Становой хребет Сухопутных войск

image_print

В нынешнем году отечественное танкостроение отмечает вековой юбилей.

От будущего танкостроения зависит многое.

На прошедшем Международном военно-техническом форуме «Армия-2020» специалисты особо отмечают военно-историческую конференцию, посвящённую 100-летию отечественного танкостроения, организованную Главным автобронетанковым управлением Минобороны. На ней генеральный директор – главный конструктор АО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» Андрей Терликов выступил с докладом, который вызвал активное обсуждение среди участников мероприятия.

Более века танки широко применяются как в локальных военных конфликтах, так и в широкомасш­табных войнах.
Облик основного боевого танка и его тактико-технические характеристики непрерывно меняются в связи с изменением уровня развития науки и техники, а также по причине изменения тактики и способов боевого применения танков.
С самого начала истории применения танк использовался как мощное средство преодоления укреплённых позиций и фортификационных сооружений, обеспечивая защиту экипажей от пуль и осколков. В начальный период своей истории танки, в силу своей массы и габаритов действовали на противника психологически, находясь в районе боевых действий.
Весь более чем 100-летний период тактико-технические характеристики танка совершенствовались по трём основным направлениям: огневая мощь, защищённость, подвижность.
При том, что с течением времени задача у танка на поле боя изменилась незначительно, на его конструкцию влияли способы и тактика боевого применения.
На примере отечественного танкостроения, 100-летие которого мы отмечаем в этом году, трансформацию основного боевого танка можно представить, посмотрев несколько образцов, ставших знаковыми в истории развития.
Итак, общеизвестно, что первое боевое применение танков англичанами состоялось на реке Сомме в 1916 году. Они выполняли задачу по непосредственной поддержке пехоты (в то время немеханизированной) при штурме укреплённых позиций противника.
В 1939 году в Советском Союзе был принят на вооружение ставший впоследствии легендарным танк Т-34, обладающий оптимальным сочетанием тактико-технических характеристик, в том числе лучшими на тот момент характеристиками подвижности: высокая проходимость, манёвренность и запас хода. Кроме того, танк был технологичен в изготовлении, что позволило наладить в короткие сроки его крупносерийное производство.
Высокая тактическая мобильность Т-34 при высоком уровне защищённости и огневой мощи, позволила в ходе Великой Отечественной войны объединить танки в самостоятельные танковые части и соединения (корпуса), задача которых в поздние периоды войны заключалась в развитии успеха по прорыву обороны противника путём стремительного наступления, в разгроме вражеских тылов и коммуникаций. А также танковые подразделения и части применялись для решительного перелома обстановки, нанесения поражения противнику при поддержке тогда уже частично моторизированной пехоты.
Теорию массированного применения крупных танковых (механизированных) соединений с прорывом в тыл противника на большую глубину в 1930-х годах обосновали советские военные теоретики, в том числе и маршал Михаил Тухачевский.

Уже сегодня специалисты столкнулись с вопросом: отдать ли роботизированному образцу право в автономном режиме принимать решение  на открытие огня

Разработка советскими конструкторами танка Т-34 и опыт его применения во Второй мировой войне значительно повлияли на ход развития мирового танкостроения, а отечественная школа разработки и применения танков стала лидирующей в мире.
В 1958 году в Советском Союзе был принят на вооружение Т-55, а организовали его крупносерийное производство на заводах в Нижнем Тагиле, позднее в Омске. Танк имел высокие показатели огневой мощи, защищённости и подвижности, соответствующие требованиям времени.
Вместе с тем впервые в отечест­венной и мировой практике танк оснащался коллективной противоатомной защитой экипажа от поражающих факторов ядерного взрыва и отравляющих веществ. Это дало возможность вести эффективные боевые действия сразу после применения ядерного оружия, решая задачи обороны, наступления и закрепления на занятой территории.
Отдавая должное этой машине, мы не можем не отметить, что она выдающаяся – простая, надёжная и эффективная. До настоящего времени Т-55 применяется в локальных конфликтах.
В 1973 году на вооружение Советской Армии был принят танк Т-72 и организовано его крупносерийное производство в Нижнем Тагиле. И эта машина вместе с танком Т-64 также стала знаковой в силу того, что наряду с очень мощной 125-мм пушкой её модернизационный потенциал не исчерпан до сих пор. Танк получил автомат заряжания, позволивший сократить экипаж до трёх человек. Это можно считать началом нового направления в танкостроении, связанного с автоматизацией процессов управления боевой машиной.
Т-72 – это также выдающаяся машина с уникальным сочетанием характеристик, которая почти 50 лет состоит на вооружении многих стран мира, непрерывно совершенствуясь до современных требований.
Итак, Т-64 и Т-72 открыли фактически новую страницу в истории мирового танкостроения, – используя последние достижения науки и техники массового оснащения танков автоматическими системами, позволяющими. с одной стороны, повышать тактико-технические характеристики боевой машины, а с другой — сокращать экипаж, совершенствуя его защиту.
Это направление развития в танкостроении превалирует до настоящего времени. Автоматизации подвергаются процессы заряжания пушки, подготовки выстрела с использованием баллистических вычислителей с датчиками метео- и топографических условий, процесс наведения оружия на цель автоматической системой сопровождения целей; процессы управления и контроля параметров силовой установки; процессы обеспечения защиты танка от пожара, от атак противотанковыми средствами, в первую очередь там, где физические способности человека при необходимом времени реакции в десятки миллисекунд давно исчерпаны. Машины оснащаются прицельными комплексами с каналами технического зрения (телевизионный и тепловизионный), позволяющими обеспечивать автоматическое сопровождение захваченной цели, а в ближайшей перспективе перейти к автообнаружению и автораспознаванию целей.
Максимальный уровень автоматизации процессов управления для серийных отечественных машин достигнут на Т-90М, разработка которого завершена, и он начал поступать в войска.
В связи с изменением геополитической обстановки в мире наиболее вероятным сегодня становится применение танков в локальных конфликтах без чётко выраженной линии соприкосновения противоборствующих сторон, а также контртеррористических операциях при сохранении задачи их применения в широкомасштабной войне. Танки интегрируются в составе тяжёлой механизированной пехоты на БМП, где выступают в роли универсального хорошо защищённого, мобильного, мощного огневого средства на поле боя.
Кроме того, танки придаются на усиление и используются в качестве тяжёлого огневого средства и ударной силы мобильных подразделений, в том числе ВДВ, морской пехоты – сил быстрого реагирования.
Отсутствие чётко выраженной линии боевого соприкосновения с противником, вероятность атаки с любого из направлений, при массовом применении средств ближнего боя и противотанковых управляемых ракет, привели к необходимости оснащать танки всеракурсной защитой и комплексами активной защиты, заметно изменившие их облик.
В настоящее время государст­венные испытания проходит Т-14, разрабатываемый по проекту «Армата». Это инновационная машина по многим направлениям, в том числе с оригинальной компоновкой, позволяющей максимально обезопасить экипаж, находящийся в высокозащищённой передней части корпуса. Машина способна самостоятельно защищаться от средств ближнего боя, артвыстрелов и высокоточного оружия. У этого танка пушка повышенной энергетики, более эффективный многофункциональный боекомплект, высокоточный прицельный комплекс, которые выводят на новый уровень эффективность решения задач по прорыву укреплений противника, уничтожению всех современных танков на больших дистанциях, а также решения задачи по развитию успеха с нанесением поражения противнику.
Однако знаковым в развитии танкостроения танк Т-14 предлагается считать по другой причине.
Фактически это первая в мире предсерийная машина, которая в базовой комплектации готова к безэкипажной боевой работе. В одной из научно-исследовательских работ Т-14 оснащался программно-техническим комплексом роботизации и в безэкипажном режиме выполнял боевую задачу.
С большой долей уверенности можно говорить, что вновь разработанные Т-90М и Т-14 – это последние экипажные боевые машины переднего края. Ход развития науки и техники, а также новый на современном этапе истории взгляд на ценность человеческой жизни диктуют необходимость создания безэкипажных боевых машин, не уступающих по боевой эффективности экипажным. Безэкипажные – должны быть способны выполнять боевую задачу по заранее подготовленной оператором программе с переходом в автономный (без контроля со стороны оператора) режим в рамках определённых человеком функций.
С уверенностью можно говорить о предстоящем новом этапе в танкостроении, затрагивающем как облик и технические характеристики боевых машин, так и тактику их применения.
Детально говорить об облике этих машин рано, поскольку он во многом будет зависеть от вида применяемого основного вооружения. В настоящее время определяются критические технологии и научно-технический задел, по которым нужно создавать и разрабатывать безэкипажные машины, активно решаются задачи оптимизации человеко-машинного интерфейса. Что интересно, уже сегодня специалис­ты столкнулись с вопросом: отдать ли роботизированному образцу право в автономном режиме принимать решение на открытие огня.
История развития танков, способов и тактики их применения говорит о лидирующей роли отечественной танковой школы практически на всех этапах. И это очень важно, поскольку танки в ближайшей перспективе не смогут быть заменены какой-либо системой оружия.
Потребность в танках сохранится до тех пор, пока ближний бой остаётся неизбежным элементом боевых действий, где танки выполняют роль станового хребта сухопутных войск.

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда»