Одним дыханием с армией и страной

image_print

Центральному академическому театру Российской Армии – 90 лет.

В день рождения театра, 6 февраля, зрителей ждёт показ премьерного спектакля «Барабанщица» в постановке главного режиссёра театра Бориса Морозова.

Днём рождения главного военного театра страны, где без малого век царствуют его музы-покровительницы, принято считать 6 февраля 1930 года, когда в Москве был показан спектакль «К.В.Ж.Д.», посвящённый военному конфликту с Китаем.

Но своего здания у театра не было ещё десятилетие. Оригинальное, красивейшее здание в форме пятиконечной звезды было открыто 14 сентября 1940 года спектаклем «Полководец Суворов» И. Бахтерева и А. Разумовского. Осенью 2020 года ему исполнится 80 лет.
Напомним, что построено здание по проекту архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева. В оформлении театра принимали участие лучшие художники-монументалисты, в числе которых Лев Бруни, Владимир Фаворский, Александр Дейнека и Илья Фейнберг. Мало кому известно, что у театра десять этажей!

В 2020 году зрителей в Театре Армии ожидает не одна премьера

В преддверии этого архитектурного юбилея свой, уже традиционный фестиваль-марафон необычных театров «Лестница» армейский театр осенью прошлого года провёл действительно необычно. Для сцен и постановок были оригинально использованы архитектурные особенности театра с множеством лестниц вокруг всего здания.
А 21 февраля 2020 года есть уникальная возможность отправиться в путешествие по всему театру. В этот день здесь можно посмотреть уникальный спектакль-синемоушн «Театр Звезда». Только надо приобрести билеты заранее, ведь его зрителями смогут стать всего 30 человек из-за необычности постановки. По задумке драматурга Саши Денисовой действие перемещается и в пространстве (сцена, закулисная часть, цокольный этаж), и во времени. Можно будет побывать то в 1940 году, в момент открытия театра, то вновь вернуться в современность. Это 1720 шагов по закулисью и возможность стать свидетелями и участниками жизни Театра Армии, увидеть своими глазами, как создавался архитектурный проект здания-звезды, репетицию спектакля по Шекспиру легендарного режиссёра Алексея Попова, жизнь бригады актёров Театра Армии на фронте, грандиозные батальные сцены, героев прежних спектаклей в исторических костюмах, словно бы встретиться с цензорами, запрещавшими новаторскую живопись Дейнеки художника, чьими работами любуется уже не одно поколение посетителей ЦАТРА…
Проект-спектакль «Театр Звезда» стал результатом нескольких месяцев работы над архивами, встреч со старейшими сотрудниками и труппой и в итоге вместил в себя перформанс и инсталляцию, документальный театр и современный танец, игровой театр и вербатим.
К празднованию 90-летия в театре подошли ответственно: прямо в день рождения, 6 февраля, впервые свои двери открыл музей Театра Армии, экспозицию которого готовили почти два года.
«В день нашего юбилея мы открываем музей Театра Армии. Его экспозиция призвана отразить все годы работы коллектива, начиная с 1930 года и до наших дней. Музей включает все самые значимые события, здесь представлена обширная галерея артистов, составивших славу театра. Отдельное место отведено нынешней творческой жизни коллектива. Выставка расскажет о неразрывном союзе театра и армии, об уникальном опыте взаимоотношений через творчество, которое длится уже столько десятилетий», – сказал при открытии музея главный режиссёр театра народный артист Российской Федерации Борис Морозов.
Музей – своеобразная сокровищница, где хранится сама История. Музей театра, аналогов которому нет и не было нигде в мире, театра военного, – это вообще нечто особенное.
Мир театрального искусства уникален, это словно новая планета, созданная людьми. И эта планета Театра Армии разместилась в музейном зале, вместившем в себя все материальные приметы, определяющие театр чуть ли не за вековое существование. Через экспонаты экспозиции можно многое узнать о его жизни. О поставленных пьесах, об особенностях сценографии, бутафории, реквизита, света, звука, ведь главная сцена театра – самая большая в Европе. А главное, посетители музея смогут соприкоснуться с миром талантливых людей, всё это создавшим и создающим. И конечно, о том, что определяет смысл существования самой планеты под названием Театр. Об актёрах и режиссёрах, создавших в его стенах уникальные представления, спектакли, которые стали легендами всего театрального мира.
К подготовке музейной экспозиции был привлечён художник Леонтий Озерников, член Гильдии союза художников, профессионал, участвовавший в крупнейших музейных проектах Пушкинского и Исторического музеев, Дома-музея Н.В. Гоголя и многих других.
«В этом небольшом музейном зале мы постарались передать саму идею архитектурной особенности здания Театра Армии, его формы в виде пятиконечной звезды как символа отечественных Вооружённых Сил. В самом центре музея тоже символический предмет – трюмо гримёрки. Этим выражена идея преображения человека в своего героя. Ведь актёр перед выходом на сцену накладывает грим, чтобы войти в тот или иной образ. Сам зал музея – это словно бы сценическое пространство в виде тектоники лучей, которые, расходясь в стороны, открывают, как страницы книги, мизансцены ключевых спектаклей театра», – рассказал Леонтий Озерников.
Создатели постарались раскрыть концепцию музея как спектакля. Отсутствие обезличенных стеклянных витрин, интерактивность, возможность посетителю музея попасть в святая святых – мизансцены постановок, чётко подобранный видеоконтент, всё это приглашает душой и сердцем войти в мир театра.

6 февраля, в день рождения Театра Армии, здесь открылся музей, экспозицию которого готовили без малого два года

Церемония закладки звезды режиссёру Алексею Дмитриевичу Попову.

«Музей раскрывает три ипостаси театра – начало, строительство здания и в нём словно бы книга будущего – XXI век», – объяснила заведующая историко-мемориальным залом Театра Армии Елена Маньшина. «Сложная история нашей страны как будто бы отражается в лицах героев спектаклей, в образном оформлении декораций и костюмов. Каждый спектакль буквально оживает в этих мифических кулисах», – дополнила она свой рассказ.
Помимо открытия музея, в рамках празднования юбилея в зрительском фойе театра была заложена уже вторая памятная звезда. На этот раз она посвящена советской актрисе театра и кино, певице, народной артистке СССР Любови Добржанской, которая служила в Центральном театре Советской Армии с 1934 года.
На её творчество огромное влияние оказал знаменитый режиссёр, актёр, педагог Алексей Дмитриевич Попов, который возглавлял Центральный театр Красной Армии с 1935 по 1958 год. Именно ему в родном театре осенью прошлого года была заложена первая звезда.
Именно при Алексее Попове сложились славные художественные традиции главного военного театра страны. Он так определил его задачи: «Есть Родина, которую мы любим и вне которой не видим своей судьбы. И как защищать эту Родину, и какие люди её защищают – во многом зависит от нас. Как мы, мы – театр, их воспитываем, такими они и будут». Будучи художественным руководителем и главным режиссёром театра, Алексей Дмитриевич создал здесь лучшие исторические и историко-революционные спектакли того времени: «Год 19-й» Иосифа Прута, «Поднятая целина» по Михаилу Шолохову, «Давным-давно» и многие другие.
Как рассказал директор ЦАТРА Иван Чурсин, в планах театра открытие звёзд и другим его знаменитым актёрам и режиссёрам – Андрею Попову, Нине Сазоновой, Людмиле Касаткиной, Владимиру Зельдину, Николаю Пастухову.
В день рождения театра, 6 февраля, зрителей ждёт показ премьерного спектакля «Барабанщица» в постановке главного режиссёра театра Бориса Морозова. Этот спектакль – особенный. Ведь военный театр не мог остаться в стороне от главного праздника Отечества – 75-летия Великой Победы.
Выбор, возвращение в репертуар театра именно этого спектакля, который был поставлен в 1959 году и шёл с аншлагами более 700 раз, режиссёр объяснил тем, что год 90-летия Театра Армии и грядущее 75-летие Победы требовали особой пьесы. Ведь в спектакле идёт речь не просто о военном времени, о героическом самопожертвовании во имя Отечества, но и об определяющих подвиг, определяющих все поступки людей понятиях высокой нравственности, которые нельзя забывать никогда. Это именно то, что необходимо всем понимать и остро чувствовать сегодня. Морозов не просто восстановил постановку послевоенных лет, он таким образом связал героическое прошлое и мирное настоящее. Спектакль «Барабанщица» заранее пригласили для показа на нескольких театральных фестивалях России, в том числе в Самаре и Ростове-на-Дону.

В юбилейный год театр примет участие во Всероссийском театральном фестивале, посвящённом 75-летию Победы

Экспозиция музея Театра Армии.

Военная тема в 2020 году будет продолжена и премьерным спектаклем по повести Василя Быкова «Третья ракета». Его режиссёр-постановщик – ведущий актёр ЦАТРА Николай Лазарев.
Надо сказать, что в юбилейный год театр примет участие во Всероссийском театральном фестивале, посвящённом 75-летию Победы, и покажет свой спектакль «Вечно живые» в Мурманске, на торжествах, посвящённых 75-летию освобождения Заполярья.
А 4 февраля в ЦАТРА открыли пункт оцифровки фотографий и данных тех, кто принимал участие в Великой Отечественной войне. Таким образом театр принял непосредственное участие в сборе информации для масштабного проекта Минобороны России, связанного с созданием мультимедийной галереи «Дорога Памяти» в подмосковном парке «Патриот» на территории строящегося Главного храма Вооружённых Сил Российской Федерации – храма Победы. Галерея «Дорога Памяти» станет филиалом Центрального музея Вооружённых Сил. Открытие пункта в ЦАТРА расширит возможности сбора информации о героях, позволит многим зафиксировать на века имя близкого человека, внёсшего свою лепту в Великую Победу. Таким образом ускоряется процесс обработки материалов, а также расширяется перечень загружаемых документов. Сбор данных и фотографий будет осуществляться в дни спектаклей и праздничных вечеров.
Одними из первых фотографии родственников-фронтовиков загрузили артисты Театра Армии, среди которых народная артистка СССР Людмила Чурсина, народная артистка РСФСР Алина Покровская, народные артисты России Николай Лазарев, Валерий Абрамов, Артём Каминский и другие.
Многие из артистов театра в годы Великой Отечественной войны тоже принимали в ней участие. Труппу Центрального театра Красной Армии в сорок первом эвакуировали в Свердловск. Там были сформированы 19 фронтовых концертных бригад, которые вдохновляли бойцов и командиров своим творчеством на линии фронта.
…В 2020 году зрителей в Театре Армии ожидает не одна премьера. Режиссёр Дмитрий Астрахан работает над постановкой мелодрамы «Леди на день», режиссёр Андрей Бадулин обратился к творчеству великого русского драматурга Александра Островского – он ставит пьесу «На всякого мудреца довольно простоты». В планах показ мюзикла «Святая Анна» об освоении Арктики, над ним работают режиссёр Василий Бархатов и композитор Максим Дунаевский. Сценарий появился благодаря работе молодёжной лаборатории режиссуры и драматургии.
Нынешний год для ЦАТРА ознаменуется юбилеями ведущих артисток театра – народных артисток РСФСР Ларисы Голубкиной и Алины Покровской.
А 10 февраля исполняется 105 лет со дня рождения народного артиста СССР Владимира Зельдина, который с 1945 года и до конца жизни оставался верен Театру Армии, считал его своим. 12 февраля в большом конференц-зале Администрации Президента РФ состоится концерт, посвящённый памяти великого артиста. В нём примут участие Тамара Гвердцители, Алина Покровская, Ирина Мирошниченко, Ольга Богданова, Ольга Кабо и другие звёзды театра, игравшие с легендарным Владимиром Зельдиным на одной сцене.

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда» 

Фото из архива ЦАТРА