Песни на все времена

image_print

На фронтах Великой Отечественной войны было особое оружие Победы.

Ансамбль Александрова сегодня.

Среди песен Дважды Краснознамённого ордена Красной Звезды академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова есть те, что определили для тогда Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР его место в строю в годы лихолетья. Песни-оружие, песни-солдаты. С ними долгие годы войны жила наша страна, они и сегодня на передовой в нынешней борьбе с теми, кто пытается перекроить историю Второй мировой на иной лад. И именно эти песни, вобрав в себя все краски войны и Победы, ярче всего показывают главного победителя в этой самой кровопролитной из войн – советский народ. И с полным правом александровцев можно считать особым, музыкальным подразделением наших армии и флота.

И сегодня артисты ансамбля в боевом строю. Во время необходимости находиться в режиме самоизоляции уже новое поколение александровцев показало замечательный пример, как можно не только не терять связь со своим слушателем, но даже преодолевать границы. И символично, что свои возможности работать в любых условиях ансамбль показал именно в дни 75-летия Великой Победы. Песни войны и Победы стали прочным связующим звеном между фронтовым поколением и нами сегодняшними.
В 19 часов 9 Мая, после традиционной минуты молчания в память о героях Великой Отечественной вой­ны, люди по всей стране открыли окна, вышли на балконы, чтобы вместе исполнить песню «День Победы». Рядом были и портреты их родных – участников войны, наш «Бессмертный полк». Для жителей улицы Синявинской города Москвы этот день запомнится и тем, что эту песню, а ещё песни «Священная война» и «Катюша» они пели вместе с александровцами, которые в своё время получили квартиры в одном из здешних домов. И звучали эти песни так мощно, что казалось, эти сильные голоса слышал весь город. Это показало образец той александровской марки, которая определяет, что истинное мастерство не нуждается ни в каких фанерных ухищрениях нынешней эстрады.
К 9 Мая Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова записал поздравления ветеранам Великой Отечественной вой­ны, в том числе и адресные. Одно из видеопоздравлений, например, было доставлено в Донецкую область участнику Парада Победы 1945 года Алексею Николаевичу Кужильному.

Главное оружие александровцев – искусство. ФОТО ТАСС

Конечно, в юбилейный год у ансамбля были большие планы на выступления и в нашей стране, и за рубежом. Эти концерты ждали. И тогда, как рассказал начальник ансамбля – художественный руководитель, заслуженный артист России полковник Геннадий Саченюк, родилась идея духовно поддержать людей в сложное время: не только записать видео с поздравлениями с Днём Победы участников Великой Отечественной войны, но и поприветствовать зрителей тех стран, куда изначально планировались гастрольные туры. Для жителей зарубежья для видеозаписи были выбраны песни на их родном языке – это добрая традиция ансамбля исполнять на концертах и те произведения, которые дороги жителям каждой из стран. И, конечно, эти записи могут посмотреть теперь во всём мире, они размещены в официальном аккаунте Ансамбля Александрова на YouTube под общим названием «Из России – с любовью». Песни исполнены на греческом, итальянском, китайском, сербском и турецком языках. Для греков российские артисты записали песню «Когда пожимают руку», александровцы пели её во время концертов в Афинах и Салониках, композиции для Турции были смонтированы вместе с кадрами героической работы турецких врачей. В итальянский и сербский ролики включена видеохроника работы российских специалистов, осуществлявших гуманитарную помощь в этих странах. Была исполнена и ещё одна интересная задумка. Для исполнения песни «День Победы» были записаны четыре разных варианта роликов. Например, была сведена запись исполнения песни александровцами и ведущими артистами Израиля, в другом – с сербскими артистами.
Вся работа над видео, записи песен с участием солистов, хора и оркестра проходили дистанционно. Такая абсолютно новая форма работы не практиковалась до этого никогда. Каждый у себя дома записывал свою партию под минусовку, отправлял материал по электронной почте, при сборе записей руководители вносили необходимые творческие правки, шла работа по синхронизации звука и видео. Это было непросто, ведь порой в ролике было задействовано от 50 и более музыкантов и солистов хора.
А вот подробнее узнать, как же протекала жизнь коллектива во фронтовых условиях в течение всех лет Великой Отечественной войны, можно и из редкой книги «Историческая летопись Ан­самбля имени Александрова» (авторы: Е.В. Александров, В.Н. Антонов, М.М. Шарипов).
В первые же дни начала Великой Отечественной артисты ансамб­ля был разделены на четыре мобильные группы. Уже 24 июня 1941 года три из них были командированы в действующую армию. Надо отметить, что опыт работы в боевых частях у александровцев уже был. За плечами – КВЖД, Хасан…
Четвёртая группа (55 человек) осталась в Москве. Её возглавил сын основателя ансамбля Александра Васильевича Александрова – Борис Александрович, ставший организатором и первым художественным руководителем Ансамбля советской песни Всесоюзного радио, который состоял из смешанного хора, оркестра и группы известных певцов-солистов. Передачи шли прямо в эфир в разное время суток, и артисты порой ночевали прямо в радиоцентре.
Группа выступала с концертами на сборных пунктах и в госпиталях, новые, боевые песни в её исполнении звучали по радио, на вокзалах города артисты провожали своими песнями войска на фронт, участвовали в съёмках на киностудии «Мосфильм». С 11 по 28 августа эта группа, оставшаяся в столице, обслуживала воинские части в городах Калинин (ныне Тверь) и Ржев, а с
4 сентября по 1 октября 1941 года – в Гжатске, Ельне и Мархоткино.
Так ансамбль начал сражение с захватчиками своим особым, музыкальным оружием. Никто не приказывал это делать. Просто верные солдатскому долгу артисты приняли единственное возможное для себя решение: «…просим народного комиссара обороны для воодушевления бойцов на победу над коварным врагом направить ансамбль на фронт».
Вот как о работе ансамбля в военное время вспоминал Борис Александров, сын основателя коллектива Александра Васильевича Александрова, который не раз выезжал с творческими бригадами ансамбля на фронт. Как очевидец, Борис Александрович рассказывает и о первом исполнении песни «Священная война», ставшей сразу же настоящим гимном борьбы с фашистами.

Песни, которые пела с александровцами во время Великой Отечественной войны вся страна, поют и сегодня

Брянский фронт. 1943 год.

«Каждый день начинался с концертов, которые проходили на призывных пунктах, площадях и улицах города, в привокзальных помещениях. Особенно часто выступали на Белорусском вокзале. Нас слушали с напряжённым вниманием. Песни ансамбля, его оптимистические пляски поднимали боевой дух и вселяли надежду в тех, кто отправлялся на фронт. Центр жизни ансамбля переместился в здание Дома Красной Армии (ныне Центральный Дом Российской Армии имени М.В. Фрунзе). Теперь здесь был наш штаб, наш кров. Уже с раннего утра начинались занятия, репетиции, обсуждались различные организационные вопросы. Однажды утром, во время завтрака, к А.В. Александрову подошёл политработник с газетой в руках: «Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача, может, напишете песню?» (Примечание: это было 24 июня 1941 года, тогда стихотворение напечатали сразу две газеты – «Красная звезда» и «Известия»). Отец взял газету, прочитал стихи, и, забыв обо всём, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов ансамбля и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили её. Музыка с её призывным настроем, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы, несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты порой от спазмов, сжимающих горло, не могли петь и играть…»
И уже утром следующего дня песня «Священная война» прозвучала на Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымлённой духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний. Это было подобно набату, клятве, присяге. Люди требовали и требовали повторения, чуть ли не сразу стали подпевать. Тогда песню исполнили пять раз подряд.
Её, ставшую символом борьбы с ненавистным врагом, Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков позже называл «бессмертной». И здесь можно добавить, что и сейчас «Священная война», как гимн в честь народа-победителя, поднимает залы во время концертов ансамбля не только в нашей стране, но и за рубежом.
Ещё одной песней ансамбля, задавшей наш победный тон в Великой Отечественной войне, стала и «Песня о Советской Армии» («Несокрушимая и легендарная…») на музыку Александра Васильевича Александрова и слова Осипа Колычева.
Ныне она визитная карточка ансамбля, который традиционно открывает ею все свои выступления.
Конечно, главным оружием александровцев в годы войны было их искусство. Ансамбль выступал перед частями, уходившими в бой или выведенными на отдых и пополнение, в госпиталях, на аэродромах, на огневых позициях артиллеристов, перед населением городов и деревень прифронтовой полосы. Как правило, работать приходилось без передышки. В самой тяжёлой боевой обстановке армейским артистам приходилось не только выступать с концертами, но и грузить раненых в санитарные поезда, тушить пожары, ремонтировать мосты, переправы и железные дороги. У всех участников творческих бригад ансамбля было боевое оружие, при любой возможности они учились стрелять и были готовы в любой момент вступить в бой. Артисты попадали под бомбёжки, случалось, вместе с частями выходили из окружения. Нередки были дни, когда, едва заканчивалось выступление в одном месте, приходилось грузиться на машины и мчаться в другую точку передовой. Выступали и по три, и по пять раз в день: группами, частями, бригадами. Артисты фронтовых бригад порой сами писали на злобу дня хлёсткие сатирические частушки. И благодарность слушателей была велика. Как-то на одном из участков фронта командир части тотчас после выступления ансамбля, где исполнялась любимая бойцами песня «Самовары-самопалы» (музыка А. Новикова, стихи С. Алымова, автора слов к шуточной репертуарной песне ансамбля «Вася-Василёк»), обратился к артистам с таким обещанием: «Дорогие друзья! Вы только что дали нам замечательный концерт. В ответ на него через несколько минут выступят наши «артисты», которые покажут вам действие «тульских самоваров-самопалов». Раздалась команда: «В честь

Солисты П. Твердохлебов, Ю. Степанов и Н. Устинов. Июнь 1943 г.

Краснознамённого ансамбля – огонь!» И на врага обрушился смертоносный «кипяток».
Или вот ещё один творческий штрих. На выступление артистов в одной из артиллерийских частей собрались лишь те, кто смог отойти от орудий. А другим-то обидно! И вот солист В. Никитин с танцором А. Ращепкиным, который великолепно играл на баяне, пробрались на командный пункт. Ближе него к позициям ничего не было. И начальник связи по очереди вызывал дежурные расчёты на батареях к телефону. И каждому негромко Никитин пел любимые песни. Этот оригинальный «концерт по заявкам» имел столько отделений, сколько было подразделений в полку.
Особо знаменательным в истории ансамбля стал 1943 год: во-первых, правительство страны поручило александровцам выступать по радио после каждой победоносной сводки Совинформбюро, во-вторых, выполнялось ответственное задание по созданию Государственного гимна страны.
И в ночь на 1 января 1944 года состоялась трансляция нового Государственного гимна СССР (музыка А.В. Александрова, слова С.В. Михалкова и Г. Эль-Регистана) в исполнении Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР под управлением А.В. Александрова в эфире Всесоюзного радио.
В мае–июне 1944 года у ансамб­ля вновь возобновились творческие поездки полным составом. На Карельском перешейке артисты выступали перед частями, осуществлявшими прорыв вражеской обороны. В войсках в ту пору царил дух грядущей победы, и поэтому выступления главного военно-музыкального коллектива страны здесь встречали с особенным воодушевлением. Немаловажное значение имели концерты александровцев перед жителями освобождённых от фашистов городов. Нагрузка у артистов была огромной.
В январе–феврале 1945 года ансамбль был направлен в первую после длительного перерыва зарубежную поездку – в Финляндию. Несмотря на то что эта страна незадолго до этого сложила оружие, признав полную победу Красной Армии, гастроли прошли с исключительным успехом. Достаточно сказать, что в одном из концертов коллектив по просьбе слушателей исполнил рекордное количество песен – сорок!
Из пятнадцати концертов, данных за время поездки коллектива в Финляндию, восемь состоялось в выставочном зале «Мессухалли» в городе Хельсинки. Зал этот, вмещающий до восьми с половиной тысяч человек, во время выступлений советских военных артистов был всегда переполнен.
День Победы ансамбль отметил выступлениями на Манежной площади и площади Маяковского в ликующей Москве, завершив его концертом на радио. В последующие дни коллектив участвовал в больших концертах в Кремле.
…Вклад Ансамбля Александрова в общую Победу – это более 1400 концертов, 742 из которых прошли на передовой. В период войны александровцы выучили и исполнили более 200 новых произведений.
Песни, которые пела с армейскими артистами вся страна, стали неожиданным для врага творческим, прицельным десантом в его тыл. Фашисты совершенно не ожидали такого песенного манёвра от Красной Армии. И это приблизило их поражение.
А о том, что и в мирные годы Ансамбль Александрова всегда на передовой, лучше всего сказал советский посол Виноградов ещё в 60-е годы прошлого века после гастролей коллектива во Франции: «То, что может сделать один концерт Ансамбля Александрова, сто дипломатов за год не сделают».

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда» 

Фото из архива Ансамбля Александрова