Небо для всех одно

image_print

Выпускник Краснодарского ВВАУЛ курсант Константин Скирда мечтает служить на аэродроме Чкаловский.

На самолёте Ту-134Ш курсант Константин Скирда проходил лётную практику на 4-м и 5-м курсах училища.

Стать офицером Константину было предначертано судьбой. Он родился в Воронеже в семье военнослужащего. Его отец проходил тогда военную службу в Воронежском высшем военном авиационном инженерном училище, окончил её начальником кафедры. Из четверых сыновей двое старших пошли по стопам отца и сегодня служат в Вооружённых Силах России. Младший – Константин – наденет офицерские погоны 26 октября. Детская мечта сбудется через несколько дней, но сегодня курсант Скирда ставит перед собой новые амбициозные цели, к которым уверенно движется.

Курсант Константин СКИРДА

Во время обучения в одной из лучших школ города Воронежа – лицее № 6 с физико-математическим уклоном – подросток сам стремился к всестороннему развитию. Поэтому, успевая на хорошо и отлично, он поступил в музыкальную школу, где играл на скрипке. Любил математику и историю, английский язык и классическую музыку. Более того, выступал в скрипичном ансамбле. Конечно же, занимался спортом, посещал секции по морскому многоборью и волейболу, защищал честь школы на соревнованиях. В школьные годы успел повидать страну, путешествуя вместе с родителями. И, возможно, также пошёл бы учиться в военный вуз рядом с домом, если бы не сюжет о лётчиках, увиденный по телевизору.
– В 9-м классе на телеканале «Звезда» я увидел репортаж, героями которого стали курсанты-лётчики 5-го курса, выполнявшие на аэродроме в Борисоглебске экзаменационные полёты на самолёте Як-130, – вспоминает Константин. – Все 15 человек получили оценку «отлично» и отправились на церемонию выпуска в Краснодар. С тех пор я не просто начал интересоваться поступлением, а конкретно и целенаправленно стал готовиться. Получив 219 баллов на ЕГЭ, уже 29 июня 2014 года уехал в Краснодарское ВВАУЛ, успешно прошёл вступительные испытания и был зачислен в вуз. Хорошо учиться я старался с первых дней, это не только помогло стать кандидатом на получение диплома с отличием, но и способствовало скорейшему привыканию к новым реалиям, втягиванию в процесс обучения.
На 3-м курсе половина обучаемых отправилась на внешние факультеты в другие города – Армавир и Борисоглебск, а курсанты профилей военно-транспортной и дальней авиации, а также морской и противолодочной авиации остались в Краснодаре. После новогодних праздников на лётную практику в учебную авиационную базу Котельниково вместе с однокурсниками отправился и курсант Скирда. Первые полёты он совершил на самолёте Л-39. Практика продолжалась довольно долго – около восьми с половиной месяцев. Благодаря этому Константин имеет 80 часов налёта на учебно-тренировочном Л-39. Конечно, те дни он вспоминает с ностальгией, такие особенные ощущения забыть невозможно. Его первый самостоятельный тренировочный вылет состоялся 20 апреля. Продолжались полёты до конца сентября.

Курсант Скирда без тени сомнения говорит, что его в КВВАУЛ научили всему необходимому для военного лётчика

Перейдя на 4-й курс, будущие лётчики отправились в город Балашов на факультет дальней и военно-транспортной авиации. Там они продолжили обучение по программе профессиональной подготовки, сдали экзаменационную сессию и в конце мая уехали на лётную практику. Курсант Скирда попал в Челябинск, где приступил к продолжавшимся пять месяцев полётам на самолёте Ту-134. Он не забывает в беседе поблагодарить инструкторов из Челябинска и Котельниково, которые дали ему все необходимые практические знания, действительно научили летать. По окончании практики на 4-м курсе у Константина было 113 часов налёта в качестве правого лётчика – помощника командира экипажа. Схожим образом прошёл и 5-й курс, хотя, конечно, есть и существенные различия.
– В октябре прошлого года, перейдя на пятый курс, мы вновь приехали в Балашов, где отучились девятый и десятый семестры, – рассказывает наш собеседник. – Параллельно готовили выпускную квалификационную работу, весной сдавали зачёты и экзамены. 12 мая уехали на практику. Конечно, я отправился в Челябинск, где в течение четырёх месяцев налетал ещё 91 час на Ту-134. Сегодня налёт на этом самолёте составляет 204 часа, а общий – с учётом Л-39 – 284 часа 48 минут. По завершении лётной практики вернулись в Балашов, чтобы сдать государственные экзамены. А 26 октября в Краснодаре состоится церемония выпуска из училища.
У людей сторонних может возникнуть вопрос, почему курсант Скирда начинал летать на Л-39, а потом пересел на транспортник. Тут всё просто. Первоначальные навыки пилотирования даются на учебно-тренировочных самолётах, а затем курсанты-лётчики ВТА пересаживаются на транспортные. Попав в Челябинскую авиабазу, где летают на Ту-134, Константин научился управлять пассажирским самолётом. Да, эта модель уже давно не производится, сегодня в строю остаётся более вместительный среднемагистральный Ту-154. Машины заметно отличаются друг от друга. Если в коммерческой авиации 134-го уже давно нет, то в ВКС эта модель ещё служит, и вполне успешно, потому что эксплуатируется не так интенсивно и вовремя проходит соответствующее обслуживание. На сегодняшний день для перевозки пассажиров, в том числе руководства военного ведомства, в Министерстве обороны используются новые самолёты Ту-154, выпущенные в 2011–2012 годах.
Курсант Скирда, анализируя прошедшие пять лет учёбы, без тени сомнения говорит, что его в Краснодарском ВВАУЛ научили всему необходимому для военного лётчика. Он сравнивает себя и своих товарищей с гражданскими пилотами ведущих вузов. Если ему посчастливилось летать на Ту-134, другим однокурсникам – на Ан-26, то, например, ульяновские курсанты из УИГА похвастать ничем подобным не могут. Они летают на иностранных самолётах Diamond DA40 и DA42. Как поясняет Константин, только посмотрев на изображения этих самолётов, разница станет очевидной любому человеку. И опыта пилотирования у курсантов ВКС заметно больше. Залогом всему служат грамотно составленные учебные программы.
Сомнений в профессионализме выпускников КВВАУЛ быть не может. Никто не доверит управлять самолётом тому, кто не прошёл соответствующую подготовку, не сдал экзамены, не доказал на деле свою состоятельность. Находясь в учебных авиационных базах на лётной практике, курсанты по своей сути ничем не отличаются от штатных военных лётчиков. Инструктор никогда не скажет, чтобы начинающий самостоятельные полёты курсант забыл всё, чему его учили в течение двух с лишним лет. С первого дня ребят обучают именно тому, что им точно понадобится в дальнейшем. Практику же они приобретают во время стажировок. Несмотря на явные отличия в специальностях лётчиков училища, курсант Скирда убеждён в том, что «самолёты хоть и разные, но небо для всех одно». Нюансы есть, но общая база одинакова, самолёты летают по единому закону.
На вопрос, не возникают ли порой мысли в будущем пойти в гражданскую авиацию на хорошо оплачиваемую работу командира воздушного судна, Константин отвечает однозначно, что у него нет такого желания. Ведь не всё измеряется деньгами. Впрочем, многое зависит от конкретного человека. Наш герой поступил в военное училище, чтобы стать офицером, лётчиком, обеспечивать защиту Родины. Вскоре курсант Скирда узнает, куда отправится служить. Хотя беседы о возможных вариантах распределения уже прошли. Будучи кандидатом на получение диплома с отличием, Константин имел право выбора места дальнейшего прохождения службы. Не секрет, что он мечтает попасть в 8-ю авиационную дивизию особого назначения, базирующуюся на аэродроме Чкаловский.
– У нас состоялось селекторное совещание с начальником училища, который опрашивал кандидатов на получение диплома с отличием, сверяя предварительно поданные списки, – разъясняет лётчик. – Я подтвердил желание продолжить службу на аэродроме Чкаловский в Подмосковье. В 8-й АДОН есть разные самолёты, в том числе Ту-134 и Ту-154. Если попаду туда, то по прибытии мне определят план ввода в строй, а также закрепят за ответственным офицером. Затем обязательно пройду наземную подготовку на тот тип воздушного судна, на который меня поставят, и приступлю к исполнению обязанностей помощника командира экипажа. Задачи могут быть самыми разными, но основная – перевозка пассажиров.
Как и любой лётчик, начавший летать на Ту-134, Константин прекрасно понимает, что перспектива для него – в будущем летать на Ту-154. Повышать класс воздушного судна хочется каждому, в профессиональном развитии нет предела совершенству. Желаем курсанту Скирде успешного окончания училища, достижения всех обозначенных целей и успехов в военной службе.

Краснодар

Андрей ДУДЕНКО, «Красная звезда» 

Фото из личного архива Константина Скирды