Рождённый для неба

image_print

Удивительное совпадение: заслуженный военный лётчик СССР отмечает свой 100-летний юбилей в день создания дальней авиации ВКС России.

Генерал-полковник авиации Василий Решетников.

В вековую историю дальней авиации вписано немало славных имён. Особое место среди них занимает Василий Васильевич Решетников – Герой Совет­ского Союза, заслуженный военный лётчик СССР, генерал-полковник авиации, почётный председатель Совета ветеранов дальней авиации. 23 декабря 2019 года, в день 105-летия дальней авиации, Василию Васильевичу исполняется 100 лет. Несмотря на почтенный возраст, он бодр, энергичен, по мере сил и возможностей продолжает участвовать в жизни дальней авиации, передаёт свой богатый боевой, профессиональный и жизненный опыт молодёжи.

В дальней авиации сегодня нет более авторитетного и уважаемого человека, чем Василий Васильевич Решетников. Он является кумиром молодых лётчиков, непререкаемым авторитетом для зрелых и опытных пилотов, для командиров всех степеней.

Его искренне любят, уважают, им гордятся и стремятся быть на него похожим. Вся его жизнь – это настоящий человеческий подвиг, пример достойного, беззаветного служения своему народу и Отечеству.
Родился В.В. Решетников в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в семье потомственных художников. Его прадед – мастер живописи, дед – иконописец, отец – художник, дядя – академик Фёдор Решетников – автор знаменитых полотен «Прибыл на каникулы», «Опять двойка». В этом ряду судьба Василия Васильевича стоит особняком.
Он не планировал связать свою жизнь с армией, с авиацией. «У меня были совсем другие устремления, – вспоминает Василий Васильевич. – Учился на рабфаке, был комсомольцем. Но в 1936 году нас пригласили на медицинскую комиссию, поскольку шёл набор в авиацию. Был даже такой призыв: «Комсомольцы – на самолёт». Мои товарищи «сыпались» один за другим, а я прошёл комиссию без поражений: здоров, годен! И вот тогда я загорелся авиацией, был зачислен курсантом Ворошиловградской школы военных лётчиков».
Так, неожиданно для родных начался его полувековой путь в авиации, которая стала самой крепкой и вечной любовью Василия Васильевича. Выросший и воспитанный в творческой, интеллигентной семье, Василий с юношеских лет впитал семейные традиции. Он был трудолюбив, настойчив, не по годам ответственен, творчески подходил к учёбе. С огромным уважением, почти с религиозным чувством преклонения и веры относился к своим лётным учителям – инструкторам. Всё это помогло ему основательно освоить профессию пилота, а в последующем стать первоклассным боевым лётчиком.
В годы Великой Отечественной войны лётчик Решетников совершил 307 боевых вылетов, нанося бомбовые удары по аэродромам, портам, органам управления, скоплениям войск и техники противника, его административно-политическим и промышленным центрам, в том числе по Берлину. Война стала для Василия Васильевича, как и для всего советского народа, серьёзным испытанием. «Я рад, – говорит он, – что не отсиделся дома, а был там, где должен был быть, к чему себя готовил. И никак по-другому».
27 июня 1943 года за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитан В.В. Решетников был удостоен звания Героя Советского Союза. В то время ему было всего 23 года.

В годы Великой Отечественной войны лётчик Решетников совершил 307 боевых вылетов

В.В. Решетников, В.Ф. Рощенко, П.П. Радчук, П.П. Хрусталев. 1943 г.

А в 26, это уже после войны, он становится командиром родного 19-го гвардейского Краснознамённого, Рославльско-Катовицкого дальнебомбардировочного авиационного полка. За восемь лет командования полком В.В. Решетников приобрёл не только богатейший опыт организации лётной работы в мирное время, руководства многочисленным воинским коллективом, но и научился решать многие житейские вопросы.
«Для меня, – вспоминает Решетников, – послевоенное время было гораздо тяжелее, мучительнее. На войне всё понятно. Взлетел, выполнил боевое задание, вернулся, пошёл в столовую, дали сто грамм, пошёл спать и никаких забот. А после войны мне 26 лет, я командую дальнебомбардировочным полком. Гарнизон после войны разбит, и целый полк на руках. Не только лётчики, штурманы, стрелки и радисты – семьи с детьми. Их в сад, в школу нужно отправлять. Они есть хотят, а в военторге пустые полки. Я командир полка и за всё отвечаю, за административную часть тоже. Это было очень тяжело».
Затем была учёба в Академии Генерального штаба Вооружённых Сил имени К.Е. Ворошилова, командование авиадивизией, корпусом и дальней авиацией. На завершающем этапе воинской службы генерал-полковник авиации Решетников был в течение шести лет заместителем главнокомандующего ВВС. И все эти годы он продолжал летать, осваивал современную авиационную технику, приёмы и способы её боевого применения, учил лётному делу молодёжь. Весной 1959 года вместе с генералом В.Т. Тарановым поставил мировой рекорд дальности полёта по замкнутой кривой – 17 150 километров, проведя за штурвалом стратегического бомбардировщика Ту-95 21 час 15 минут. Прежний рекорд американских лётчиков был превзойдён на 2700 километров.
Особенно значителен вклад В.В. Решетникова в оснащение дальней авиации современными типами дальних и стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М и Ту-160. Он лично участвовал в процессах конструкторской разработки, создания и испытания этих машин, благодаря чему дальняя авиация получила замечательные самолёты, которые и сегодня составляют основу её авиационного парка.
В годы, когда Василий Васильевич руководил дальней авиацией, она обрела невиданную мощь. Её экипажи были подготовлены к выполнению самых сложных видов полётов в различных широтах, над акваториями морей и океанов, осуществляли все виды разведки, в том числе авианосных многоцелевых групп. Именно в этот период на вооружение были приняты мощные крылатые ракеты, способные применяться как в обычном, так и в ядерном варианте. То, что сделал В.В. Решетников для дальней авиации, будучи её командующим, трудно переоценить. Но он также продолжал дело повышения её боевой мощи и боеспособности на посту заместителя главнокомандующего ВВС, на котором он трудился вплоть до увольнения с военной службы.
Но и после завершения военной службы его не оставляли думы и чаяния о крепости и благополучии дальней авиации, её личного состава. Он продолжал бывать в гарнизонах дальней авиации, помогал командирам словом и делом, глубоко вникал в имеющиеся проблемы и способствовал их решению.
Более 30 лет Василий Васильевич трудится в Совете ветеранов дальней авиации, 10 лет он возглавлял совет, а ныне является его почётным председателем. При нём значительно активизировалась военно-историческая и патриотическая работа с молодёжью.
Он лично проводит глубокие исследования боевого пути дальней авиации, выступает на эти темы перед личным составом частей, учащимися подшефных школ. Его творческие способности нашли воплощение в писательском труде. Им написаны и уже неоднократно изданы замечательные книги «Что было, то было!», «Обречённые на подвиг. Избранники времени», «Фёдор Решетников. Художник и полярник». Сегодня Василий Васильевич продолжает работать над историей оте­чественной авиации. Собранный им материал, его воспоминания и размышления могут вылиться ещё не в одну книгу.
Василий Васильевич обладает феноменальной памятью. Он может в деталях рассказать о событиях давно минувших дней, при этом назовёт десятки и сотни имён людей, участвовавших в этих событиях. А сколько он знает и помнит стихов и песен, в том числе собственного сочинения. А как задушевно поёт под собственный аккомпанемент на гитаре.
Удивительный человек. Героический боевой лётчик, крупный военачальник – при этом высококультурный, удивительно скромный и уважительный. Он никогда не кичится своими высокими званиями и чинами. Всегда открыт, прост, доступен. Он не говорит о своих заслугах…
Завершить свой материал я хочу сердечным и искренним поздравлением Василия Васильевича с его юбилеем. От всей души пожелать нашему любимому командиру доброго здоровья и ещё многих лет жизни.

Михаил ОПАРИН
___________
Опарин Михаил Михайлович – председатель Совета ветеранов дальней авиации, заслуженный во­енный лётчик РФ, генерал-лейтенант.