Стальные мышцы и крепкие нервы

image_print

На Балтийском флоте возрождают гребно-парусное многоборье на ялах.

На чемпионате ВМФ в Севастополе (2019 год).

Созданная несколько лет назад команда Балтийского флота ставит перед собой амбициозные цели – побеждать на самых крупных соревнованиях. Её капитан – помощник командира Балтийской военно-морской базы (БВМБ) по физподготовке майор Михаил Гогин. В 2006 году он окончил Военный институт физической культуры в Санкт-Петербурге, до 2007-го проходил службу начальником физподготовки бригады морской пехоты, после чего был переведён на свою нынешнюю должность. До службы офицер не занимался греблей, становился призёром чемпионата России по рукопашному бою. Поступал в военный институт, увлекаясь боксом, и когда учился, гребно-парусное многоборье не изучал – в вузе этот вид не преподавался, так что на флоте осваивал его с азов.
Костяк команды Балтийского флота составили моряки БВМБ.
– Мы подбирали военнослужащих, опираясь на имеющийся опыт в области гребно-парусного спорта, – отмечает Михаил. – В первую очередь отбор производился по антропометрическим показателям – весу, росту, чтобы максимально приблизиться к нужным стандартам. Средний рост спортсменов должен быть в интервале от 186 до 194 см, а вес – 90 кг. Таких военнослужащих нашли, но нужно было научить их правильно грести и работать с парусным вооружением яла.
Отметим, что гребно-парусное многоборье на ялах включает гребную гонку на 2 километра, парусную гонку с рулями на 50 кабельтовых, парусную гонку без рулей на 30 кабельтовых, комплексную гонку на 50 кабельтовых с пятью этапами, крейсерскую гонку на 15 миль.
Во флотской команде единственный участник, занимавшийся греблей с детства, – это рулевой старшина 1-й статьи контрактной службы Степан Бука. Компанию ему составляют капитан 3 ранга Евгений Петренко из центра МТО, майор Виктор Чинчик из мотострелкового полка, капитан Алексей Крупнов из авиационной дивизии и представители Балтийской ВМБ старший мичман Сергей Федин, старшина 1-й статьи Александр Коньков и старшина 2-й статьи Александр Арапов.
Если вспомнить историю, то в советское время на Балтийском флоте гребно-парусный спорт был достаточно развит. Он зачах в 1990-е годы, а после расформирования спортклубов и рот, в которых проходили службу опытные гребцы, включая мастеров спорта международного класса, всё окончательно сошло на нет.
Гребно-парусный спорт решили возродить несколько лет назад. Перед начфизом Балтийской ВМБ была поставлена задача не только выставлять команды гребцов на военно-морском параде в честь Дня ВМФ, но и готовить их для участия в чемпионатах Военно-морского флота и Вооружённых Сил. Поэтому пришлось возобновлять работу в этом направлении.
– Мы начали с нуля, – продолжает Михаил. – Узнавали, какой максимальной длины и какого веса может быть весло, какой должна быть ширина лопасти, что нужно использовать, чтобы облегчить греблю.
Начинали тренироваться на «горбылях» – так называют не подготовленные для соревнований вёсла. Первый состав команды был разнокалиберный. На баночке с одной стороны сидел двухметровый гребец, с другой – низкорослый. Начали думать, отчего зависит скорость яла на воде, какая должна быть длина гребка, смотрели статистические данные о чемпионах Советского Союза, их антропометрических параметрах, изучали физические нагрузки атлетов перед соревнованиями: сколько раз гребцы подтягивались, сколько раз жали штангу, как бежали. Параллельно начфиз продолжал поиск новых спортсменов. Кто-то уходил, не выдерживая нагрузок.

Парусный спорт как нельзя лучше воспитывает такие необходимые моряку качества, как упорство, настойчивость, сила воли

На черноморских волнах.

Впервые балтийцы отправились на соревнования ВМФ в Санкт-Петербург в 2017 году и стали там четвёртыми. Когда разобрались в положении стартов, поняли, что гребля мало что решала, главное – это парусные гонки. Если занять в них 1-е место, то будет больше шансов оказаться на пьедестале. А под парусом у балтийцев высоких результатов тогда не было. Они появились через два года, когда сформировалась сегодняшняя сборная БФ. Команда осваивала гребно-парусный спорт методом проб и ошибок. К 2019 году у некоторых участников уже появился небольшой опыт участия в соревнованиях, на основе которого был сделан вывод, что эффективнее готовить команду по парусным гонкам отдельно.
В 2018 году в команду пришёл старшина 1-й статьи контрактной службы Степан Бука. Его изначально взяли как гребца на самое сложное место – загребным, который задаёт темп в гонке. Он, спортсмен с опытом, объяснил: чтобы быть в призёрах на чемпионатах России, ВМФ, Вооружённых Сил, надо делать минимум 32-34 гребка в минуту. Многое зависит от расстояния прохождения весла в воде, резкости его вытаскивания, заноса, погружения, а в воде весло должно вестись строго параллельно поверхности.
Парусный спорт, как признаёт­ся Степан, как нельзя лучше воспитывает такие необходимые моряку качества, как упорство, настойчивость, сила воли. В море важно и чувство команды, от слаженных действий которой зависят и жизнь каждого, и общий успех.
За свою спортивную карьеру Степан Бука становился победителем чемпионата Калининградской области, выиграл международные соревнования в Польше. Вот только о хранящемся у него дома арсенале наград сослуживцы до поры до времени не знали. Но, как говорит капитан команды, когда пришёл Степан, всё изменилось.
– Что такое парусные гонки? – размышляет рулевой. – Можно выйти в море в 9 утра, вернуться поздно вечером и всё это время ждать ветра, дрейфовать под парусом. Если ветер есть, то гонку не останавливают, если же нет, то – на вёсла и к берегу, ждать ветреной погоды. Но надо пройти минимум пять гонок. Бывает так, что расставленные фигуры, вокруг которых нужно совершать манёвры, при сильном ветре можно пройти за 15–20 минут, а при слабом – за 1,5 часа. Вот поэтому ожидание может быть столь длительным. Всё это время люди находятся в ограниченном пространстве яла без еды и отдыха. Тут важно, чтобы команда не деморализовалась, не начались конфликты. То есть, чтобы ходить под парусом, нужны не только стальные мышцы, но и крепкие нервы. А ещё – дружный, сплочённый коллектив.
Итак, придя в команду, Степан скромно исполнял обязанности загребного, пока не выяснилось, что он может хорошо рулить. Этот талант раскрылся на соревнованиях ВМФ на Чёрном море. В 2018 году в Севастополе под парусом балтийцы вошли в тройку лидеров. Да, надо было уверенно грести и на вёслах, но вера в свои силы и перспектива бороться за медали уже появились.
На чемпионат Вооружённых Сил России в Санкт-Петербург в 2019 году команда Балтийского флота отправилась с новым рулевым. Предстояло продемонстрировать свои силы в гребно-парусном двоеборье. Однако незадолго до состязаний были озвучены изменения в положении стартов. Если раньше решающую роль играли гонки под парусом, то теперь – гребля. И вновь медали достались другим. Став вторыми под парусом и впервые ощутив вкус настоящей борьбы (балтийцы всего лишь два очка уступили мастерам спорта международного класса), в решающей гребной гонке наша команда пришла к финишу лишь седьмой.
Но на чемпионат ВМФ в Севастополь сборная во главе с майором М. Гогиным отправилась в том же составе – наставники не стали ничего переигрывать. Весь сезон тренеры натаскивали команду под парусом, ходили до острова Насыпной, оттачивали выполнение поворотов и разворотов, сплачивали коллектив, думая, что, выиграв парусные гонки, достигнут желаемого – победы. В итоге на первенстве ВМФ в гребле балтийцы хоть и заняли 6-е место, но так хорошо прошли под парусом, что в итоге получили долгожданные бронзовые медали!
Сезон 2020 года стал ещё более непростым. Эпидемия коронавируса внесла коррективы во многие старты. Но балтийские гребцы решили не отменять подготовку. В конце мая они вышли на большую воду. Готовятся всё лето. Теперь у команды есть многое для будущих побед: это и костяк спортсменов, и свой инвентарь, в том числе новый парус, который военнослужащие пошили в прошлом году, и два комплекта современных вёсел.
– Идя под парусом при хорошем ветре, чувствуешь выброс адреналина. Когда волна захлёстывает, есть опасность переворачивания яла, – говорит капитан команды балтийцев майор Михаил Гогин и продолжает: – Чем прекрасна Балтика для спортсменов? Тем, что это – мелководное море и при большом ветре можно проверить все критические нагрузки и на ял, и на мачту, и на парус. Не страшно, если что-то с ними случится. На других флотах, где в 50 метрах от берега – глубина, как правило, запрещено совершать сложные манёвры при сильном волнении. Вот поэтому Балтика перспективна для гребно-парусного спорта. И если подходить к этому столь же ответственно, с душой, то рано или поздно усилия окупятся сторицей. Главное – идти к цели, не сворачивая с пути.

Юрий ДМИТРИЕВ, «Красная звезда» 

Фото пресс-центра ЦСКА