Судьбой удостоен самой высокой награды

Человек, влюблённый в свою профессию, предан ей всю жизнь.

9 декабря – День Героев Отечества

Судьбой удостоен самой высокой награды

Для заслуженного военного лётчика России, награждённого дважды орденом Мужества, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и медалью «За спасение погибавших» полковника запаса Сергея Чечерова служба Родине не закончилась с уходом в запас. Он по-прежнему её несёт, только в несколько ином статусе. Теперь Сергей Викторович – директор филиала Военно-морского музея Северного флота в посёлке Сафоново, который известен в Кольском Заполярье, как гарнизон лёт­чиков.

Попав сюда – на Крайний Север волею судьбы почти 40 лет назад, Сергей Чечеров решил не переезжать на Большую землю, как делают многие служивые, отдавшие большую часть своей жизни суровому Заполярью. Настолько прикипел душой. Своё место и предназначение он сегодня видит здесь – в музее, где можно увлекательно и интересно рассказать школьникам об истории, уникальных экспонатах, особенностях и романтике лётной профессии и службе на Северном флоте. Подкрепить экскурсию личными живыми историями вряд ли ещё кто-то лучше сможет, кроме заслуженного военного лётчика. Сергею Викторовичу есть о чём рассказать подрастающему поколению. Кто-то из них после знакомства с ветераном морской авиации непременно выберет лётную стезю и для себя. Убедительнее слов действуют на слушателей два ордена Мужества на парадном кителе настоящего полковника и свидетельство профессионализма высшей степени – нагрудный знак «Заслуженный военный лётчик», который Сергею Чечерову в 2005 году в Кремле вручил Президент России Владимир Путин.
В его лётной биографии сотни санитарных и спасательных вылетов, более двух с половиной тысяч посадок на палубы военных кораблей и гражданских судов и свыше пяти тысяч часов, проведённых в небе. И всё это – в экстремальных, северных условиях, когда выражение «ни зги не видно» становится лучшим описанием обстановки за бортом. В небо Арктики, где нет никаких ориентиров, ему приходилось взлетать не раз: и с больших противолодочных кораблей, и с палубы тяжёлых атомных ракетных крейсеров, и с авианосца. Каждый такой вылет сопряжён с риском. Трудно описать степень проявленного мужества и профессионализма палубного военного лётчика во время походов кораблей к островам Северного Ледовитого океана.
На вопрос, как решил выбрать такую сложную профессию, Сергей Викторович отвечает, что с детства не мог определиться со стихией: и в море тянуло, и романтика неба влекла. Интерес к авиации зародился при посещении в школьном возрасте аэроклуба. А выполненные прыжки с парашютом подкрепили мечту о небе уверенностью в своих возможностях. Именно поэтому выбор профессии по выпуске из школы с математическим уклоном перед Сергеем Чечеровым не стоял: он с лёгкостью поступил в Сызранское лётное училище, поскольку занимался спортом и имел прекрасную физическую подготовку, а средний балл аттестата едва не дотянул до 5,0. Волею судьбы он, как и хотел, попал в морской взвод. Так море и небо стали для него двумя родными стихиями.

Через два года Сергея Викторовича ждало новое повышение – до командира вертолётного полка. Но и тогда он не сменил левую «чашку» в кабине вертолёта на кабинетное кресло


В далёком 1982 году вместе с лейтенантскими погонами Сергей Чечеров получил распределение на Северный флот в авиационный гарнизон Сафоново, который за время службы стал действительно родным.
Для того чтобы понять, как проходило офицерское становление Сергея Викторовича, достаточно упомянуть лишь тот факт, что он сел в командирское кресло уже через десять месяцев после начала службы в полку морской авиации, тогда как обычно это происходит через 3–4 года. Первой его машиной стал Ми-14, который называют летающей амфибией. Выпускалась она в различных модификациях: противолодочного вертолёта, тральщика, спасателя. На этом типе он дослужился до капитанского звания. Затем было освоение нового по тем временам вертолёта Ка-27, который экипажи получали прямо с завода. Учёба в академии, и через год назначение командиром эскадрильи штурмовых вертолётов Ка-29. 2000 год отмечен в его служебной биографии новой должностью – заместителя командира полка, а вместе с этим и сложной и опасной работой – судоподъёмной операцией АПРК «Курск», за которой, без всякого преувеличения, следил весь мир. В этот период подполковник Чечеров лично выполнил 165 посадок на корабли, занимавшиеся глубоководными работами, обеспечивая им «воздушный мост» с берегом.
Через два года Сергея Викторовича ждало новое повышение – до командира вертолётного полка. Но и тогда он не сменил левую «чашку» в кабине вертолёта на кабинетное кресло. Небо над морем манило к себе полковника, как когда-то лейтенанта. Не забывал лётный командир и о подготовке молодой смены.
– Когда я стал командиром полка, не мог начать учебный год без посещения комнаты боевой славы – музея тогда ещё не было. Считаю, когда приходит молодое пополнение, начинать надо с истоков – музея морской авиации и Северного флота. И сегодня я, будучи руководителем нашего сафоновского музея, ещё больше это осознаю, – говорит поставивший на крыло многих лётчиков Сергей Чечеров.
Слушая эти рассказы и глядя на награды Сергея Викторовича, первые из которых – два серебряных креста за проявленное мужество, осознаёшь, с каким риском сопряжена была его служба и лётная работа.
Не удерживаюсь и задаю вопрос, какая награда для заслуженного военного лётчика самая весомая, самая значимая?
– Самая важная награда, – говорит полковник запаса Чечеров, – что все мои экипажи живые и здоровые вернулись на базу.
Этой самой ценной наградой хранителя истории и славных традиций морских лётчиков Северного флота удостоила судьба за верность своему делу и истинный профессионализм.