Николай ИВАНОВ: «Я родился в первом освобождённом городе»

image_print

У народного артиста России особая память о Великой Отечественной войне.

Николай ИВАНОВ. Фото автора.

В плотном графике народного артиста России Николая Иванова основная работа в Санкт-Петербургском театре юного зрителя им. А.А. Брянцева, в труппе которого он служит 55 лет, а ещё съёмки в кино, гастроли, театральные форумы. Мы встретились накануне XIX международного «Брянцевского фестиваля», где он уже много лет председательствует в жюри. Но сначала речь зашла о Великой Отечественной войне.
– Можно сказать, что место моего рождение напрямую связано с зимним контрнаступлением Красной Армии, в ходе которого в декабре 1941 года Тихвин стал первым городом, освобождённым от гитлеровцев. А мой отец – начальник пожарной охраны Ленинградской области – вскоре был направлен в Тихвин в командировку, чтобы навести там порядок по своей линии ответственности. Мама поехала за ним, и вот там, в Тихвине, я и родился 22 января 1943 года. После снятия блокады мама вместе со мной вернулась в Ленинград.
– Николай Николаевич, знаю, что и путь в кинематографе начался у вас с роли фронтовика Великой Отечественной…
– Да, это была роль солдата в фильме «Море в огне» об обороне Севастополя, где я сыграл рядового по прозвищу Пинжак. Так его сослуживцы назвали потому, что он был родом с Пинеги-реки. Хорошая роль, да и сама картина демонстрировалась на нескольких кинофестивалях, имела хорошую прессу. Но по каким-то «подковёрным» соображениям в прокат попала в незначительном количестве копий и широкому зрителю малознакома.
– Какую свою военную роль считаете наиболее удачной?
– Каждая роль чем-то интересна. Хотя, как человека, меня очень взволновала роль полковника Виктора Ивановича Полосухина в фильме Юрия Озерова «Битва за Москву». Полосухин командовал знаменитой 32-й дивизией сибиряков, которая внесла заметный вклад в разгром врага на подступах к столице – встретила врага на Бородинском поле. Полосухин – личность легендарная. К сожалению, он погиб в феврале 1942 года. После выхода на экран «Битвы за Москву» я даже получил благодарственное письмо от брата Виктора Ивановича – это дорогого стоит…
Задолго до появления кинофильма «А зори здесь тихие…», по сути, первым в стране сыграл роль старшины Федота Васкова: именно в Ленинградском ТЮЗе началось триумфальное шествие спектакля по стране.
Ещё помню съёмки «Вечного зова» в Алабино. Когда я в роли Ивана Савельева и члены нашего фронтового экипажа выгрузились из танка Т-34, подъехавший генерал не скрывал удивления: «И кто это таких рослых ребят в танкисты определил?» Потом уже ему разъяснили, что это артисты…
А вообще мне приходилось играть и полного адмирала (Кравцов в пьесе «Вокруг площади»), и немецкого ефрейтора (Фогель в спектакле «Встреча в темноте»).
– Пожалуй, только «Семнадцати мгновениям весны» в 1970–1980-е годы уступал многосерийный телефильм «Вечный зов». История семьи Савельевых и сегодня смотрится с большим интересом. Какие-то курьёзные ситуации на съёмках случались?
– Не без этого. Расскажу лишь об одном случае. Мы сняли уже три первые серии «Вечного зова». Летом по сценарию моему герою Ивану Савельеву предстояло познакомиться со своей женой – Агатой. Зимой вызывают меня в Москву на кинопробы. Точнее, пробоваться, как мне сообщили, тогда должна была актриса Московского ТЮЗа Тамара Дегтярёва. Слышать о ней я слышал, но видеть не приходилось. Приезжаю на киностудию, и меня сразу переодевают в какие-то кальсоны, исподнюю рубаху и ведут куда-то по коридору. Входим в павильон – большую комнату с кроватью посередине. Не успел
войти, как открывается дверь и появляется какая-то молодая женщина. Тоже в ночной рубашке. Как выяснилось, это и есть Тамара Дегтярёва. Режиссёр тут же вводит в курс дела: «Снимаем сцену в постели. Текст выучили?» Понятное дело, выучили, но чтобы вот так сразу! Сняли эпизод – ночной разговор Ивана с Агатой. Режиссёр остался доволен: «Годится. До встречи летом!» Спустя полгода, уже на Урале, мы эту сцену опять сняли, но, что самое удивительное, в фильм вошла та самая, первая кинопроба.
В этом телефильме количество сказалось на качестве: 19 серий «Вечного зова» снимали на протяжении 10 лет. Актёрами столько туда вложено! Может быть, поэтому он и вызывает до сих пор интерес у зрителей.
– Несколько слов о последних ролях в кино…
– Работы последних лет – это четырёхсерийный телефильм «Линия Марты», где перекликается день нынешний и жизнь в блокадном Ленинграде, а также многосерийная лента «Крик совы». Сравнительно недавно вышел полнометражный фильм «Реверберация» с моим участием.
– Многие ваши коллеги, начав театральную карьеру в ТЮЗе, потом уходили во «взрослый» театр. Вы же, народный артист России и человек довольно известный, уже 55 лет выходите на сцену петербургского Театра юного зрителя имени Брянцева. Хотя, уверен, любая труппа сочла бы за удачу иметь вас в своем составе…
– ТЮЗ – это мой родной театр. В ленинградской школе № 235, где я учился, был драмкружок. Им руководила актриса ТЮЗа Стронгилла Иртлач. Там я отыграл вплоть до десятого класса, и когда встал вопрос, кем быть, то у меня выбора не было – я поступил в драматическую студию ТЮЗа. Ещё в студии нас со второго курса активно привлекали к участию в спектаклях. Окончил студию и остался здесь, причём навсегда.

Санкт-Петербург

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда»