Под парусами состязательности

image_print

Волгоградцы и каменск-шахтинцы стали участниками международного этапа конкурсов АрМИ-2019 «Инженерная формула» и «Безопасный маршрут».

Награды отличившимся.

На полигоне Андреевский в Тюменской области завершился всеармейский этап двух конкурсов Армейских международных игр – 2019, в которых состязались военные инженеры ряда военно-учётных специальностей. Награды победителям вручил начальник инженерных войск Вооружённых Сил Российской Федерации генерал-лейтенант Юрий СТАВИЦКИЙ.

Хотя машины создавались не для гонок
На полигоне Андреевский к железобетонному «столу» стартовой площадки «Инженерной формулы – 2019» не спеша стягивались конкурсные четвёрки шести типов многотонных инженерных машин.

Трудно было представить, что эти «монстры» весом от 15 до 40 тонн, в большинстве своём несущие массивное навесное оборудование, способны, если надо, проявлять внушительную резвость. Но был именно тот день, когда все – представители командования инженерных войск Вооружённых Сил Российской Федерации, члены судейской комиссии, болельщики и многие тысячи зрителей – ждали от стальных «болидов» после старта только одного – предельной скорости.

Эпизод конкурса «Безопасный маршрут».

Приветствуя участников призового заезда, начальник инженерных войск Вооружённых Сил РФ генерал-лейтенант Юрий Ставицкий особо подчеркнул, что изначально условия конкурса «Инженерная формула» были разработаны с одной лишь целью – дать возможность войсковым экипажам и расчётам показать на штатной технике свою профессиональную подготовку в ходе выполнения профильных задач. Причём на время. А где время, там и скорости.
Осталась позади череда отборочных туров. В финал вышли лишь самые-самые. Днями раньше здесь же, в Тюмени, путём квалификационных заездов определился порядок старта «великолепной четвёрки». Pole position и лучший результат показали пилоты инженерных машин межвидового регионального учебного центра (г. Волжский, Волгоградская область). За ними стартовые позиции между собой распределили ещё три претендовавшие на успех команды: отдельных инженерных бригад Западного и Восточного военных округов, дислоцированных соответственно в посёлке Нахабино Московской области и селе Вятское Хабаровского края, а также отдельного морского инженерного полка Северного флота, который дислоцируется в посёлке Шугозеро Мурманской области.
Чтобы преуспеть в финальной гонке на 2350-метровой трассе, изобилующей десятками сложнейших препятствий, механикам команд-участниц пришлось, что называется, дневать и ночевать у техники, готовя «боевые колесницы» – котлованные машины МДК-3, путепрокладчики БАТ-2, инженерные машины разграждения ИМР-3, плавающие транспортёры ПТС, а также дебютирующие в «Инженерной формуле – 2019» самоходные реактивные установки разминирования УР-77 и гусеничные минные заградители ГМЗ-2 – к главному дню соревнования.
Все эти инженерные машины создавались не для гонок. Но, как и в отборочные дни, на финальном этапе механики-водители намерены были выжать из них максимальную скорость, лишь слегка притормаживая перед самыми сложными препятствиями и на время стопоря «болиды» при заходах на пит-стопы.

Команды на дистанциях шли настолько ровно, что в целом ряде эпизодов судейская коллегия была вынуждена обращаться к видеоповторам

Вода на озере кипела

Эту полосу одолеет не каждый.

Старт. Буквально сразу уходит в отрыв первая пара инженерных машин разграждения. Сыграл фактор лидеров старта. Хотя, по мнению секретаря судейской коллегии полковника Александра Чёрного, место на стартовом «столе» – всего лишь преимущество морального аспекта: «ощущать себя в чём-то чуть-чуть первым, но не более того». И офицер был прав. Уже первый контрольный круг с серией препятствий частично скорректировал расположение инженерных машин в колонне гонщиков. При передаче эстафеты экипажам котлованных МДК хабаровчане нагнали волгоградцев, оставив позади и москвичей, и мурманчан.
В дальнейшем смена очерёдности конкурсантов происходила чуть ли не на каждом круге дистанции, что в свою очередь лишь добавляло напряжения пилотам многотонных «болидов» и усиливало эмоциональную реакцию на зрительских трибунах. А как по-иному реагировать, если, в частности, УР-77 отдельной инженерной бригады ЗВО, удерживая в ходе четвёртой задачи эстафеты вторую позицию в гонке, не смогла выйти вовремя с пит-стопа, уступив место более расторопному дальневосточному механику-водителю. Он-то и «привёз на хвосте» москвичей к очередному промежуточному финишу.
Совершенно неожиданной оказалась смена лидера. Причём на шестом, заключительном круге дистанции. Всё произошло на участке выгрузки автомобилей с ПТС. Ещё на водной глади было видно, что промежуточный лидер – команда плавающего транспортёра Восточного военного округа с приличным отрывом ушла в даль озера Андреевское. И первой же вышла на берег. Но проблемой для потенциальных лидеров стала набранная ими сумма штрафных баллов. Их было больше, чем у следовавших за ними волгоградцев. Всего несколько десятков секунд, но такая близкая победа обернулась для хабаровчан вторым местом на выходе с зачётной «точки». На то, чтобы догнать и перегнать ушедших в отрыв соперников, контрольной дистанции уже не хватало.

Эпизод конкурса «Безопасный маршрут».

В итоге места на пьедестале всеармейского этапа «Инженерной формулы – 2019» распределились следующим образом. Бронзу взяли представители отдельной инженерной бригады ЗВО. Серебро у команды отдельной инженерной бригады ВВО. Золотыми медалистами и обладателями Кубка Всеармейского соревнования экипажей машин инженерного вооружения «Инженерная формула» Гран-при Тюмень-2019 стали специалисты межвидового регионального учебного центра.

По итогам прохождения трассы, выполнения инженерных задач на пит-стопах, а также наименьшего количества набранного штрафного времени лидерами «Инженерной формулы – 2019» всеармейского этапа стали: в номинациях «Лучший экипаж ИМР» и «Лучший экипаж УР-77» – экипажи отдельной инженерной бригады Восточного военного округа. «Лучший экипаж машины для отрывки котлована» – «гонщики» из отдельного морского инженерного полка Северного флота. «Лучший экипаж путепрокладчика БАТ-2» – конкурсанты межвидового регионального учебного центра. Они же стали лучшими в номинации «Лучший расчёт ПТС». Диплом «Лучший экипаж ГМЗ» достался команде из отдельной инженерной бригады Западного военного округа.
По окончании гонки многотонных инженерных машин секретарь судейской коллегии полковник Александр Чёрный не стал скрывать, что за четыре года стартов «Инженерной формулы» завершившийся всеармейский финал стал самым сложным для судейства. «Всё потому, – пояснил полковник Чёрный, – что команды на дистанциях шли настолько ровно и выполняли задачи так качественно, что в целом ряде эпизодов судейская коллегия была вынуждена обращаться к видеоповторам прохождения препятствий конкурсантами. Без преувеличения, механики-водители продемонстрировали серьёзную подготовку».

Выйдя на рубеж установки элементов тяжёлого механизированного моста, команда южан установила рекорд

Инженерно-штурмовой бросок
Днём позже на соседней площадке Андреевского полигона состоялся всеармейский финал «Безопасного маршрута». Результат квалификационных заездов вывел на старт четыре конкурсные команды: отдельных инженерных бригад Западного и Южного военных округов, Тюменского ВВИКУ и отдельного морского инженерного полка Северного флота.
Согласно замыслу конкурсного задания каждой команде необходимо было на время обеспечить безопасный маршрут танковому подразделению. На заданных маршрутах участников соревнования ожидали десятки сложнейших препятствий. В их числе – элементы штурмовой полосы, участок дистанционно установленного противопехотного минного поля, препятствия для выполнения задачи с использованием комплекта тяжёлого механизированного моста (ТММ) и технических мощностей путепрокладчика БАТ-2, участки заграждений и разрушений, противотанковый ров и «лесной завал».
Старт команд был динамичным, но, к сожалению, удачным не для всех. Несколько замешкавшись при преодолении штурмовой полосы, команда ЮВО существенно отстала от остальных участников соревнования. В это время, безошибочно преодолев участок минного поля, лидерство захватили курсанты Тюменского ВВИКУ. Казалось, что догнать их уже невозможно: пока все остальные были заняты сапёрными задачами, тюменцы успешно оборудовали мостовой переход через противотанковый ров.
Однако тут на глазах тысяч зрителей произошло самое неожиданное. Южане, бывшие аутсайдеры командной гонки, выйдя на рубеж установки элементов тяжёлого механизированного моста, вдруг, нарастив скорость отработки задачи, сначала вышли вровень с лидирующей группой, а затем и вовсе стали уходить в отрыв.
Позже, объясняя динамику осуществлённого рывка, командир расчёта ТММ гвардии капитан Денис Шевцов признался: «Теперь уже можно сказать: всё дело в целой серии успешно реализованных «домашних заготовок». Ведь мы в подготовительный период к состязанию не только набирались практического опыта, но и размышляли, за счёт каких «лайфхаков» можно ускориться при прохождении препятствия. Например, нам удалось выработать такой алгоритм расположения техники в периметре площадки у препятствия, что она в конечном счёте обрела конвейерный вид, когда зазор смены транспортных машин с мостовыми пролётами на формируемой конструкции ТММ стал исчисляться 15-20 секундами».
Именно этот скоростной момент по итогам «Безопасного маршрута» особо отметил начальник инженерных войск Вооружённых Сил РФ генерал-лейтенант Юрий Ставицкий: «Приятно было видеть, что личный состав команд-участниц настолько профессионально подготовился к конкурсному финалу, что параметры действующих нормативов на отработку тех или иных элементов перекрывались зачастую в два, а то и в два с половиной раза. По сути, это были самые настоящие рекорды. При этом, что очень важно, строго соблюдались все требования мер безопасности».

Этот снимок будет напоминать о многом.

Возвращаясь к команде южан, стоит отметить, что в конечном итоге захваченное лидерство на этапе установки ТММ они сохранили до самого финиша. С небольшим отрывом от победителей завершила прохождение маршрута команда тюменских курсантов. Третье место на пьедестале почёта «Безопасного маршрута» заняли военные инженеры Западного военного округа.
Были определены победители и в номинациях. «Лучший расчёт ТММ» – расчёт от отдельной инженерной бригады Южного военного округа. «Лучшим экипажем путепрокладчика БАТ-2» признан экипаж из отдельного морского инженерного полка Северного флота. Экипаж Тюменского ВВИКУ стал «Лучшим экипажем инженерной машины разграждения».
Таким образом, по итогам двух конкурсных дисциплин представлять в начале августа здесь же, в Тюмени, военно-инженерный сектор Вооружённых Сил Российской Федерации в ходе международного этапа конкурса «Инженерная формула» будет команда межвидового регионального учебного центра. В международном этапе «Безопасного маршрута» выступят военнослужащие отдельной инженерной бригады Южного военного округа.

Тюмень

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда» 
Фото автора