Образ Спаса Нерукотворного поднимут на высоту

image_print

Завершена работа над центральной мозаикой Главного храма российского воинства.

В рамках заседания малого художественного совета по строительству храма в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха Минобороны России «Патриот» в подмосковной Кубинке в одной из мастерских народного художника России Василия Нестеренко – главного художника возводимого собора состоялся показ мозаичного панно с изображением образа Спаса Нерукотворного, древнейшего из канонических изображений Христа. Этот образ с давних времён связан с покровительством русскому воинству.

Надо отметить, что на подобных совещаниях всегда присутствуют представители Минобороны России, Русской православной церкви, художники, в том числе из Студии военных художников М.Б. Грекова.
По словам заместителя министра обороны РФ – начальника Главного военно-политического управления ВС РФ генерал-полковника Андрея Картаполова, уникальность строящегося храма не только в его масштабах и кратчайших сроках возведения, но и в высочайшем художественном уровне его оформления, профессионализме мастеров, которые трудятся в том числе и над мозаичными фрагментами.
Уже исполненное мозаичное панно для центрального купола собора в диаметре составляет 16,5 метра, это самое масштабное изображение образа Спаса Нерукотворного в истории православия. Его общая площадь составляет 300 квадратных метров. Это первая и главная из мозаик, которые будут размещены в пространстве куполов и верхней части внутренних стен храма.
Работа над образом была сложнейшая. Сначала был выполнен эскиз в необходимом масштабе. Затем техническими специалистами разработана компьютерная модель купола, на него перенесено изображение эскиза с разными вариантами развёртки поверхности изображения. После выбора одного из них с Василием Нестеренко было согласовано оптимальное соотношение фонового пространства, обрамляющего образ, к самому изображению Спасителя. Здесь особенно надо учитывать размещение образа именно в купольном пространстве. Если делать изображение меньше, то искажение минимально, если же его растягивать на весь купол, то лик образа искажается больше и с разных точек храма хуже просматривается.
Далее с художниками-мозаичистами были разработаны и согласованы размер и принцип деления всего мозаичного панно на монтажные сегменты (деление изображения на куски, которые позволят монтировать его в куполе на объекте). Следующий этап – нанесение изображения высокого качества на специальные картоны в масштабе 1:1, из которых складывается вся композиция, их разметка и маркировка. И только потом на специальную сетку, на клей – особый латексный раствор, состоящий из двух компонентов, крепятся кусочки смальты. Образ Спаса Нерукотворного составили многие тысячи кубиков цветного стекла и запечённого между стеклянными пластинами сусального золота. Такая смальта вечная.
Как рассказала основная помощница Василия Нестеренко в работе над мозаиками художник-мозаичист Нэля Батарчук, только золотой смальтой, из которой состоят нимб и пространство вокруг образа, так называемая «юбка», покрыто 200 квадратных метров.
Кстати, вес квадратного метра мозаики в среднем 15–17 килограммов, правда, золотое покрытие весит поменьше – около 10 килограммов.
Нэля Батарчук раскрыла и некоторые секреты работы мозаичистов. Например, тот белый цвет в изображении, что мы увидим снизу, а мозаика будет поднята на высоту 80 метров, на самом деле составлен из кусочков стекла пяти его оттенков. А ещё между ними, для оживления, для игры света на мозаике вставляются и кусочки золота. Кстати, у золотой смальты тоже не один цвет. Не только непосредственно цвета сусального золота, но и его медового, бронзового и лимонного оттенков.

Центральная мозаика Главного храма Вооружённых Сил Российской Федерации – самое масштабное изображение образа Спаса Нерукотворного в истории православия

Как рассказал Василий Нестеренко, сложность создания именно этого образа Спаса Нерукотворного была в том, как именно он будет смотреть на всех, кто придёт в храм. Ведь обычно лик святого пишется так, чтобы в любой части собора создавался эффект, будто его взгляд устремлён прямо на входящего. Здесь же он смотрит словно бы и на каждого, одновременно и словно бы вглубь себя, что делает его образ живым.
– У этого образа мощная духовная задача, – подчеркнул художник. – Спаса Нерукотворного крайне редко помещают на куполе, но в таком храме подобное решение оправданно. Этот образ со времён Александра Невского сопровождал русских военных на походных знамёнах во всех сражениях. У него и здесь своя сакральная задача. Не только символизировать силу и мощь Российской армии, но и будто накрывать обитель сверху, защищая всех, входящих под своды храма.
– В этом образе Спаса Нерукотворного души сотен людей, которые трудились над ним более четырёх месяцев, – отметил Нестеренко. – Уникально то, что купола ещё нет, и мозаику мы делаем без него, под очень сложную вогнутую конструкцию. Мозаика – одна из сложнейших техник в искусстве, и то, как много в этом храме мозаики, убеждает в том, какая необычная задача перед нами стоит, и ещё раз подчёркивает уникальность будущего храма. Это вообще особенность строительства Главного храма российского воинства – в нём всё делается как никогда. Начиная от архитектуры и до его внешнего и внутреннего оформления. И сроки возведения тоже уникальные: так никогда храмы не строились. Ну, хотя бы десять лет, а здесь практически за один год… Важность строительства такого собора и в том, что в этом храме будет отражена вся русская военная история, начиная с крещения Руси при Владимире.
Мастера-мозаичисты под руководством Василия Нестеренко уже приступили к работе ещё над двумя мозаиками – тимпанами (углублённая часть стены, обрамлённая аркой). Они будут расположены на восточной стене храма, каждая из них площадью 72 квадратных метра. Всего их будет восемь, по две на каждой стороне собора.
В цветных эскизах в натуральную величину уже можно видеть будущие мозаики «Николай Чудотворец укрощает бурю» и «Чудо Георгия о змие».
– Россия вступает в новую историческую эпоху, и мы ещё более внимательно смотрим сейчас на свою историю, – рассказал Нестеренко о других планируемых изображениях в соборе. – При всей своей каноничности храм будет содержать как образы вселенских святых, так и знаковых людей российской истории. В том числе у нас будут сюжеты, посвящённые и недавним военным событиям, включая Сирию и возвращение Крыма.

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда»