Наш народ не сломит никто

image_print

В подмосковном парке «Патриот» завершено строительство уникального музейного комплекса «Дорога Памяти».

Это здание филиала Центрального музея Вооружённых Сил Российской Федерации расположено полукругом по периметру Главного храма Вооружённых Сил Российской Федерации – Храма Победы, на знаковом рубеже, где войска Красной Армии держали оборону Москвы в годы Великой Отечественной войны.

Совсем рядом – Алабино, здесь был штаб обороны столицы под командованием маршала Жукова. И в этих местах был обнаружен старый гранитный верстовой столб, от которого наши войска пошли на Запад, продолжив громить врага.
И величественный собор, чьи золотые колокола видны издалека, и музей «Дорога Памяти» возведены в ознаменование 75-летия Великой Победы, чтобы потомки веками помнили и гордились своими предками, сражавшимися с фашистскими захватчиками во имя свободы
Отечества, мирной жизни не только своих близких, но и народов всей Европы.

Наша страна не раз становилась на защиту родной земли, и в память об этих событиях всегда возводились знаковые сооружения, в том числе и культового предназначения. Такие традиции подсказывала связь вооружённой защиты Отечества с высокой духовностью воинов, не жалевших самой жизни во имя Родины, «во имя други своя», своих родных и близких людей.
Нынешний грандиозный памятник – особый. Музейный комплекс галерея «Дорога Памяти» стал местом общего сбора воинов всего «Бессмертного полка» и всех, кто приближал долгожданный День Победы. Теперь сюда сможет прийти каждый, чтобы найти на стенах галереи портрет родного человека, ещё раз прочитать об этапах его боевого пути, о его подвиге.
Созданный с использованием современных мультимедийных технологий музейный комплекс – сокровищница сведений о миллионах участников войны – фронтовиках, партизанах, блокадниках Ленинграда, тружениках тыла. Минобороны России использовало огромный массив данных, который хранится в Центральном военном архиве, Центральном музее Вооружённых Сил. Информацию присылали военкоматы и поисковые отряды. Военное ведомство обратилось ко всем россиянам с просьбой поделиться фотографиями и сведениями о своих родственниках, чтобы пополнить и скорректировать банк данных. На просьбу откликнулись сотни тысяч людей. Информация поступала и продолжает поступать со всех уголков не только нашей страны, но и бывших советских республик, стран зарубежья. Это фотографии солдат, фронтовые письма, наградные листы. Уже сейчас к просмотру доступно более 33 миллионов фотографий, документов, писем и так далее тех, кто 75 лет назад принёс нам Победу.
Теперь эти бесценные исторические свидетельства сохранены на века. Надо отметить, что работа по пополнению рядов героев, поиск их фотографий, данных о каждом прекращаться не будет. Подвиг и память срока давности не имеют.
Важно и то, что почтить память своих близких в музей смогут прийти и те, чьи родные пропали без вести, и те, у кого они воевали и захоронены на территориях других государств. Мин-обороны России приняло решение собрать землю с мест всех захоронений со всего мира, привезти её в специальных кисетах в музей и разместить в гильзах на улице вдоль всей галереи.
Надо сказать, что и в храме, и в музейном комплексе «Дорога Памяти» всё несёт особенную смысловую нагрузку. И война, и Победа отражены в говорящих символах, начиная с цифр.
Протяжённость галереи – 1418 шагов – по числу дней и ночей Великой Отечественной войны. По этой символической дороге посетители пройдут с самого начала войны до победного мая 1945 года. Каждый день отмечен специальной отметкой-риской на полу, равной шагу человека.
«Пройди свои 1418 шагов к Победе» – эти слова тебя встречают перед входом в первый зал. А всего их 35 с галереями между ними.
Ты делаешь первый шаг – и буквально застываешь на месте. Кажется, что ты сейчас провалишься в другое время. А это тебе надо просто сделать несколько шагов по стеклянному прозрачному полу, где снизу виднеются какие-то предметы, сначала даже не понимаешь, что это. Шаг – словно с обрыва. Тревожная граница между миром и войной. Эта первая галерея зримо ведёт человека от радостной предвоенной жизни к страшному дню – 22 июня 1941 года. Пока ещё ты слышишь песни, которые звучали в стране ДО. Идёшь по полу, где видны, словно бы нарисованные детской рукой на асфальте, незатейливые рисунки, классики. Видишь фото и видео – приметы именно мира. Но уже где-то рядом звучит суровый голос Левитана…
Ещё несколько шагов – и ты уже на войне, словно бы под бомбёжкой. Слышится памятное выступление И.В. Сталина, звуки воздушной тревоги. Вокруг – руины домов, в прозрачных полостях пола – вещи из разрушенных при первых бомбёжках домов. Вот кукла, чья-то обувь, часы, обломки домов, разбитая посуда… И звуковой, и визуальный ряд выстроены настолько с точечным попаданием в конкретное время, что сердце буквально застывает. Ты понимаешь, НАСКОЛЬКО было страшно людям оказаться под бомбами. Всё прошлое оказалось сразу буквально в руинах. И начался долгий путь к Победе над врагом…
Отмечу сразу особенность осмотра всех экспозиций. В каждом зале, галерее создатели смогли показать столько деталей, цветовых, музыкальных оттенков событий, что здесь надо будет побывать не единожды, чтобы оценить наполненность музея аутентичными приметами практически всех наиболее памятных событий Великой Отечественной войны.
В создании исторической экспозиции «Дороги Памяти» приняли участие все музеи, подведомственные Минобороны России. В частности, экспонаты из своих фондов предоставили Центральный военно-морской музей, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Военно-медицинский музей. Основная работа по наполнению залов и галерей легла на сотрудников Центрального музея Вооружённых Сил Российской Федерации. Из его основного музейного фонда в галерею было передано 2457 предметов. В том числе около 300 Боевых Знамён прославленных частей и соединений, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Часть из них – 56 знамён – размещена в Главном храме Вооружённых Сил.
Главный военный музей передал для размещения в экспозициях оружие, личные вещи, письма солдат и офицеров Красной Армии. В залах и галереях «Дороги Памяти» представлено немало артефактов: шинель Сталина из серого солдатского сукна, шинель генерала Панфилова, фрагмент стены Рейхстага с автографами советских воинов, километровый знак с 41-го км шоссе Москва – Ленинград (именно там были найдены останки неизвестного солдата, захороненные позже у Кремлёвской стены). Те, кто придёт в музей, увидят уникальные для истории вещи. Мундир Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, в котором он командовал войсками на Параде Победы 24 июня 1945 года, уменьшенную копию знамени французского авиационного полка «Нормандия-Неман», трофеи – китель Адольфа Гитлера, сувенирный глобус – подарок Гитлеру от Бенито Муссолини, ключ от одного из помещений Рейхстага.
Но основа всего, главная кровеносная артерия, ведущая к Победе, – это река Памяти с фотографиями участников Великой Отечественной войны. Их лица, постоянно меняясь, смотрят на нас с бесконечной ленты, которая словно бы движется справа по ходу движения. Перед ней – специальные сенсорные панели, на которых можно набрать фамилию, имя, отчество, другие данные на своего родственника-героя, и он сразу же посмотрит тебе прямо в глаза с фотографии на стене. А непосредственно на панели можно будет увидеть не только тот снимок, что был прислан для размещения на сайте родными, но и фотографии, которых в семье до этого не было. Их разыскали поисковые системы в различных архивах.
…А пока следующий шаг. Вот он, бой в Брестской крепости. Даже вид одного оплавленного огнём, в грязи и пороховой пыли кирпича из её стены уже даёт понимание того, какой там был ад.
Эмоциональной передышки нет, так же как и не было её в те страшные дни. Вот галерея, где показаны приметы эвакуации жителей из городов. Много разбросанных, оставленных в панике вещей – керосиновая лампа, чемоданы, патефон, самовар. Они все оттуда, из тех сороковых-пороховых. А вот здесь понятно, как эвакуировали предприятия на железнодорожной платформе – станки, а над головой лампы из оставленных и взорванных заводских цехов. В зале, посвящённом труженикам тыла, можно увидеть конвейерную ленту как символ бесперебойной работы заводов и фабрик.
Передать словами атмосферу экспозиций невозможно. Огромную роль в приобщении к тем дням войны играют подобранные под конкретные события документы, газеты, особенно много публикаций из газеты «Красная звезда», видеоматериалы. В галерее есть даже кинозалы, где можно смотреть редкие документальные фильмы, хронику. Органично подобран и звуковой фон.
Вот наши шаги ведут ко времени боёв за Москву. Зал так и называется – «На защите неба столицы».
Москва всегда была сердцем державы, поэтому изначально была главной целью немецко-фашистских захватчиков. Уже 22 июля 1941 года состоялся первый авианалёт на Москву. 220 самолётов в течение пяти часов пытались сровнять город с землёй. Но столица защищалась, в том числе сотнями зенитных орудий, часть которых была установлена и на крышах зданий. И свет прожекторов, который помогал увидеть самолёты врага в ночном московском небе, стал надолго приметой той поры.
И экспозиция зала имитирует крышу московской высотки, на которой установлена 37-мм зенитная пушка, рядом с ней стоят ящики с песком, лежат асбестовые рукавицы и щипцы. Ночной авианалёт показан с помощью панорамной проекции. С гулом самолётов, сплошной полосой света над городом, созданной зенитными прожекторами. И человек словно бы оказывается в городе в одну из ночей, когда прорвавшиеся немецкие бомбардировщики сбрасывают на столицу фугасные и зажигательные бомбы. В небо поднимаются советские истребители. Воздушный бой… И вот охваченный пламенем фашистский бомбардировщик падает на землю!
Левая стена этого зала – интерактивная, на ней можно увидеть карту сражения под Москвой.
А дальше показаны самые трагические и знаковые моменты Великой Отечественной: оборона и блокада Ленинграда, битва за Севастополь, Сталинградская и Курская битвы.
Но война – это не только бои. В залах галереи есть отдельные экспозиции, посвящённые, например, военным медикам. И когда ты вдруг оказываешься буквально в полевой операционной – в палатке, то ты хотя и понимаешь, что это голограмма, тем не менее возникает ощущение полной причастности к той действительности. И так в каждом зале и галерее – всё органично, целостно и ёмко.
Идёшь дальше, поднимаешь голову – и перед глазами известные строчки поэта Василия Лебедева-Кумача: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» Это вход в зал «Культура во время войны». И на время становится как-то уютно и мирно. Это тоже словно передышка между боями. Играет патефон, звучит голос Клавдии Шульженко… На стенах афиши Центрального театра Красной Армии… Ныне Центральный академический театр Российской Армии
9, 13, 20, 24 и 29 апреля 1944 года играет премьерный спектакль «Сталинградцы». Рядом с афишами главного военного театра страны – портрет А.В. Александрова, ноты к песне «Священная война», написанные его рукой, дирижёрская палочка… Не забыты и фронтовые агитбригады. Тогда сотни деятелей культуры – артисты, писатели, поэты, художники – тоже сражались и били врага не только своим искусством, они порой сражались с фашистами и с оружием в руках.
…И вот «Дорога Памяти» привела тебя в май и июнь 1945 года. Ты словно бы прошёл вместе с армией и страной долгой дорогой войны. Берлин, Рейхстаг, Знамя Победы, Парад на Красной площади, поверженные фашистские знамёна.
И снова фотографии героев той долгожданной Победы. Наш «Бессмертный полк».
…Вот что услышала по завершении маршрута от одного из коллег. Что после того, как пройдёшь вот так через 1418 дней и ночей Великой Отечественной, хочется быть достойным тех, кто выдержал, выдюжил в то страшное для страны время.
И мне вспомнились слова писателя Александра Фадеева, которые увидела над входом в один из залов: «Наш народ не сломит никто! Да разве есть другой такой народ на свете, у кого душа такая хорошая? Кто столько вынести сможет?»

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда» 

Фото Вадима САВИЦКОГО