Подчинённые называли его Батей

image_print

Генерал Константин Мачавариани пользовался непререкаемым авторитетом у подчинённых и вышестоящего командования.

генерал-майора авиации
Константина Мачавариани.

15 августа исполнится 90 лет со дня рождения заслуженного лётчика СССР генерал-майора авиации Константина Мачавариани. Он прошёл путь от учащегося спецшколы Военно-воздушных сил до начальника Главного центра управления воздушным движением Единой системы управления воздушным движением в стране. Его жизнь, профессиональный путь, его преданность воинскому долгу, верность присяге и Родине служат примером для молодых поколений.

Путь Константина Давидовича в авиацию начался фактически в детстве. Он родился в 1929 году в Гомеле в семье военного лётчика, выпускника Качинской школы пилотов. Так сложилось, что его отец, Давид Ильич, погиб при крушении самолёта за месяц до рождения сына. Его супруге пришлось вернуться из Белоруссии к родственникам в Москву. Замуж второй раз так и не вышла, даже не помышляла об этом, растила сына одна. Она часто рассказывала Косте, каким удивительным, прекрасным человеком был его отец. Мальчику хотелось быть похожим на него и тоже стать лётчиком. С ранних лет он грезил небом и другой судьбы для себя не представлял. После 7-го класса Мачавариани поступил в специальную школу Военно-воздушных сил. Учиться было нелегко, но желание продолжить дело отца было настолько сильным, что даже во сне он видел себя в кабине боевой машины.
Окончив среднее учебное заведение, Константин в 1947 году поступил в Борисоглебское военное училище лётчиков имени В.П. Чкалова. Там он продолжил настойчиво осваивать лётную науку. От напряжения порой тяжелела голова. А в душе не ослабевало сокровенное желание: «Скорее бы в небо!» И, наконец, подготовка окончена. Лейтенант Мачавариани получает назначение в 179-й истребительный авиаполк 43-й воздушной армии дальней авиации, который дислоцировался на Украине.
Молодому офицеру служба нравилась. Как отмечали его командиры, летал он уверенно и грамотно. Вместе с тем лейтенант Мачавариани настойчиво работал над повышением профессиональных знаний. Такой подход к профессии позволил Мачавариани стать в будущем не только воздушным асом, но и всесторонне подготовленным наставником. Об этом красноречиво свидетельствуют выдержки из его аттестационных документов. Так, в октябре 1962 года командир 159-го истребительного авиационного полка 131-й иад полковник Куликов характеризует начальника огневой и тактической подготовки майора Мачавариани как офицера, обладающего хорошими организаторскими способностями и методическими навыками: «Военный лётчик 1-го класса, выполняет все полётные задания с высоким качеством. Подготовлен к боевым действиям днём и ночью в сложных метеоусловиях при установленном метеоминимуме. В этих же условиях подготовлен в качестве инструктора. Много внимания уделяет обучению лётчиков тактике боевых действий, воздушно-стрелковой подготовке. Занятия проводит методически грамотно».
Отличная лётная выучка, высокая личная дисциплина, добросовестное отношение к обязанностям обеспечили Мачавариани продвижение по служебной лестнице и право поступления в Военно-воздушную академию, которую он окончил в 1964 году. Вскоре энергичному, волевому офицеру доверили командование 159-м истребительным авиационным полком 57-й воздушной армии Прикарпатского военного округа. Под командованием подполковника Мачавариани лётчики и штурманы полка ответственно осваивали новую боевую авиационную технику, учились применять её в самой сложной тактической и метеорологической обстановке на всём диапазоне скоростей и высот, в условиях сильного противодействия средств ПВО потенциального противника.

подготовка к выполнению очередной задачи.

Серьёзным экзаменом для личного состава части стали общевойсковые учения Вооружённых Сил СССР в 1967 году под кодовым названием «Днепр». Они проводились под общим руководством министра обороны Маршала Советского Союза А.А. Гречко. Лётчики 159-го иап достойно продемонстрировали воздушное мастерство, заслужив благодарность главы военного ведомства. А командир полка подполковник Мачавариани был удостоен ордена Красного Знамени.
В архиве нашей редакции сохранился номер «Красной звезды» за 15 февраля 1968 года со статьёй главнокомандующего Военно-воздушными силами СССР главного маршала авиации К.А. Вершинина, приуроченной к 50-летию создания советского воздушного флота. В ней главком упоминает полк Мачавариани в числе лучших авиачастей, особо подчёркивая, что в нём на протяжении многих лет нет лётных происшествий.
Большое внимание обеспечению безопасности полётов Мачавариани уделял и на последующих должностях: заместителя командира 16-й иад, командира этой дивизии, заместителя командующего 5-й воздушной армии по боевой подготовке.
Вместе с тем Константин Давидович умел не только требовать, но он по-отечески заботился о подчинённых, был простым, доступным человеком. Мачавариани не гнушался разделить обед с солдатами, расспросить их о службе, проблемах, узнать о новостях из дома. Для него не существовало мелочей, он основательно вникал во все вопросы. Однажды он заметил у солдата рваную обувь. Заместитель по тылу объяснил, что у этого военнослужащего ещё не истекли сроки носки выданных ботинок. Генерал Мачавариани потребовал проверить состояние обмундирования и обуви у всех военнослужащих дивизии и устранить недостатки.
В другой раз комдив заметил у стоящего в наряде бойца озноб. Сняв с себя генеральский китель, Константин Давидович укрыл им заболевшего солдата и оперативно отправил его на своей служебной машине в медсанбат.
Не случайно и солдаты, и офицеры между собой за глаза его уважительно звали «Батей» и старались ни в чём не подвести.
К сожалению, лётная биография Мачавариани была завершена, когда ему исполнилось 45 лет. По состоянию здоровья. Но его организаторский талант, глубокие знания и профессиональный опыт оказались востребованными на новом поприще. Его назначили заместителем, а через несколько лет начальником 23-го Главного центра управления воздушным движением (УВД) Единой системы управления воздушным движением в стране.
Генерал-майор авиации Мачавариани с энтузиазмом взялся за новую для него работу. Под его руководством были разработаны методические материалы и различные схемы, способствующие качественному обучению дежурных смен вопросам обеспечения безопасности полётов. Константин Давидович участвовал в создании автоматизированных систем управления воздушным движением. Ему пришлось сопровождать военную авиацию в таких трагических событиях, как ликвидация последствий землетрясения в Армении, катастрофы на Чернобыльской АЭС. Он персонально занимался перевозкой молодого пополнения в группы советских войск за границей, перегонкой новой техники с заводов в войска.
Константин Мачавариани ушёл из жизни в 2010 году. Но он по-прежнему остаётся для живых мерилом духовных ценностей, образцом цельности, беззаветного служения Отечеству. Генерал Мачавариани работал на всех должностях, которые ему было суждено занимать, не просто добросовестно, усердно, а самоотверженно, всего себя без остатка подчиняя интересам дела. Такие цельные, духовно богатые, преисполненные преданности долгу личности своим примером вдохновляют преемников не годы – десятилетия.

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда»