Пускай звучат мелодии оркестра

image_print

Завершился VIII Международный военно-музыкальный фестиваль «Амурские волны».

Во время концерта Центрального военного оркестра Минобороны России.

Этот яркий, зрелищный фестиваль военных оркестров с 2012 года стал достойным дальневосточным аналогом Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня» в Москве. На сегодняшний день он известен далеко за пределами региона и стал музыкальной визитной карточкой города, возникшего 161 год назад на слиянии рек Уссури и Амур.

В этом году фестиваль принял четыре иностранных коллектива-участника – Оркестр кельтских волынок и барабанов (Страны Евросоюза), духовой ансамбль «Дольнемчанка» (Чешская Республика), Центральный военный оркестр Национального военно-патриотического центра Вооружённых Сил Республики Казахстан и женский духовой оркестр «Лебедь» Высшего педагогического колледжа учителей дошкольного образования (г. Харбин, Китайская Народная Республика). Среди российских оркестров главный участник музыкального форума, конечно же, Центральный военный оркестр Минобороны России. Ещё шесть коллективов – ансамбль Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова, Образцово-показательный оркестр войск национальной гвардии Российской Федерации (симфонический) (г. Москва), военные оркестры 861-го Центра обеспечения управления Тихоокеанского флота (г. Владивосток), Войск и Сил на Северо-Востоке Российской Федерации (г. Петропавловск-Камчатский), штаба Уральского округа войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Екатеринбург) и штаба Восточного военного округа (г. Хабаровск).
«Амурские волны» – это дефиле-представление на площади Славы перед Спасо-Преображенским собором и в спортивно-зрелищном комплексе «Платинум Арена», концерты отдельных коллективов в городе, марш-парад оркестров по центральной улице города и большой концерт на Комсомольской площади 2 июня.
Для многих хабаровчан фестиваль начинается с сольного выступления Центрального военного оркестра Минобороны России под управлением его начальника, заслуженного артиста России полковника Сергея Дурыгина.

В программе каждого концерта Центрального военного оркестра всегда в заключение звучит марш на все времена – «Прощание славянки»

На этот раз военные музыканты вместе с солистами оркестра – Натальей Манулик, Светланой Ильиной, друзьями оркестра, артистами Фёдором Рытиковым и Альбертом Жалиловым и по традиции артистами Хабаровска выступили в городском Дворце культуры на улице Ленина.
По словам начальника оркестра, программа концерта на этот раз выстраивалась с учётом грядущего 75-летия Великой Победы. Это был не обычный музыкально-песенный формат выступления, а некий концерт-лекция, когда к каждому исполняемому произведению была историческая подводка о его создании. В роли лектора-ведущего выступил артист оркестра, преподаватель Военного института военных дирижёров Военного университета Минобороны РФ Михаил Черток. Его основная сфера деятельности – научно-исследовательская и преподавательская. Он автор монографий и пособий по истории русской и зарубежной военной музыки.
Конечно, звучали военные марши. Известные всем и любимые. Не всегда мы знаем их название, но зазвучит музыка, и ты сразу же её узнаёшь, настолько органично она вошла во время её написания и остаётся с нами навсегда. Это марши Семёна Чернецкого – «Вхождение Красной Армии в Будапешт», «Встречный марш танкистов», «Марш гвардейцев-миномётчиков». На знаменитом Параде Победы 24 июня 1945 года Чернецкий руководил сводным оркестром, и его марши звучали тогда на Красной площади. Ведущий рассказал и о марше композитора Николая Иванова-Радкевича «Капитан Николай Гастелло», написанного в память о лётчике-герое Великой Отечественной войны.
Программа была построена так, что песни, музыка выстраивались как в спектакле – сцена за сценой. И сама музыка звучала так говоряще, что не надо порой было и слов. Вот звучит фрагмент Седьмой (Ленинградской) симфонии Дмитрия Шостаковича, которую он начал писать в сентябре 1941 года, когда вокруг города на Неве замкнулось кольцо блокады. История создания этой музыки – это и история нашей страны. И музыканты оркестра донесли то свинцовое-пороховое время прямо до сердца каждого зрителя, пришедшего на концерт. А вот слышится нежная и тревожная музыка вальса Кирилла Молчанова из кинофильма «А зори здесь тихие»… А перед этим звучала песня «В парке Чаир распускаются розы», написанная Аркадием Погодиным и Константином Листовым незадолго до начала войны.
Так бережно и аккуратно, тонкими музыкальными, песенными стежками создавалось на концерте Центрального военного оркестра историческое полотно жизни нашей страны 1930–1940–1950-х годов произведениями, созданными в том числе и позже, но передающими атмосферу тех лет.
Наталья Манулик пела «Ландыши», «Наши мамы», Фёдор Рытиков – «Соловьи», «Берёзовые сны», Светлана Ильина – «Шлю письмо», «Две весны», Альберт Жалилов – «За того парня», «Желаю вам»… И трогательно звучала из уст маленького артиста из Хабаровска «Песня про трубача», и победно – марш Александры Пахмутовой «Маршал Жуков» из кинофильма «Битва за Москву», снятого в 1985 году режиссёром-фронтовиком Юрием Озеровым.
…Но какой бы ни была программа каждого концерта оркестра, всегда в заключение звучит марш на все времена – «Прощание славянки». Как сказал начальник оркестра Сергей Дурыгин, не исполнить его невозможно. Зрители просто не отпустят музыкантов со сцены.
Подробнее о том, как проходил фестиваль «Амурские волны» читайте в следующих номерах газеты.

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда»