Со стопроцентной гарантией

В арсенале модернизированных систем нового базового тральщика «Георгий Курбатов» – безэкипажный катер и подводные роботы.

Базовый тральщик «Георгий Курбатов».
Базовый тральщик «Георгий Курбатов». Фото автора

В Балтийске в состав ВМФ России принят новейший корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит», построенный на Средне-Невском судостроительном заводе. Привычную классификацию тральщика в отношении кораблей этого проекта логичнее было бы заменить на корабль противоминной обороны. Использование тралов для него отнюдь не самый главный способ борьбы с «рогатой смертью».

Уникальное оборудование и продвинутая гидроакустика базового тральщика «Георгий Курбатов» позволяют находить и идентифицировать на дне любые объекты вплоть до мельчайших предметов. Оснащённые видеокамерами подводные роботы, интегрированные в систему поиска и уничтожения мин, дадут полную информацию о находке и при необходимости помогут её обезвредить. А тралы – они есть, и корабль может в случае необходимости их также успешно использовать.
Идентификация объектов происходит по следующей схеме: сначала запускается буксируемая станция интегрированной системы поиска и уничтожения мин «Александрит», с помощью которой обнаруживаются помехи – ведётся поиск миноподобных объектов. После определения их местоположения корабль останавливается и с помощью самоходного подводного аппарата уточняет принадлежность объекта.
Корабли проекта 12700 способны обследовать буквально всё – любой участок моря от края и до края – и дать стопроцентную гарантию, что в назначенном районе ничего миноподобного нет. Уникальные возможности «Георгия Курбатова» уже позволили экипажу обнаружить на дне Балтики немало интересных объектов: корпус фрегата XIX века, советский торпедный катер времён Великой Отечественной войны.

Уникальные возможности «Георгия Курбатова» уже позволили экипажу обнаружить на дне Балтики немало интересных объектов: корпус фрегата XIX века, советский торпедный катер времён Великой Отечественной войны


– Это пятый корабль проекта 12700 для нашего предприятия. В его конструкцию были внесены определённые изменения, многие системы модернизированы. Появились новые, как например, безэкипажный катер, – отмечает генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода Владимир Середохо. – Но самое главное, корабль практически полностью построен из отечественных материалов и комплектующих, даже программное обеспечение на борту российское.
Командир корабля капитан 3 ранга Александр Пилипчук краток, но его слова об уникальности корабля дорогого стоят. Александр Петрович более восьми лет отдал службе на кораблях проекта 12700 на разных должностях – от командира боевой части до командира корабля. В конструкции «Георгия Курбатова» учтены в том числе и его замечания и пожелания кораблестроителям, полученные в ходе службы на предыдущих кораблях данной серии.
Лейтенант Николай Кольцов, командир ракетно-артиллерийской и минно-торпедной боевой части «Георгия Курбатова», окончив Морской корпус Петра Великого – Санкт-Петербургский Военно-морской институт, получил распределение на Черноморский флот, но по прибытии в Севастополь был направлен служить обратно в Санкт-Петербург на строящийся на Средне-Невском судостроительном заводе «Георгий Курбатов».
– Процесс постройки кораб­ля силами представителей завода проходил на наших глазах и при нашем участии. Объединёнными усилиями получился небольшой, но очень хороший корабль. При его строительстве учитывался опыт службы предыдущих. На Балтике он третий. Наш командир и помощник командира – с «Ивана Антонова», так что учитывались все прошлые замечания.
Назван базовый тральщик проекта 12700 в честь Героя Советского Союза старшины 1-й статьи Георгия Дмитриевича Курбатова, отличившегося 12 октября 1944 года в ходе Петсамо-Киркенесской операции при прорыве десанта в порт Лиинахамари.
Командир отделения мотористов торпедного катера ТК-13 Георгий Курбатов первым выскочил на пирс, чтобы закрепить швартовые концы, и, не обнаружив кнехта, закрепил конец на своей ноге, удерживая катер до тех пор, пока последний десантник не сошёл на берег. В ходе последовавшего боя Георгий Курбатов, умело маневрируя двигателями, вывел лишившийся управления катер из-под вражеского огня.

Калининград – Балтийск