Повелитель «Ночных охотников»

image_print

Опытнейший лётчик одинаково уверенно себя чувствует в бою и на параде.

Легендарные Ми-28Н в воздушном строю.

Каждый человек сам выбирает жизненный путь в соответствии со своей шкалой ценностей и приоритетов. Для кого-то во главе угла – размеренное, комфортное существование. Но есть и те, для кого повседневный риск является нормой, без него теряется смысл жизни. Корреспонденту «Красной звезды» представилась возможность пообщаться с одним из ярких представителей именно этой категории людей – военным лётчиком-снайпером подполковником Александром Вороновым и узнать, что заставляет людей его склада характера постоянно находиться на острие атаки, причём в ряде случаев в буквальном смысле.

Есть утверждение, что мир тесен, в справедливости которого многие, пожалуй, убеждались не раз.

Оказавшись на одном из подмосковных аэродромов, ваш автор среди множества людей в одинаковой лётной форме обратил внимание на человека, чьё лицо показалось знакомым. Причём, как подсказывала память, предыдущая встреча происходила далеко не в простых условиях обстановки.
Спустя несколько минут разговора стало ясно, где военная судьба уже сводила с этим лётчиком. Вспомнился один из аэродромов в раскалённой сирийской пустыне, откуда наши вертолётчики поднимали свои боевые машины на поддержку сирийских войск, упорно сражавшихся за освобождение Пальмиры от засевших в ней боевиков. О подполковнике Воронове как одном из лучших и результативных пилотов тогда рассказал командир небольшой вертолётной группировки. А с самим героем в тот день даже довелось выпить крепкого и ароматного арабского кофе. Жаль, обстоятельной беседы тогда не получилось – не позволяла обстановка. Но зато в этот раз на подмосковном аэродроме нашему разговору уже ничто не мешало, тем более полётное задание было выполнено успешно.

Воронов первый из лётчиков армейской авиации поднял в небо только что поступивший на вооружение Ми-28Н «Ночной охотник» и «научил» его летать в горной местности в сложнейших рельефных и климатических условиях, днём и ночью

Подполковник Александр Воронов.

Стать военнослужащим Александр хотел с детства. Перед глазами были яркие примеры ветеранов Великой Отечественной войны, с которыми довелось встречаться, и своего дяди – военного вертолётчика. Поэтому первым осознанным шагом к мечте стало поступление в 1990 году в Свердловское суворовское военное училище. Тогда в СВУ учились два года, и к моменту выпуска решение сформировалось окончательно – в авиацию. В 1992 году Александр Воронов стал курсантом Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков, готовившего пилотов армейской авиации.
Своё первое близкое знакомство с винтокрылой машиной он запомнил навсегда. В одном из полевых выходов в ходе курса молодого бойца только что зачисленную в вуз молодёжь решили «обкатать» с воздуха, чтобы она на себе прочувствовала мощь и возможности боевых вертолётов. Над увешанными общевойсковым снаряжением и уставшими от «пехотной» романтики курсантами на минимальной высоте проносились Ми-24. Именно тогда будущий лётчик-снайпер влюбился в эту красивую винтокрылую машину.
Успешно окончив легендарную кузницу лётных кадров армейской авиации, новоиспечённый лейтенант получил назначение в 344-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава (авиационного персонала армейской авиации) на должность лётчика-оператора Ми-24, где, кстати, проходит службу и поныне. За это время Воронов прошёл практически всю карьерную лестницу, не пропустив, пожалуй, ни одной ступеньки: лётчика-оператора, старшего лётчика и командира звена, заместителя и командира авиационной эскадрильи и ещё целый ряд должностей, давших ему бесценный практический опыт работы с техникой и людьми.
В настоящее время подполковник Воронов – начальник исследовательского отдела центра. От него лично и его коллег, таких же энтузиастов лётного дела, во многом зависит, насколько эффективно и, самое главное, безопасно строевые пилоты управляют современными боевыми машинами.
Воронов – первый из лётчиков армейской авиации поднял в небо только что поступивший на вооружение Ми-28Н «Ночной охотник» и «научил» его летать в горной местности в сложнейших рельефных и климатических условиях, днём и ночью. И не только летать, но и максимально эффективно использовать большой потенциал вооружения и оборудования. Главным итогом этих опытных полётов стали методические рекомендации и практические пособия лётчикам строевых частей по управлению и боевому применению «Ночных охотников» в различных условиях обстановки. К слову, Александр Александрович в ходе разговора то и дело возвращался к своей боевой машине и не переставал восхищаться её возможностями. О значении проведённой тогда работы по освоению новой авиационной техники свидетельствует Грамота Президента Российской Федерации, которой он награждён.
На сегодняшний день общий налёт подполковника Воронова превышает 3200 часов, а это, между прочим, свыше 130 суток нахождения в воздухе. И далеко не все из этих часов были спокойными и мирными. Орден Мужества в послужном списке подполковника Воронова – убедительное тому подтверждение.
Выполнение боевых задач в Сирийской Арабской Республике – одна из памятных страниц в биографии военного лётчика-снайпера. Но от ответа на вопросы, какие задачи ему довелось выполнять и за что вручена высокая государственная награда, собеседник тактично уходил.
– Помогали сирийским войскам громить террористов, – кратко пояснил Александр Александрович. – Но побывав там, только укрепился во мнении, что наше военное присутствие в Сирии необходимо. Помимо того что мы помогаем сирийцам отстаивать независимость и суверенитет, в Сирии наша армия реально противостоит разрастанию международного терроризма по планете.
А ещё боевой лётчик убедился, что участие в сирийской кампании дало нашим Вооружённым Силам и оборонной промышленности богатейший опыт, позволивший усовершенствовать тактику боевых действий.
В частности, после сирийской командировки им совместно с коллегами были подготовлены очередные рекомендации для конструкторов и производителей «Ночных охотников». Как итог, сегодня уже имеются первые экземпляры усовершенствованных «Ночных охотников», способных эффективнее выполнять задачи и при этом обеспечивать более высокий уровень безопасности экипажей в боевых условиях.
Одной из основных задач центра является подготовка и переучивание лётного состава. И в этом направлении богатейший опыт подполковника Воронова также очень востребован. Сотням лётчиков армейской авиации он передал и продолжает передавать секреты своего мастерства.
Центр боевого применения и переучивания широко известен ещё и тем, что в нём имеется единственная в мире пилотажная группа на боевых вертолётах Ми-28Н, носящая имя «Беркуты». Но попасть в неё суждено далеко не каждому лётчику, даже самому опытному. Помимо идеальных лётных навыков, кандидат в группу должен обладать большой стрессоустойчивостью и психологической готовностью выполнять фигуры пилотажа на минимальных интервалах и дистанциях от соседних машин. Подполковник Воронов – один из лучших лётчиков пилотажной группы, которая по праву считается гордостью и визитной карточкой не только ВКС, но российских Вооружённых Сил в целом.
Кстати, группа «Беркуты» не является штатной. Каждый из пилотов занимает свою должность в различных подразделениях центра. Вместе они собираются, когда необходимо продемонстрировать мощь отечественного вооружения и мастерство военных лётчиков. Всего же на счету Воронова около 80 показов. Если учесть, что каждому показному полёту группы предшествуют десятки напряжённых тренировок, можно понять, насколько сильные эмоциональные и физические нагрузки приходится испытывать лётчикам в ходе каждого вылета.
– Нет ни одного похожего полёта, – поделился собеседник, – каждый вылет уникален по-своему. На выполнение задачи оказывает влияние практически всё – состояние погоды, рельеф местности, наличие птиц, натренированность экипажей и много других, порой неожиданных факторов. Так что в процессе подготовки и выполнения любого полёта никаких послаблений и упрощений быть не может, – убеждён опытный вертолётчик.
Одним из главных экзаменов для «Беркутов» является пролёт над Красной площадью в составе парадного расчёта из десятков летательных аппаратов различных типов. Подполковник Воронов – неизменный участник уже десяти авиационных парадов в честь Дня Победы. Как признался Александр Александрович, рассмотреть Москву сверху, как правило, не удаётся – всё внимание на ведущего и соседние машины. Главное – строго выдерживать параметры строя. А сам парад и его воздушную часть можно потом спокойно посмотреть в записи.
– Знакомы с Александром более 27 лет, ещё с курсантских времён, – рассказал о коллеге по группе «Беркуты» подполковник Дмитрий Миняйло. – Более надёжного товарища не знаю. Ему можно довериться во всём – и в небе, и на земле. Благодаря ему сотни офицеров стали настоящими лётчиками. К молодёжи он относится по-отечески. Его основной жизненный и педагогический принцип: сначала научить, а уже потом спрашивать.
– А спрашивать Воронов может так, что мало не покажется, – с улыбкой добавил Дмитрий Витальевич. – А ещё у него замечательное чувство юмора, которое всегда помогает в трудных ситуациях.
– Мне моя профессия нравится, – в завершение разговора сказал Александр Александрович. – Ни разу не пожалел, что связал свою судьбу с авиацией. Каждый полёт, несмотря на строгие регламенты и инструкции, всегда оставляет место творчеству, а это в нашем деле, наверное, самое главное.
Впрочем, как признался собеседник, он не считает свою жизнь какой-то особенной. Служил как все, старался выполнять задачи не хуже других. А если что-то и получалось, то это благодаря тому, что просто любит своё дело.

Олег ГРОЗНЫЙ, «Красная звезда» 

 

Фото автора