От Петра Первого до наших дней

Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского 16 января 2022 года исполняется 310 лет.

Генерал-лейтенант Максим ПЕНЬКОВ.
Генерал-лейтенант Максим ПЕНЬКОВ.

Когда заходишь в музей этого учебного заведения, то сразу отправляешься в историческое путешествие длиной в три с лишним столетия. Не каждый современный вуз Министерства обороны Российской Федерации обладает такой богатой и насыщенной историей. В январе 1712 года свои двери открыла Инженерная школа. Это знаковое событие стало возможным благодаря одной исторической личности – российскому императору Петру I, осознавшему в начале XVIII века важность хорошо подготовленных отечественных офицерских кадров и инженерной подготовки боевых позиций войск. Пройдут десятилетия, и Инженерная школа, основанная в 1712 году в Москве, станет первым российским учебным заведением, призванным дать фундаментальные знания в сфере инженерного образования. Она поменяет не одно название и несколько мест дислокации, прежде чем получит наименование Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского.
О том, как прославленное учебное заведение, располагающееся в Санкт-Петербурге, встречает своё 310-летие, корреспонденту «Красной звезды» рассказывает его начальник – генерал-лейтенант Максим ПЕНЬКОВ.

– Максим Михайлович, Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского – одно из старейших военных учебных заведений страны и первое, где осуществлялось политехническое обучение. С чего всё начиналось?
– 16 января 2022 года мы будем отмечать 310-ю годовщину со дня создания академии. В 1994 году сотрудниками академии по архивным документам было установлено, что наша академия – преемница Инженерной школы, созданной 16 января 1712 года Указом Петра I в Москве и положившей начало формированию системы подготовки инженерных и технических кадров для Российской армии.
16 января 1712 года Пётр I собственноручно пишет указ Сенату, пункт 23 которого гласит: «Сказать всему шляхетству, чтоб каждой Дворянин… почесть и первое место давал каждому Обер-Офицеру и службу… писаться токмо Офицером, а шляхетству (которые не в Офицерах) только то писать, куда разве посланы будут…» И царским указом того же дня, 16 января 1712 года, была создана самостоятельная, отдельная от артиллерийской, инженерная школа. Организационно школа делилась на три класса: класс арифметики, класс геометрии и тригонометрии и класс фортификации. В 1715 году число школьников было доведено до 100 человек.
К сожалению, из-за нищенского существования и жестоких наказаний ученики разбегались. За побеги из школы император требовал наказывать жестоко: «… ежели кто из учеников… самовольно от школьного учения отбудет… за первую отлучку учинено будет наказание батоги снем рубаху нещадно, а за другую – кнутом, а за третью отлучку по учинение ж наказания кнутом сосланы будут в Санкт-Питербурх на каторгу…» В 1724 году завершился постепенный перевод Инженерной школы из Москвы в столицу Российской империи Санкт-Петербург.

От Петра Первого до наших дней

– Как проходило дальнейшее становление учебного заведения?
– Руководили школой от Канцелярии Главной Артиллерии и Фортификации генерал Алферий де Кулон, генерал-майор де Бриньи, подполковник Деклапир Колонг, бригадир Людвиг и генерал-инженер Абрам Петрович Ганнибал, прадед Александра Сергеевича Пушкина. Вначале школа располагалась в двух светлицах на одном из постоялых дворов Московской стороны. В 1733 году на Петербургской стороне, на берегу небольшого рукава Малой Невы под названием «речка Петровка» (нынешняя Ждановка), построили помещение, которое называлось Инженерным домом Инженерного корпуса (ведомства).
Инженерный дом занимал территорию, огороженную деревянным забором, с фруктовым садом и прудом. Со временем здесь построили лазарет, камеры, в которых хранились чертежи и модели крепостей Российской империи, учебные классы, лаборатории, казармы, столовые, церкви, помещения для проживания преподавателей. В 1738 году все ученики были размещены на Инженерном дворе в казённых квартирах.
По новому штату в школе формировались три класса по 20 человек. Первым – «чертежи и фортификации» – назывался старший класс, вторым – «геометрии и тригонометрии» – средний класс и третьим – «арифметики» – младший класс. Для учащихся было введено форменное обмундирование. Каждому ученику на руки выдавалось по два циркуля с рисовальными перьями и транспортир. Ученики арифметического класса получали по одной каменной доске, ученики из класса геометрии и тригонометрии – по книге «Табуля синусов».
Можно уверенно сказать, что системная подготовка инженерных кадров в России, созданная Петром I, выдержала испытание временем. Переживая вместе со страной политическую нестабильность и постоянные войны, школа внесла свой вклад в подготовку командных кадров для артиллерийских и инженерных частей Российской армии.
В середине XVIII века Инженерная школа была преобразована в Артиллерийский и инженерный шляхетный корпус, который в 1800 году был переименован во 2-й кадетский корпус.

Учебно-материальная база академии включает около 7000 единиц вооружения, военной и специальной техники, почти 6000 средств вычислительной техники, современные технические средства обучения, тренажёрную базу

– Расскажите о выпускниках школы и корпуса на разных временных отрезках.
– Выпускниками академии в разные годы были многие полководцы, государственные деятели, военные инженеры, такие как военные министры А.А. Аракчеев, П.П. Коновницын, П.И. Меллер-Закомельский, создатель первых пороховых ракет генерал А.Д. Засядко, известный военный педагог генерал Н.И. Драгомиров. Сорок семь генералов, выпускников 2-го кадетского корпуса, принимали участие в Отечественной войне 1812 года, среди них главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов – выпускник 1761 года.
Лучшие выпускники школы посвятили всю жизнь служению Отечеству, составили военные династии и прославили свои имена на полях сражений. Среди них начальник артиллерии Российской армии генерал К.Б. Бороздин, строитель и комендант русской крепости Святого Дмитрия Ростовского на Дону генерал А.И. Ригельман, отбивший два штурма Емельяна Пугачёва и спасший от разграбления город Царицын бригадир И.Е. Цыплетев, отец и сыновья Голенищевы-Кутузовы, отец и сыновья Меллер-Закомельские.
После Октябрьской революции 1917 года в зданиях бывшего 2-го кадетского корпуса были размещены Военно-техническая и Военно-теоретическая школы Красного Воздушного Флота. Выпускниками школ стали прославленные авиаторы и Герои Советского Союза А.В. Ляпидевский, Н.П. Каманин, Г.Ф. Байдуков, В.А. Коккинаки, М.Т. Слепнёв, А.И. Покрышкин.
– Максим Михайлович, мы видим, что после революции меняется специфика подготовки военных специалистов – наступает эра авиации…
– Да, приказом народного комиссара обороны СССР № 0812 от 27 марта 1941 года на базе школ Красного Воздушного Флота была создана Ленинградская военно-воздушная академия Красной Армии.
За годы Великой Отечественной войны академия подготовила 2271 военного авиационного инженера. Девять выпускников академии в годы Великой Отечественной войны стали Героями Советского Союза.
9 июля 1945 года за выдающиеся успехи в деле подготовки высококвалифицированных авиационных кадров и научно-техническую помощь фронту академия была награждена орденом Красного Знамени.
Спустя 10 лет, 19 марта 1955 года, приказом министра обороны СССР Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова № 42 в ознаменование 130-летия со дня рождения контр-адмирала Александра Фёдоровича Можайского – изобретателя, одного из пионеров авиации и создателя первого в мире самолёта – Ленинградской Краснознамённой военно-воздушной инженерной академии Красной Армии было присвоено его имя.
– В 1960-м начинается новый этап в истории учебного заведения…
– К этому моменту с началом освоения космического пространства возникает потребность в подготовке специалистов по эксплуатации ракетно-космической техники. Поэтому с 1960 года академия неразрывно связана с космосом.
Отмечу, что среди выпускников академии ХХ века присутствуют видные деятели науки и техники, военные и государственные деятели: Святослав Сергеевич Лавров – сподвижник Сергея Павловича Королёва; Герман Сергеевич Клименко – советник Президента Российской Федерации по вопросам развития интернета; генерал армии Владимир Александрович Поповкин – первый заместитель министра обороны Российской Федерации и впоследствии руководитель Роскосмоса; Сергей Яковлевич Нагибин – директор департамента информационных систем Центрального банка России; Валерий Александрович Акимов – начальник Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России; Юрий Георгиевич Шаргин – Герой Российской Федерации, первый космонавт Космических войск; Юрий Иванович Борисов – заместитель министра обороны, сегодня – заместитель председателя Правительства Российской Федерации и многие другие.
История подготовки специалистов в академии во все периоды сопровождала развитие наукоёмких средств вооружения армии. Сначала – артиллерия, в последующем – авиация и ракетная техника, сейчас – вооружение, основанное на новых физических принципах.
Главная и неизменная традиция образовательной деятельности академии – это традиция учить обучающихся учиться, привитие им потребности в постоянном поиске информации и собственном развитии не только в период обучения, но и в ходе дальнейшей службы. Это позволяет постоянно развиваться и достигать карьерных высот в любых видах деятельности.

История подготовки специалистов в академии во все периоды сопровождала развитие наукоёмких средств вооружения армии. Сначала – артиллерия, в последующем – авиация и ракетная техника, сейчас – вооружение, основанное на новых физических принципах

– Более 70 лет назад академия обрела нынешнюю научно-образовательную архитектуру, связанную с подготовкой кадров для отечественной авиации и космонавтики. Каков вклад вуза в их становление?
– Безусловно, академия впитала лучшие традиции предшественников – первых советских авиационных школ и училищ. Военно-техническая и Военно-теоретическая школы Военно-воздушных сил Красной Армии стали связующим звеном между дореволюционным прошлым и настоящим нашей академии. Учёные и воспитанники этих военно-учебных заведений активно участвовали в становлении и развитии отечественной авиации и авиационной промышленности в 1920–1930-е годы.
Большая группа преподавателей этих авиационных школ была переведена в созданную в марте 1941 года Ленинградскую военно-воздушную академию Красной Армии. Их судьбы стали своеобразным историческим мостиком, соединившим боевой путь академии с её историческими предшественниками. Вновь созданное высшее военное учебное заведение внесло достойный вклад в подготовку инженерных кадров ВВС и совершенствование авиационной техники в годы Великой Отечественной войны.
После войны академия одной из первых приступила к подготовке офицерских инженерных кадров для реактивной авиации, разработке перспективных носителей ядерного оружия, к освоению ракетной и космической техники, стала ведущим военным вузом по подготовке офицеров для космических войск. Ко второму тысячелетию академия превратилась в ведущий политехнический вуз Министерства обороны Российской Федерации, передовой учебный, научный и методический центр в области военно-космической деятельности, инфотелекоммуникационных технологий и технологий сбора и обработки специальной информации.
– Какие задачи стоят перед академией в нынешнее время?
– В настоящее время академия – системообразующее высшее военное учебное заведение, которое готовит специалистов для Воздушно-космических сил, Главного и Военно-топографического управлений Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, Гидрометеорологической службы, Управления метрологии Вооружённых Сил Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, а также иностранных военных специалистов.
Подготовка специалистов носит комплексный характер, определяющийся широким спектром специальностей высшего образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
В соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности и свидетельством об аккредитации в академии организована подготовка военных специалистов: со средним профессиональным образованием по пяти военным специальностям в рамках пяти федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования; с высшим образованием по программам специалитета по 41 военной специальности в рамках 14 федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования; с высшим образованием по программам магистратуры по четырём военным специальностям и двум специализациям в рамках двух федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования; с высшим образованием по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре по 14 научным специальностям в рамках направления подготовки «Военные науки» и по более чем 100 дополнительным образовательным программам переподготовки и повышения квалификации.
Уникальность подготовки специалистов в академии и их дальнейшая профессиональная деятельность нацелены на обеспечение полного цикла подготовки, запуска и управления ракет-носителей и космических аппаратов, а также выполнение задач контроля функционирования космических аппаратов и космического пространства, обработки различной специальной информации, поступающей с них.
Стоит заметить, что подготовка специалистов по специальностям, связанным с ракетно-космической обороной, контролем космического пространства и военной картографией, осуществляется в Российской Федерации только на базе академии.
География службы наших выпускников охватывает всю территорию Российской Федерации. Кроме того, наши выпускники служат и на военных базах, расположенных за границами нашей страны.
– Как выглядит современная структура академии?
– В настоящее время академия в своём составе имеет управление (командование, отделы и службы), девять факультетов вместе с кафедрами, на которых обучаются курсанты по программам высшего образования, специальный факультет, факультет среднего профессионального образования, факультет переподготовки и повышения квалификации, отделение (подготовки специалистов с высшей оперативно-тактической подготовкой), 16 общеакадемических кафедр, военный институт (научно-исследовательский) и подразделения обеспечения.

От Петра Первого до наших дней

– Какой учебно-материальной базой обладает вуз?
– Учебно-материальная база академии в основном размещается в Петроградском районе Санкт-Петербурга. Большинство зданий академии – это памятники архитектуры, их состояние, к сожалению, не всегда соответствует требованиям сегодняшнего дня. Поэтому для создания достойных условий для обучения и проживания обучающихся в настоящее время по решению министра обороны Российской Федерации реализуется поэтапное совершенствование инфраструктуры академии.
В целом же учебно-материальная база включает около 7000 единиц вооружения, военной и специальной техники, почти 6000 средств вычислительной техники, современные технические средства обучения, тренажёрную базу. Полевая учебная база сосредоточена в базе (обеспечения учебного процесса) в посёлке Лехтуси Ленинградской области, на которой размещены учебные комплексы «Стрельбище», «Учебное тактическое поле», «Химический городок», «Инженерный городок», «Штурмовая огневая полоса», «Астрономогеодезический полигон».
База для выполнения научных исследований академии насчитывает 109 специализированных научных лабораторий, в составе которых имеется 26 образцов испытательного оборудования и 31 уникальный образец вооружения и военной техники. База для общевоенной и физической подготовки имеет ёмкость, обеспечивающую проведение занятий в соответствии с учебными планами, содержит все необходимые элементы. Базу информационного обеспечения составляют три библиотеки и три читальных зала, с фондом 1 270 475 экземпляров и электронная библиотека академии с фондом более 1500 электронных учебных изданий. В подразделениях имеются фонды компьютерных программ, кино-, фото- и видеоматериалов. В академии создан объект Единого информационного ресурса электронных учебников Министерства обороны Российской Федерации. Организован доступ обучающихся в интернет к электронным библиотекам Российской Федерации. Осуществляет вещание внутриакадемический информационный телеканал «Альтаир».
Чуть подробнее остановлюсь на нашем ТВ. Телеканал транслируется в локальную сеть академии, в которую объединены компьютеры всех сотрудников. Любой пользователь с рабочего места может получить доступ к просмотру передач телеканала. Академическое телевидение призвано решать не только информационные, но прежде всего учебно-методические задачи. Все показные занятия и лекции при помощи мобильной студии обязательно напрямую транслируются на канале, демонстрируя новые интересные методики обучения в режиме реального времени, после чего данное видео попадает в архив. Каждый преподаватель может посмотреть лекции лучших профессоров академии в прямом эфире или, используя сервис «Видео по запросу», в любое время может пересмотреть интересующую его лекцию.
– В академии идут работы в области создания и применения малых космических аппаратов. Уже зарекомендовали себя учебно-экспериментальные космические аппараты серии «Можаец». Как в целом проходят эксперименты по испытанию элементов перспективных космических систем?
– Во второй половине 1990-х – начале 2000-х годов сразу несколько кафедр академии приняли активное участие в проводимых приоритетных разработках и научных исследованиях в области создания и применения малых космических аппаратов. Были разработаны эскизный проект учебного малого космического аппарата «Можаец» и его технологический образец. Через некоторое время состоялся запуск «Можайца-1», а затем ещё трёх аппаратов. Академия стала первым вузом России, имеющим свою группировку малых космических аппаратов (МКА).
Затем были разработаны программы проведения космических экспериментов по отработке и испытаниям элементов перспективных космических систем и в настоящее время в академии развёрнут учебный наземный комплекс управления группировкой малых космических аппаратов типа «Можаец». В рамках создания научно-образовательного кластера наземного комплекса управления организовано учебное дежурство обучающихся и взаимодействие различных подразделений академии с целью внедрения в учебный процесс технологий управления МКА и формирования профессиональных навыков курсантов соответствующих специальностей.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые академией, направлены на развитие космических технологий

От Петра Первого до наших дней

– Перейдём к науке. В структуре академии имеется военный институт (научно-исследовательский). Чем занимается сегодня институт, какие прорывные разработки вышли из его стен?
– Космическая отрасль нашей страны представляет собой десятки предприятий промышленности, организаций и учреждений, занимающихся проектированием и разработкой космических аппаратов и ракет-носителей, подготовкой и запуском ракет космического назначения, управлением спутниковой группировкой военного, гражданского и двойного назначения, а также сбором специальной информации, поступающей с космических аппаратов. Участие академии в жизни этой отрасли происходит через совместную научную деятельность.
Научной (научно-исследовательской) деятельностью в академии занимаются все без исключения структурные подразделения, а непосредственно научные подразделения сосредоточены в военном институте (научно-исследовательском), который был создан в академии в 2011 году.
Как я уже говорил ранее, в составе учебно-материальной базы академии имеется значительная база для проведения научных исследований, испытаний и отработки соответствующих технологий. В частности, речь идёт о единственной в ВС РФ лётной лаборатории «Фотон», чьи бортовые операторы имеют годовой налёт более 50 часов; аттестованной безэховой камере, в которой успешно исследуются отражательные характеристики обтекателей самолётов «Сухой Суперджет-100»; баллистических стендах, стендах радиационных испытаний, аэродинамических трубах и вакуумных камерах.
Но железо без человека – ничто. Поэтому, исходя из характера проводимых научных исследований, в академии функционируют 63 общепризнанные научные школы, одна из которых признана ведущей научной школой Российской Федерации, а 15 – внесены в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга.
Подразделениями академии ежегодно выполняется около 120 научно-исследовательских работ, проводятся 18 всероссийских конференций и научно-деловых мероприятий по космической тематике и информационным технологиям, в которых принимают участие ведущие учёные и представители промышленности. На этих мероприятиях формулируются подходы и пути развития «военного» космоса.
В рамках выполнения оперативных заданий академия участвует в мероприятиях Минобороны России по проверке, разработке и апробации основных концепций, положений, наставлений и других нормативных и правовых документов Вооружённых Сил Российской Федерации.
Результаты научной деятельности представляются в периодическом издании «Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского», включённом в перечень рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России. Ежегодно в свет выходят шесть выпусков этого издания. В рамках популяризации и обмена опытом изобретательской и рационализаторской работы в академии издаётся журнал «Новатор».
– Бесспорно, такой научный потенциал необходимо демонстрировать не только в стенах учебного заведения. В каких научных мероприятиях участвует академия?
– Военно-космическая академия принимает активное участие в выставках различного масштаба, где сотрудники академии традиционно входят в состав экспертных комиссий по оценке и отбору экспонатов, а также представляют научно-технические разработки на различных выставочных платформах. Это Международная выставка «День инноваций Министерства обороны Российской Федерации»; Московский международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед»; Международный военно-технический форум «Армия», на базе которого академия регулярно проводит круглые столы.
Остановлюсь подробнее на итогах форума 2021 года. Академия презентовала необычный тренажёр, предназначенный для обучения курсантов сборке ракет-носителей. Он представляет собой виртуальный монтажно-испытательный корпус 1-го Государственного испытательного космодрома Плесецк.
В тренажёре реализован режим работы с очками виртуальной реальности. Его основная особенность заключается в глубокой проработке в трёхмерном пространстве большого количества элементов технологического оборудования, которые используются в реальном испытательном зале на космодроме.
На этом тренажёре ракету собирают с самой первой стадии – с момента поставки с завода-изготовителя на космодром блоков носителя. И так – до финальной стадии: в данном случае это готовая к вывозу на стартовый комплекс полностью собранная, проверенная и испытанная ракета. Важно, что во время работы на виртуальном тренажёре курсанты отрабатывают навыки проведения технологических операций в составе боевого расчёта. В своей деятельности они используют штатную документацию, такую же, как и на космодроме. Всё максимально привязано к практической деятельности в будущем.
Подчеркну, что виртуальный тренажёрный комплекс адаптирован для проведения различных видов занятий, а также для контроля и оценки знаний обучаемых. На тренажёре можно выработать навыки сборки ракет-носителей «Союз-2.1а», «Союз-2.1б»
и «Союз-2.1в». Планируется в дальнейшем развить тренажёрный комплекс в так называемый виртуальный космодром, дополнить учебный модуль ещё и подготовкой на стартовом комплексе вплоть до пуска. Кроме того, в дальнейшем в системе тренажёра будет расширена и номенклатура изучаемых курсантами носителей – в этот список добавится семейство ракет «Ангара».
Также Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского проводит на своей базе Всероссийские открытые выставки «Научно-техническое творчество и инновации», на которых были представлены сотни проектов.
По итогам участия в выставках академия стала обладательницей грамот, дипломов международного жюри за инновационные разработки, золотых, серебряных, бронзовых медалей, а также награждена кубком «Лучший стенд военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации».
Наряду с международными и всероссийскими мероприятиями академия стала постоянным участником выставок, проводимых в Национальном центре управления обороной Российской Федерации как в рамках коллегий Министерства обороны Российской Федерации, так и конференций.

Учебное заведение впитало лучшие традиции предшественников – первых советских авиационных школ и училищ

От Петра Первого до наших дней


– Что интересного происходит в процессе воинского обучения и воспитания обучающихся академии? Какой опыт накоплен в этом направлении?
– Уникальность подготовки специалистов и их дальнейшая профессиональная деятельность нацелены на обеспечение полного цикла подготовки, запуска и управления ракет-носителей и космических аппаратов, а также на выполнение задач контроля функционирования космических аппаратов и космического пространства, обработки различной специальной информации, поступающей с них.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые академией, направлены на развитие космических технологий. Наш вуз готовит разносторонних специалистов, в которых умело сочетаются инженер, учёный и военный. Обучение таких специалистов – сложный и многогранный процесс, но мы стараемся выпускать таких офицеров, которые могут не только достойно исполнять воинский долг, но и заниматься наукой, и быть высококвалифицированными специалистами в профессиональной (инженерной) области деятельности. Вооружённым Силам нужны современные, высококвалифицированные офицеры, видящие перспективу и способные принимать правильные и ответственные решения.
Военнослужащие во все времена были эталоном гражданина, патриота и защитника Родины. Быть офицером – огромная честь, и этому званию нужно постоянно соответствовать. У современной молодёжи есть огромное желание быть лучшими среди сверстников. Для кого-то это в первую очередь престиж. К тому же в последнее время наше государство и руководство военного ведомства во главе с министром обороны генералом армии Сергеем Кужугетовичем Шойгу кардинально изменили облик армии. Подрастающее поколение прекрасно понимает, как почётно быть защитником Родины. Для других же это стремление к социальным гарантиям, потому что ни для кого не секрет, что денежное довольствие в армии стало значительно больше в последние годы.
Часто молодые люди становятся военнослужащими по примеру отцов, дедов или прадедов, которые служили Родине или защищали страну в годы Великой Отечественной войны. Среди сегодняшней молодёжи есть немало тех, кто хочет стать защитником Отечества не по принуждению или обязанности, а по зову сердца, кто искренне и беззаветно считает, что его обязанность как мужчины – быть опорой не только для своей семьи, но и для государства в целом. Также не стоит забывать и о том, что мы делаем из них не только грамотных офицеров, но и отличных специалистов, способных решать множество задач, которые ставит современная наука.
– Что вы можете сегодня посоветовать молодым ребятам, которые планируют поступать в Военно-космическую академию имени А.Ф.  Можайского?
– Для поступления в академию и учёбы в ней необходимо иметь хорошее здоровье, состояние которого должно соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для граждан, поступающих на военную службу по контракту. Нашим абитуриентам потребуется достойная физическая подготовка, а также высокий уровень знаний по математике, русскому языку, физике или географии в зависимости от выбранной специальности подготовки. И главное – готовность переносить трудности и тяготы военной службы. Другими словами, высокая мотивация к службе в Вооружённых Силах, к овладению профессией защитника Родины.

От Петра Первого до наших дней

– Максим Михайлович, вы сами выпускник Военного инженерного Краснознамённого института имени А.Ф. Можайского, как тогда называлась академия. Прошли путь от адъюнкта до начальника вуза. С какими чувствами встречаете юбилей?
– Оберегая и ценя заслуги исторических предшественников, включая, конечно, незаменимый опыт военных лет Ленинградской военно-воздушной академии, чьё 80-летие отметили в прошлом году, мы подтверждаем звание крупнейшего политехнического вуза Министерства обороны Российской Федерации.
Академия постоянно развивается, совершенствуя образовательную и научную деятельность, пополняя учебно-методическую и учебно-материальную базы, создавая все необходимые условия для обучения, развития навыков и компетенций. Изучать самые интеллектуальные военные науки, связанные с освоением космического пространства, курсантам помогают учёные, опытные педагоги, командиры и специалисты, имеющие реальный практический опыт и глубокие теоретические знания.
Слушатели и курсанты академии всегда находят время для активного отдыха и культурного просвещения, посещая различные музеи и театры Санкт-Петербурга, участвуя в спортивных соревнованиях различного уровня, добиваясь наград высшей пробы. Академия стремится к тому, чтобы в её легендарных исторических стенах было интересно и комфортно не только овладевать передовыми знаниями, но и отдыхать, совершенствовать дух и тело, становиться достойными представителями культурной столицы России.
Все мы – командование академии, преподаватели, учёные и сотрудники, курсанты и слушатели – гордимся своим вузом и, идя к звёздам, с уверенностью смотрим в будущее!

Фото ВКА имени А.Ф. Можайского