«Пусть далёка она и туманна…»

image_print

В Театре Армии состоялась премьера спектакля, посвящённая 75-летию Великой Победы.

Фото Елены МОРОЗОВОЙ.

Он поставлен по повести писателя-фронтовика Василя Быкова «Третья ракета». Писателя, который не пафосно и до душевной боли реалистично, показывал в своих произведениях маленькие на первый взгляд подвиги людей времён Великой Отечественной войны. Подвиги, о которых порой никто не знал или просто не задумывался об их значении, как, например, в повести «Обелиск». Но в огромной степени именно из них и была соткана та Великая Победа нашего народа, которая продолжает сохранять во все смутные времена наш народ как единое целое.

И режиссёру спектакля «Третья ракета», ведущему актёру Театра Армии народному артисту России Николаю Лазареву удалось средствами скупой сценографии и богатой палитрой игры актёров на время воссоздать атмосферу тех свинцовых, пороховых лет, которые до сих пор занозят людские сердца.
«Этот спектакль – наш «Бессмертный полк», наша кровь, наша душа, наш протест против тех, кто рушит памятники советским воинам в Европе, – говорил о постановке Николай Лазарев. – Такие авторы составляют совесть драматургии, и мы будем ставить их произведения снова и снова».
Чтобы помнить, чтобы не сметь забывать…
…На сцене главного военного театра страны воспроизведён один летний день предпобедного 1944 года. Румыния. Разгар Ясско-Кишинёвской наступательной операции. В силу разных обстоятельств одиночный орудийный расчёт из шести человек оказывается на переднем рубеже контрнаступления фашистов, попадает в окружение и ведёт неравный бой, оставаясь верным присяге. Но так плакатно и однозначно на войне не бывает…
И снова слово режиссёру: «Мне очень хотелось воссоздать на сцене нашего театра именно ту войну, о которой пишет Василь Быков, – войну не плакатную, без идеологического пафоса, без какого-либо ура-патриотизма. Вызвать сопереживание зрителя не через лозунги и красивые фразы, а через самые простые, личные, семейные проблемы, через понятные каждому живому человеку его болевые точки. Любовь, ревность, страх смерти, чувство дома, сожаление об ушедшем детстве, потеря близких, ненависть к врагу всегда будут волновать человеческое сердце, бередить память. Только этот путь может в итоге сформировать понятия нравственности, совести, греха, исповедальности, веры, Родины. Глубина личного переживания и сопереживания – может, из этого и складывается наша национальная идея? Пожалуй, сегодня этот путь вполне внятная альтернатива лжи, переписыванию истории нашей страны, бездуховному, даже бесовскому. Дай нам Бог сил устоять на этом пути и продолжать быть…»
Как же мирно начинался тот день Подвига. Ни взрыва, ни выстрела, все спят. Все – это сорокапятчики. «Ещё нас называют ПТО (противотанковое орудие), чаще «пушкари», а то и «прощай, родина». Последнее обижает и злит нас, и мы указываем тогда на нашего командира старшего сержанта Желтых, который воюет в батарее с сорок первого, и ничего – жив, здоров. Но, видно, есть в этом прозвище доля правды, в которой мы не хотим признаться». Так они сами о себе говорят в повести Быкова.

«Спектакль «Третья ракета» – наш «Бессмертный полк», наша кровь, наша душа, наш протест против тех, кто рушит памятники советским воинам в Европе»

Это командир орудийного расчёта старший сержант Маркел Желтых (Денис Кутузов), подающий Василий Лозняк (Максим Чиков), снарядный Лукьянов (Александр Рожковский), заряжающий Лёшка Задорожный (Сергей Иванюк), наводчик якут Попов (Ярослав Бережнов), пулемётчик Пашка Кривенок (Константин Днепровский). И приходил к ним проверить готовность к бою командир батальона капитан Процкий (Алексей Захаров). Именно его разговор с бойцами показал всю важность и сложность предстоящей задачи.
Тот смертный бой вместе с расчётом приняла и санинструктор Люся (Елизавета Мазалова).
Пересказывать сюжет спектакля бессмысленно. И невозможно. Потому что нет на вой-
не слов для того, чтобы описать подвиг и бесстрашие пятерых бойцов вместе с хрупкой, но сильной духом девушкой, предательство товарища – балагура и весельчака Лёшки Задорожного. Любовь, нежную, как одинокая былинка на краю бруствера, которую видит в начале мирного дня подающий Василий Лозняк. В санинструктора Люсю, о героизме которой рассказывает командир орудийного расчёта Маркел Желтых, к тому же спасённый ею от расстрела, влюблены и пулемётчик Пашка Кривенок, вынесший с поля боя раненную в ногу девушку, и Василий Лозняк – от лица которого ведётся рассказ в повести. Но нет здесь пресловутого треугольника. Есть взаимное уважение к человеческим чувствам в нечеловеческих условиях.
Как вместе со всеми героями спектакля, жизни которых буквально проживают актёры, зрители буквально переносятся в тот день 1944 года – тайна. Это всё на уровне талантливой игры исполнителей и особой, генетической памяти потомков победителей. И ты буквально любуешься ладным и в работе, и бою наводчиком якутом Поповым. И тебе интересно всё, что узнаёшь о нём в коротких диалогах. И ты понимаешь, что умный парень снарядный Лукьянов, со сложной фронтовой судьбой, мог бы стать, как и его отец, Героем Советского Союза, не погибни он вместе с товарищами…
В живых чудом остался из расчёта один – подающий Василий Лозняк. И сумел показать, что в его лице оставшаяся без боеприпасов и оружия батарея не разгромлена. И именно он развязывает узел, туго затянутый с самого начала действия.
Узел, который надо разрубить, ведь становится понятно, что товарищ, деливший с тобой хлеб, – трус, своим бездействием обрёкший батарею на гибель. И он несёт заслуженное наказание. Актёр Максим Чиков в лице своего героя Василия Лозняка сумел преодолеть себя и сделать в лживого, циничного предателя кульминационный выстрел из оставшейся ракетницы. Последний из оставшихся трёх. Выстрел символический. Третья ракета была осветительная. И она словно бы озарила своим сиянием весь мир вокруг. И не только искорёженную землю и разбитые судьбы. Но и мир, в котором есть тихие рассветы, особое товарищество – и любовь. Любовь в самой её сути – к ближнему. Когда не жалеют самой жизни за други своя, за своё Отечество.
Когда-то бард Юрий Визбор написал песню с такими словами: «Помни войну! Пусть далёка она и туманна. / Годы идут, командиры уходят в запас. / Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: / Помнить всё то, что когда-то касалось всех нас».
И новый спектакль Театра Армии на Суворовской площади столицы только об одном героическом и тяжёлом дне из 1418 дней Великой Отечественной войны ещё раз показал необходимость этой святой Памяти.

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда»