Стальная нить жизни

image_print

Дорогу мужества под Курском проложили за 32 дня.

Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей. И всё это время – кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, каждый день образцы мужества, стойкости, бесстрашия. События распадались на тысячи эпизодов, каждый из которых имел тактическое или оперативное значение для исхода войны. Колокола Победы напоминают ныне не только о тех, кто сражался на поле брани, но и о тех, кто работал в тылу, своим трудом внося лепту в разгром врага. Ярким примером трудового подвига стало строительство железнодорожной ветки Старый Оскол – Ржава, которая вошла в летопись Великой Отечественной как Дорога мужества.

В результате зимнего 1942-1943 годов наступления советских войск и вынужденного отхода во время Харьковской оборонительной операции 1943 года образовался так называемый Курский выступ. Он вклинивался в оборону противника южнее Орла и севернее Белгорода на глубину свыше 150 километров и имел протяжённость 550 километров.
На изгибе дуги располагались войска советских Центрального и Воронежского фронтов и немецких групп армий «Центр» и «Юг». Гитлеровское командование разработало стратегическую операцию «Цитадель», согласно которой планировалось внезапными сходящимися ударами со стороны Белгорода и Орла в общем направлении на Курск окружить и уничтожить советские войска, выровнять фронт и развить новое наступление на Москву.
Подготовка к решающему сражению велась основательно. Фашисты подтягивали к линии фронта танки, пушки и боеприпасы по трём железным дорогам. В распоряжении же советских войск была лишь одноколейка Касторная-Курск. На ней базировались тылы пяти армий Центрального и трёх армий Воронежского фронтов. Особенно сложное положение с коммуникациями сложилось у Воронежского фронта. В связи с этим предпринимались попытки разгрузить этот участок с помощью автотранспорта. Однако такой вид доставки необходимого фронту не был эффективным. По размытым грунтовым дорогам грузовики добирались до передовой два-три дня, попадали в засады.

Дорогу проложили в рекордные сроки – за 32 дня вместо запланированных двух месяцев

Командование Воронежского фронта со всей остротой осознавало, что накануне Курской битвы жизненно необходима новая железнодорожная линия, поэтому обратилось в Государственный Комитет Обороны СССР с просьбой о срочном сооружении дороги. 8 июня 1943 года вышло постановление «О строительстве линии Старый Оскол – Ржава» протяжённостью 95 километров по облегчённым техническим условиям. Был определён срок работ: с 15 июня по 15 августа. Столь короткое время объяснялось тем, что по донесениям советской разведки вермахт планировал начать наступление именно в середине августа.
Стройка была секретной и в официальных документах значилась как объект № 217.
Закипела напряжённая работа. Согласно Постановлению бюро Курского обкома ВКП (б) от 14 июня 1943 года №44 «Фронтовой стройке – ударные темпы», было мобилизовано 20 тысяч человек из местного населения, 1280 подвод, инструмент из ряда районов Курской области. Уже 15 июня трудовые колонны вышли на героическое строительство – женщины, подростки, старики, а ещё три железнодорожные бригады Красной Армии, спецформирования Наркомата путей сообщения, два автобатальона Воронежского фронта и 2 тысячи красноармейцев из резервных частей – всего 25 тысяч человек. Руководил проектом генерал-майор Павел Кабанов.
Режим строительства установили военный: после часа работы пять минут отдых. И так от зари до зари. Женщинам достались самые сложные работы – земляные. Насыпи возводили вручную, лопатами. Тележек не хватало, землю порой носили даже в фартуках.
Люди понимали, что дорога фронту нужна как воздух, поэтому каждый старался перевыполнить дневное задание в 2 – 3 раза. Помехой не были ни нестерпимый зной, ни дождь, ни кровавые мозоли на ладонях. Условия жизни были жёсткими, фронтовыми. Большие трудности возникали с доставкой рельсов, оборудования и труб для водоснабжения, проводов и арматуры для связи – всё это приходилось подвозить за сотни, а то и тысячи километров. К тому же немецкая авиация совершала на объекты новостройки частые налёты.
Но чем яростнее были вражеские атаки, тем быстрее шло строительство. Ненависть к врагам утраивала человеческие силы. Люди, пережившие оккупацию, делали всё возможное и невозможное, чтобы изгнать гитлеровцев со своей земли. Курская область вошла в число наиболее пострадавших в годы Великой Отечественной войны регионов. Во всех районах, попавших под пяту захватчиков, происходили грабежи и истребление местного населения. Всего за годы оккупации на территории области гитлеровцы убили свыше 18 тысяч мирных граждан и почти 10 тысяч военнопленных.
На строительстве стальной колеи ударно трудились все. Стремились успеть к Курской битве. Это была борьба за жизнь, за спасение Отечества. Многие переходили на двухсменную работу – по 20 часов в сутки. Пять-шесть кубометров извлечённой земли на человека вместо трёх с половиной становились нормой для передовиков. В среднем ежесуточно вводили в строй по 3 километра пути.
Дорогу проложили в рекордные сроки – за 32 дня вместо запланированных двух месяцев. История ещё не знала подобных темпов строительства железнодорожных путей. Всего было выполнено около 800 тысяч кубометров земляных работ, построено 56 сооружений общей протяжённостью 750 погонных метров, 2 пункта водоснабжения, 8 остановочных пунктов.
16 июля 1943 года по новому пути прошёл первый паровоз, украшенный разноцветными лентами, с лозунгом «Всё для Победы!». С того дня к линии фронта по этому маршруту без перерывов следовали эшелоны  личным составом, техникой, оружием, бое­припасами, горючим, продовольствием, фуражом, а обратно отправлялись раненые. Боевые перевозки только за июль-август 1943 года составили более 120 тысяч вагонов.

Спустя годы на каждом из восьми остановочных пунктов благодарные потомки установили таблички, имена строителей внесли в Книги памяти

Проложенные железнодорожные пути оказались почти на 150 км короче, чем действующая до этого автомобильная дорога, что позволило существенно сократить сроки подвоза. Воронежский фронт получил самостоятельную инженерную коммуникацию, выход на железнодорожный участок Ржава – Обоянь и дорогу Белгород – Курск.
За самоотверженный труд участников строительства Дороги мужества наградили грамотами и денежными премиями, а около четырёхсот человек получили ордена и медали.
Дорога мужества продолжила нести службу и после войны. Хлипкие рельсы узкоколейки заменили лишь в 1970-х. Действует легендарная Осколяночка, как её любовно называют в народе, и сегодня: по извилистым путям тяжело громыхают составы с железной рудой, бегут пассажирские поезда.
Спустя годы на каждом из восьми остановочных пунктов благодарные потомки установили таблички, имена строителей внесли в Книги памяти. Увековечили подвиг женщин и в бронзе. В 2008 году, к 65-летию Курской битвы, в Старом Осколе появился мемориал, представляющий собой три женские фигуры, занятые укладкой рельсов. Две девушки держат лопаты, третья наклонилась, утрамбовывая грунт. Одна разогнула уставшую спину, чтобы смахнуть пот со лба. Обуты работницы в грубые ботинки и сапоги, их головы покрыты платками. Рядом взметнулись в небо соединённые рельсы. Возле женских фигур на тёмной плите начертаны слова белгородского поэта Виктора Белова: «Вы здесь дорогу строили на Ржаву, в подолах пол-Земли перенесли, к сраженью подготовили державу и с воинами Родину спасли!».
А 23 августа 2015 года, в 72-ю годовщину завершения Курской битвы, в селе Ильинка Пристенского района Курской области по инициативе потомков установлен памятник-благодарность матерям – участникам строительства участка дороги Старый Оскол – Ржава.
Новая железнодорожная линия сыграла существенную роль в достижении успеха на Курской дуге. 5 августа 1943 года Белгород и Орёл были освобождены. В тот же день в Москве прогремел первый в истории Великой Отечественной войны победный салют. Он посвящался и строителям, которые ценой неимоверных усилий выполнили задачу государственного значения. Без их титанического труда, без их веры и их надежды не было бы побед.

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда»