Профессионализм достигается трудом

image_print

За два года службы на базовом тральщике «Новочебоксарск» старший лейтенант Гайбат Гайбатов стал одним из лучших командиров электромеханической боевой части в соединении.

Для тральщика в море всегда найдётся работа.

В деле защиты национальных интересов Отечества и обеспечения его безопасности особая роль в современных условиях отводится Военно-морскому флоту. И здесь не следует забывать простую аксиому, что жизнь кораблям, независимо от их возраста и боевых возможностей, дают люди, те, кто на них служит, для кого флотская служба стала главным жизненным приоритетом.

В состав соединения кораблей охраны водного района Балтийской военно-морской базы входят и небольшие по водоизмещению тральщики. Исходя из своего боевого предназначения, они решают большие и ответственные задачи, постоянно поддерживая оперативный режим в зоне ответственности и осуществляя противоминное обеспечение развёртывания корабельных сил флота.
Несомненно, срок службы корабля, его содержание и поддержание боеготовности зависят от многих факторов, в том числе от ответственного отношения каждого члена команды к своим служебным обязанностям. Вместе с тем в любом экипаже есть специалист, который лучше всех знает корабль, его корпус, двигатель и механизмы, основные и вспомогательные системы. Этот человек – командир электромеханической боевой части, или механик.
Сфера ответственности командира БЧ-5 обширна. Порой трудно чётко обозначить её границы. Главной обязанностью механика является обеспечение жизнедеятельности корабля, бесперебойной работы систем и механизмов, подачи электропитания и воды. Особенно на малых кораблях ранних проектов он трудится в тяжёлых условиях среди промасленных агрегатов, в помещениях без естественного освещения и свежего воздуха. Командир электромеханической боевой части – настоящий умелец, работающий не только головой, но и руками, способный запустить дизель и устранить большинство возникших неисправностей. Он отвечает за эксплуатационную безопасность корабля, ведь в вопросах борьбы за живучесть и использования всех систем механик является начальником для всего личного состава. От знаний, умений и отношения к делу командира БЧ-5 зависит не только создание комфортных условий обитания экипажа, но порой и жизнь самого корабля, и военнослужащих как в море, так и на берегу.
Достойным представителем этой увлекательной, интересной, трудной и ответственной профессии в бригаде кораблей охраны водного района БВМБ является командир БЧ-5 базового тральщика «Новочебоксарск» старший лейтенант Гайбат Гайбатов. За два года службы он стал одним из лучших командиров электромеханической боевой части в соединении.
Родился Гайбат Гайбатов в Дагестане, в городе Дагестанские Огни, расположенном у северо-восточного подножия Большого Кавказа. Парень вместе с младшим братом рос в простой семье: отец работал слесарем газового хозяйства, а мама преподавала математику. В школьные годы Гайбат особо не задумывался о выборе профессии. Был обыкновенным мальчишкой, как все его сверстники, занимался борьбой, но предпочтения всегда были на стороне футбола. Несмотря на то что с юных лет он вдыхал солёный бриз Каспия, находившегося в трёх километрах от города, стремления стать моряком не было. До Гайбата в семье вообще не было кадровых военных. А теперь его примеру следует младший брат, который учится в Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского.
Первый шаг в выборе жизненного пути был сделан Гайбатом после девятого класса почти случайно. Приехавшая в отпуск погостить тётя, которая жила в Пушкине, рассказала о кадетском корпусе в своём городе. И вскоре Гайбат поступил в Первый пограничный кадетский военный корпус ФСБ России. В начале учёбы у парня мелькали мысли, что ранний подъём, распорядок дня и жизнь по команде не для него, как и служба в целом. Но эта мальчишеская слабость очень быстро прошла, и Гайбату всё стало безумно нравиться, появились первые проблески мечты.
Именно в кадетском корпусе благодаря преподавателям и офицерам-воспитателям у нашего героя начало формироваться осознанное понимание своей роли в деле защиты Отечества. Огромную роль в выборе Гайбатом Гайбатовым профессии сыграл его воспитатель капитан 3 ранга Александр Колычев, в своё время служивший на Дальнем Востоке командиром БЧ-5 на кораблях погранвойск. Когда попытка поступления в Голицынский пограничный институт у юноши по объективным причинам не увенчалась успехом, наставник настоятельно порекомендовал идти учиться в Военно-морской инженерный институт в Пушкине, бывшее ВВМИУ имени В.И. Ленина, где когда-то постигал азы профессии он сам.
Путь Гайбата к офицерским погонам оказался извилистым, но он упорно ему следовал, не пасовал перед трудностями и не отказывался от своей цели. Сдав вступительные экзамены, был зачислен в ВМИИ, но на гражданскую специальность. Гайбату пообещали перевод на военный факультет в течение учебного года, если же не получится, то потом сразу на второй курс. Однако всё это осталось просто словами. Чтобы стать курсантом, ему пришлось снова наравне со всеми сдавать вступительные экзамены. Правда, учёба на первом курсе у Гайбата Гайбатова уже не вызывала никаких трудностей: идти проторенным путём всегда легче.
По окончании на тот момент уже Военно-морского политехнического института лейтенант Гайбат Гайбатов получил назначение в бригаду кораблей охраны водного района Балтийской ВМБ на должность командира электромеханической боевой части базового тральщика «Новочебоксарск».

Старший лейтенант Гайбат Гайбатов искренне убеждён, что путь к профессионализму и воинскому мастерству лежит только через каждодневный кропотливый труд

Старший лейтенант Гайбат Гайбатов.

С первых дней молодой офицер в полной мере познал все нюансы флотской службы. Не успев прибыть на корабль, он сразу получил команду быстро вникнуть в состояние дел в своей боевой части, так как на следующий день «Новочебоксарск» выходил в море. Всё было бы ничего, если бы не один нюанс. Дело в том, вспоминает старший лейтенант Гайбат Гайбатов, что тогда он впервые поднялся на борт не только тральщика, а вообще надводного корабля. Все практики и стажировку курсант Гайбатов проходил на подводных лодках Северного флота, а о надводных кораблях имел чисто теоретические и зрительные представления. Знакомство со своим заведованием и подчинёнными у командира БЧ-5 проходило на выходе в море. Электромеханическая боевая часть тогда поставленные задачи выполнила, а офицер получил свой первый практический опыт.
Старший лейтенант Гайбат Гайбатов благодарен технику БЧ-5 мичману Владимиру Ичитовкину за помощь не только в том первом выходе в море, но и на протяжении всего периода своего становления.
– У такого специалиста, как Владимир Ичитовкин, было не грех поучиться, – говорит офицер. – Свою службу на корабле он начинал ещё матросом по призыву, получив среднее специальное образование, продолжает учиться в Балтийской государственной академии и скоро получит диплом инженера-механика.
Сегодня Гайбат Гайбатов считает своё назначение на базовый тральщик «Новочебоксарск» удачей, хотя вначале, только получив предписание на этот корабль, был несколько иного мнения.
– С первых дней меня поразила высокая организация службы на корабле и прекрасные взаимоотношения в коллективе, – рассказывает старший лейтенант. – Экипаж работал как хорошо отлаженный часовой механизм, в чём, несомненно, была заслуга командира тральщика капитан-лейтенанта Сафара Муфтахова, который сейчас убыл на учёбу. Именно командир стал для меня учителем и наставником, благодаря ему я узнал многие тонкости корабельной службы, особенно касающиеся взаимодействия с личным составом. Оказалось, что в отличие от специальности к работе с подчинёнными, каждый из которых представлял собой личность с индивидуальными особенностями, я был подготовлен недостаточно. Пришлось поработать над повышением своих знаний.
Быстро пройти путь становления офицеру помогли и такие качества, как чувство долга и трудолюбие. В кратчайшие сроки Гайбат Гайбатов на практике хорошо освоил свою специальность и эксплуатацию заведования, так как корабль постоянно находился в море, был самым ходовым тральщиком в бригаде. Манёвры и тренировки, поиск и траление учебных мин, дежурства, участие в военно-морском параде в Балтийске – далеко не полный перечень учебно-боевой деятельности БТ «Новочебоксарск».
Сегодня на тральщике нет ни одного механизма, агрегата или системы, к которым бы не прикасались руки командира электромеханической боевой части, как нет и инструкций, правил эксплуатации, описаний, чертежей и схем, которые бы он не знал.
А главное – молодой офицер приобрёл умение работать с людьми, понимать матросов, старшин и мичманов, слушать и слышать их, что всегда высоко ценилось в воинском коллективе как у начальников, так и у подчинённых. Командир БЧ-5 принимает активное участие в общественной жизни корабля, организации воспитательного процесса. Он с удовольствием занимается обучением мальчишек из «Школы юнг», приезжающих на подшефный тральщик из Чувашии.
Старший лейтенант Гайбат Гайбатов искренне убеждён, что путь к профессионализму и воинскому мастерству лежит только через каждодневный кропотливый труд. Офицер планирует в перспективе учиться по специальности, чтобы использовать новые знания в своей службе.
– Корабль жив, пока жива его электромеханическая боевая часть, исправны системы и механизмы, – уверенно говорит офицер. – Поэтому надо работать, чтобы БЧ-5 всегда была на высоте.
В этом военнослужащий видит не только основу качественного выполнения стоящих перед боевой частью и всем экипажем задач, но и своё предназначение. Ведь чувство ответственности за порученный участок, соответствие слова и дела, профессионализм, любовь к морю и специальности – это главное, что свойственно старшему лейтенанту Гайбату Гайбатову, добросовестно выполняющему свой долг по защите Отечества.

Калининград

Виктор МАКСИМЕНКО

Фото автора и Юрия ДМИТРИЕВА