание обращается на одежду, обмундирование, оружие. Всё сверяется на соответствие представленному периоду, решается уместность тех или иных деталей, порой даже на стадии выполнения макета, когда изображение уже видно в объёме. Каждый этап работы в конечном итоге утверждается главным художественным советом.
«При создании рабочих моделей проведён сбор исторических материалов и изображений всех персонажей XV–XVI веков, включая одежду, обмундирование, вооружения. Подобраны материалы по событиям, изображаемым на втором плане, например по «Стоянию на Угре», – рассказал руководитель мастерской Салават Щербаков.

Идёт работа над двенадцатью декоративными бронзовыми рельефами фасада Главного храма российского воинства

В мастерской скульптора.

Особенность строительства Главного храма Вооружённых Сил Российской Федерации, отмечает скульптор, в том, что такого масштабного памятника Великой Отечественной войне раньше не было. В этом ряду можно назвать только мемориальный комплекс на Мамаевом кургане в городе-герое Сталинграде (Волгограде) с его главной скульптурой «Родина-мать зовёт», посвящённый героям Сталинградской битвы, и монумент в честь советского воина-освободителя в берлинском Трептов-парке.
Из десяти барельефов семь посвящены именно Великой Отечественной войне. На первых трёх можно увидеть военную историю России от начала Руси до Первой мировой войны через изображённые на панно образы знаковых для того или иного времени людей. С каждым из них связана близкая к событиям того периода сюжетная линия. Поэтому одно панно может отображать масштабный исторический период. На барельефах можно увидеть и святых Святослава, Александра Невского, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и Пересвета. Художественное осмысление времени и битв – Стояние на реке Угре 1480 года, которое положило конец монголо-татарскому игу на севере и северо-востоке Руси, – битва между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III. Смутное время на Руси, Пётр I и великие полководцы и флотоводцы – Ушаков, Суворов, Кутузов… Интересно показана Первая мировая война. На барельефе есть фигуры воинов русской армии того времени – и безымянный поручик, и знаменитый военный лётчик штабс-капитан Пётр Нестеров.
На остальных семи панно показан период Великой Отечественной войны. «Поскольку это был подвиг многомиллионный, всенародный, вождей, военачальников изобразить здесь трудно. Мы изображаем битвы, народ, реалии той войны. Главные битвы – обязательно. Это битва под Москвой, Сталинградская, Курская, оборона Севастополя, снятие блокады Ленинграда, освобождение Европы, штурм Берлина», – рассказал Салават Щербаков.
На каждом панно, конечно, есть люди. А ещё знаковые, узнаваемые детали, которые присущи тому или иному месту или событию.
На горельефе, посвящённом обороне Ленинграда, – Медный всадник, шпиль Петропавловской крепости, знаменитые Ростральные колонны – архитектурные сооружения в центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова. И зенитка – примета войны. На переднем плане – наши солдаты идут, вернее, бегут в наступление буквально по брошенному фашистами оружию. На панно можно будет увидеть и святого покровителя города на Неве – Александра Невского.
Такое сочетание реалистичного и духовного задумывалось изначально. Православные святые, оберегающие Землю Русскую, будут присутствовать на всех изготовляемых горельефах. Например, образы Владимирской и Казанской Божией Матери, с которыми связаны легенды по их окормлению Москвы и защитников Отечества в самые тяжёлые времена.
Надо отметить, что объём выполняемых в мастерской работ огромен. Ведётся он непосредственно её руководителем, народным художником России Салаватом Щербаковым и его помощниками, скульпторами, окончившими в своё время знаменитую Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С.Г. Строганова и Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это Урузмаг Кадзов, Александр Алубаев, Тимур Джикаев, Николай Николаев, Никита Пермяков, Левон Манукян и другие.

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда»