Предновогодняя сверка часов

image_print

Под контролем Минобороны реализуются проекты стратегического уровня.

Заместитель министра обороны Алексей Криворучко совершил рабочую поездку по ряду предприятий оборонно-промышленного комплекса, на которых ознакомился с ходом работ в интересах военного ведомства и провёл совещания, посвящённые актуальным вопросам выполнения гособоронзаказа.

Североморские корабелы
На АО «Производственное объединение «Севмаш» замглавы Минобороны проверил организацию и ход работ по ремонту с глубокой модернизацией корабля проекта 11442М, а также постройку атомных подводных лодок проектов «Борей-А», «Ясень-М».
В процессе запланированных на корабле проекта 11442М «Адмирал Нахимов» работ будет произведена замена и обновление систем жизнеобеспечения, радиотехнических комплексов, корабельной энергетики. Также запланировано перевооружение на новые ракетные и артиллерийские комплексы.
Помимо этого, на заводе ведутся работы по строительству двух основных типов атомных подвод­ных лодок (АПЛ) четвёртого поколения – стратегической проекта 955A («Борей-А») и многоцелевой проекта 885М («Ясень-М»).
Головной ракетоносец серии проекта «Борей-А» «Князь Владимир» уже несёт службу в составе Северного флота.
В соответствии с Военно-морской доктриной России подлодки этого проекта составят основу морских стратегических ядерных сил страны.
В ходе визита замминистра ознакомился с очередным строящимся атомным подводным крейсером этого проекта – «Князь Олег». Летом этого года корабль был выведен из эллинга. Сейчас он проходит испытания у дебаркадера «Десна».
В настоящее время в Белом море головная многоцелевая атомная подлодка «Казань» модернизированного проекта «Ясень-М» проходит госиспытания. Напомним, что недавно экипаж АПЛ при выполнении зачётного упражнения поразил высокоточной крылатой ракетой «Калибр» сухопутную цель, расположенную на расстоянии свыше 1000 км от точки пуска. А на днях успешно выполнено следующее упражнение – стрельба противокорабельной крылатой ракетой по морской цели.
При реализации намеченных производственных планов предприятию в ближайшие годы предстоит выполнить большой объём работ. Как рассказал замминистра обороны, производственные мощности завода в полном объёме загружены заказами Минобороны до 2027 года. Производственному объединению предстоит ежегодно передавать ВМФ по одной АПЛ проектов «Борей-А» и «Ясень-М».
– Запланировано строительство 14 АПЛ, «Бореев» и «Ясеней», – пояснил Алексей Криворучко.
Во время визита на завод заместитель министра обороны посетил цех № 41 и ознакомился с изготовлением травмобезопасной мебели для АПЛ нового поколения, разработанной конструкторами АО «ПО «Севмаш».
Это новое направление в производственной деятельности завода.
На предприятии завершается программа модернизации и обновления производства, запущенная в 2012 году. Её цель – преобразовать «Севмаш» в современную верфь, на которой обеспечено строительство кораблей любых классов. Новые производственные площади по технологическому уровню и техническому оснащению должны в полной мере соответствовать мировым требованиям и быть сопоставимыми с лучшими зарубежными судостроительными площадками.
На АО «ПО «Севмаш» при непосредственном участии представителей военной приёмки Минобороны осваиваются новые технологические процессы. В частности, на предприятии оптимизирована технология проведения испытаний непроницаемых помещений кораблей.
Инновация заключается в надуве воздуха избыточным давлением вместо испытаний наливом водой под напором. Данные изменения внедрили после согласования с военным представительством, проектантом и отраслевыми научно-исследовательскими институтами.
Новая разработка сократила сроки и уменьшила стоимость испытаний непроницаемых объёмов ТАРК примерно на 50 млн рублей.
В настоящее время на АО «ПО «Севмаш» используют модульно-агрегатный метод, внедрённый в период строительства атомоходов третьего поколения. Данная технология строительства преду­сматривает, что готовые, но ещё не прошедшие испытания блок-секции будущей атомной подводной лодки поступают из корпусно-сварочного производства на стапель. Из них формируются блоки, которые проходят этап гидравлических испытаний. После его окончания секции снова разъединяют. По предложению военного ведомства корабелы работают над реализацией проекта, который кардинально изменит технологию изготовления подвод­ных ракетоносцев.
Сейчас на предприятии ведётся подготовка к внедрению блочно-модульной технологии строительства АПЛ. Новый метод предполагает сборку кораблей из крупных блоков, насыщенных оборудованием. Использование блочно-модульной технологии должно снизить трудоёмкость и сроки строительства.
Новая технология позволит сократить не только стапельный период, но и затраты благодаря переносу колоссального объёма работ со стапеля в специализированные цеха.
Внедрение нового метода строительства потребует модернизации производственных мощностей. Эта работа уже выполняется.

Работы по строительству АПЛ «Борей-А» и «Ясень-М» в Минобороны находятся на особом контроле

Бурятская авиакузница
– Улан-Удэнский авиационный завод зарекомендовал себя как надёжный, проверенный поставщик Министерства обороны России. Взятые на себя обязательства в рамках государственного оборонного заказа выполняются с опережением установленных сроков, предприятие выпускает технику, качество которой проверено в реальных боевых условиях, – отметил замминистра при посещении предприятия.
На заводе он проверил ход производства нового вертолёта Ми-8АМТШ-ВН. В данный момент опытный образец машины проходит лётные испытания в лётно-испытательном центре Национального центра вертолётостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова.
Ми-8АМТШ-ВН – вертолёт для обеспечения действий сил специального назначения в 2017 году привлёк большое внимание как со стороны специалистов и военных, так и обычных посетителей Международного авиационно-космического салона. На Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» Минобороны заключило контракт на поставку десяти машин этой модификации.
Вертолёт, изготовленный в этом специальном исполнении, может решать широкий круг задач: от транспортно-десантных до огневого обеспечения. Технический облик модернизированной машины сформирован с учётом опыта боевого применения в вооружённых конфликтах различной интенсивности.
Ми-8АМТШ-ВН оснащён «высотными» двигателями увеличенной мощности. Основа его новой несущей системы – винт с композитными лопастями современного аэродинамического профиля. Машина также оборудована более эффективным Х-образным рулевым винтом. В совокупности эти улучшения повысили манёвренность, скорость полёта и тяговооружённость. Полученные новые характеристики позволяют экипажу эксплуатировать машину в самых сложных географических и климатических условиях.
Новая модификация имеет повышенную боевую живучесть и защищённость, которые обеспечиваются бортовым комплексом обороны, бронёй из титанового сплава, прикрывающей кабину экипажа и жизненно важные агрегаты. Облегчённой арамидной бронёй прикрыт и десант в грузовой кабине. Две сдвижные двери по бортам и дополнительные люки позволяют максимально минимизировать время высадки десанта. Кроме того, на вертолёте установлен усовершенствованный комплекс вооружения.
– В ближайшее время будем получать машину на вооружение, поставки начнутся в следующем году, – сообщил заместитель министра обороны.
В дальнейшем по этой модификации военное ведомство планирует заключение ещё нескольких контрактов.
Кроме того, Алексея Криворучко ознакомили с другими проектами, реализуемыми на предприятии. В частности, успешно реализуется программа по выпуску лёгкого вертолёта Ка-226Т по заказу минобороны Индии. Он представляет интерес и для Мин­обороны России в комплектации с отечественными двига­телями.
Первые опытные образцы Ка-226Т планируется поднять в воздух в первой половине следующего года.

Многоцелевой танкер
Во время посещения АО «Авиастар-СП» замминистра ознакомился с производственными мощностями ульяновского самолётостроительного предприятия. При этом заместитель главы военного ведомства проконтролировал ход производства транспортных самолётов Ил-76МД-90А.
Финальной точкой визита стало подписание контракта на серийное изготовление десяти новых самолётов-заправщиков Ил-78М-90А.
– Завод выходит на ритмичное серийное производство. Предприятие обеспечено заказами Министерства обороны на долгосрочную перспективу, – заявил Алексей Криворучко. – Сегодня подписан очередной государственный контракт, что ещё более упрочит финансово-экономическое состояние предприятия и обеспечит дополнительными рабочими местами Ульяновскую область.
Новый топливозаправщик сконструирован на базе военно-транспортного Ил-76МД-90А и оснащён четырьмя двигателями ПС-90А-76. Танкер оборудован современным пилотажно-навигационным комплексом, а также имеет так называемую стеклянную кабину. Она повышает безопасность полётов и упрощает работу экипажа.
Ил-78М-90А с помощью подкрыльевых заправочных агрегатов может одновременно заправлять два самолёта фронтовой авиации, а с хвостового агрегата он способен заправлять самолёты дальней и специальной авиации. При использовании Ил-78М-90А на земле обеспечивается одновременная заправка четырёх самолётов.
По требованию Минобороны на новой машине сохранена возможность использования в военно-транспортном варианте. Для этого имеется рампа, десантное оборудование. При необходимости возможна установка оборудования для пожаротушения, а также топливозаправочное оборудование: дополнительные ёмкости для топлива внутри грузовой кабины.

Юбилейная дата
Заместитель министра обороны России Алексей Криворучко совместно с президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым, главнокомандующим ВМФ России адмиралом Николаем Евменовым посетил АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького». В ходе визита замминистра ознакомился с выставкой предприятий оборонно-промышленного комплекса Республики Татарстан, заслушал доклады генеральных директоров предприятий о ходе выполнения государственного оборонного заказа и принял участие в праздничном концерте, посвящённом 125-летию АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького».
На заводе за 125 лет построено более 1500 морских, речных кораблей и судов различных классов и назначений. Расположение в центре России, на Волге, позволяет предприятию поставлять корабли и суда в регионы бассейнов Чёрного, Каспийского, Балтийского, Северного морей по внутренним водным путям.
Производственно-техническая база предприятия состоит из комплекса цехов, охватывающих все виды судостроительного производства и позволяющих строить разнотипные корабли, суда малого и среднего класса.
Минобороны считает предприятие одним из самых надёжных по качеству выполнения госконтрактов по военной тематике.
– Мы слаженно работаем. Есть контракты на сегодняшний день, а в ближайшее время будут заключены дополнительные. Это предприятие будет жить и развиваться, и такой коллектив мы обязательно будем поддерживать, – отметил Алексей Криворучко в поздрав­лении.
В свою очередь президент Рес­публики Татарстан Рустам Минниханов поблагодарил представителей Минобороны за высокую оценку труда коллектива предприятия.

Ми-8АМТШ-ВН имеет повышенную боевую живучесть и защищённость, которые обеспечиваются бортовым комплексом обороны, бронёй из титанового сплава

Северная поступь
В ходе рабочей поездки в Санкт-Петербург заместитель министра обороны Алексей Криворучко проверил ход выполнения гособоронзаказа на судостроительном заводе «Северная верфь».
Замглавы военного ведомства посетил заводские стапели, на которых строятся корабли в интересах ВМФ России, а также провёл совещание с руководством АО «Объединённая судостроительная корпорация» и представителями судостроительных предприятий Северо-Западного региона России.
В настоящее время на судостроительном заводе «Северная верфь» по контрактам с Министерством обороны продолжается строительство шести фрегатов проекта 22350, пяти корветов проектов 20380, 20385 и 20386, судна тылового обеспечения проекта 23120.
Алексей Криворучко осмотрел несколько кораблей на достроечной набережной завода и заслушал доклад генерального директора «Северной верфи» Игоря Орлова о результатах государственных испытаний головного корвета проекта 20385 «Гремящий», а также о строительстве судна тылового обеспечения 23120 «Всеволод Бобров».
– Мы ожидаем, что корвет «Гремящий» уже в текущем году будет передан в состав Военно-морского флота России, а сдача судна тылового обеспечения «Всеволод Бобров» состоится в первой половине 2021 года, – заявил замминистра. – Предприятие соблюдает все сроки проведения государственных испытаний по сдаточным заказам. Работы проводятся в соответствии с установленными графиками.

Климовская тяга
В рамках рабочей поездки в Санкт-Петербург Алексей Криворучко проверил ход выполнения ГОЗ на АО «ОДК-Климов», оценил производственную и экспериментальную базы предприятия.
Минобороны законтрактовало на «ОДК-Климов» двигатели семейства РД-33 для МиГ-35, двигатели ТВ7-117СТ, созданные для турбовинтового транспортного самолёта Ил-112В, двигатели ВК-2500, применяемые в составе силовой установки на вертолётах семейства Ми и Ка, а также ТВ7-117В для Ми-38 и других перспективных машин.
В 2020 году предприятие исполнило все обязательства по гособоронзаказу. «Прогнозируемая загрузка производственных мощностей АО «ОДК-Климов» – до 2023 года включительно», – сообщил замминистра военного ведомства.
Предприятие ведёт работы по совершенствованию ВК-2500. В конце сентября Алексей Криворучко подписал «Акт государственных стендовых испытаний турбовального двигателя ВК-2500П». Документ стал финальной точкой в испытаниях двигателя, которые были начаты в октябре 2019 года на стендовой базе завода.
Турбовальный двигатель ВК-2500П со свободной турбиной имеет ряд улучшенных характеристик по сравнению с базовой моделью. Среди отличительных особенностей новинки противопомпажная защита и модернизированная система автоматического управления (новый БАРК-6В-7П), дополнительные крепления вновь установленных трубопроводов топливной, масляной и воздушной систем.
При использовании ВК-2500П на вертолёте обеспечивается восстановление режима работы силовой установки при выключении двигателя в полёте и при помпаже, а также существенное повышение функциональности системы управления двигателем.
По техническим данным и эксплуатационным качествам двигатель соответствует всем современным требованиям, предъявляемым к моторам данного класса.
На предприятии ведутся работы по проектам, имеющим особое значение для Минобороны. В рамках программы импортозамещения создаются новые двигатели ВК-650В (мощностью 400–650 л.с.) и ВК-1600В (мощностью 1400–1800 л.с.).
Двигатель ВК-650В разрабатывается для вертолётов Ка-226Т и Ансат. Двигатель ВК-1600В будет применён на вертолётах Ка-62. Рассматриваются возможности применения для лёгкого ударного вертолёта, беспилотного авиационного комплекса, разработки самолётного варианта. В рамках работы над созданием двигателей идёт подготовка испытательной базы, производства и изготовление демонстраторов.
Перед конструкторами стоит задача по созданию простых и надёжных двигателей с минимальной стоимостью жизненного цикла. Их сертификацию планируется завершить в 2023 году.

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда

Фото автора